В конце апреля 2022 в театре Моссовета прошла премьера спектакля «Укрощение строптивой» Андрея Кончаловского. Почему стоит сходить на эту постановку, рассказывает театральный критик, любительница театральных буфетов, а теперь и театральных фуршетов, Александра КУЧУК.
Я полюбила премьеры. Раньше просто театр любила. А теперь мне премьеры подавай – ходить на них правда интересно. Надо явиться в театр чуть пораньше, гордо кинуть толпе, стоящей с билетами: «Я по пригласительному». Пройти в отдельную дверь. Тебе, может, и гардероб тоже положен отдельный. В фойе уже вовсю звезды фотографируются. Мимо Пелагея прошла, я даже не дрогнула!
Потом я решила всем, кто по пригласительному, улыбаться. И здороваться. Мало ли. Если пригласили – значит люди хорошие. Их в партер усаживают, на козырные места. И потом на фуршет приглашают.
Но, собственно, о премьере. Андрей Кончаловский поставил «Укрощение строптивой» Шекспира. Как объяснил Кончаловский, это только начало «шексипировской трилогии». Он потом еще «Макбет» и «Бурю» поставит. «То, что волнует, – и есть современно… Шекспир, будь то комедия, трагедия или фантазия, – это смесь небес и балагана, высокого и низкого, прекрасного и уродливого, чем собственно и является наша сегодняшняя жизнь», – считает Кончаловский.
На сцене в роли строптивой Катарины – Юлия Высоцкая, оно и понятно. А ее папу Александр Филиппенко играет.
Мне сценография понравилась. Яркие мультики для обозначения Италии. Я раньше на сцене ничего у Кончаловского не смотрела, но этот спектакль выглядит очень кинематографично. И фонтан на колесиках! И старинная машина. Вообще атмосфера была как музыка, доносящаяся из граммофона, что-то про прошлый век. Но да, была и актуальность, хотя режиссер к ней и не стремился. «Для актуальности есть публицистика, есть сайты, сейчас все выступают по разным поводам. Для меня актуальность – когда люди приходят чтобы, во-первых, погрузиться в детство», – сказал на пресс-концеренции Андрей Кончаловский. – Бывает, что зритель сидит и думает «Когда же кончится, все понятно». Поскольку я учился музыке, для меня очень важно течение и чувство времени, чтобы зритель был увлечен и не заметил, как все прошло».
Как укротить строптивую? Как заставить женщину признать, что Луна – это Солнце? Что мерзкий старичок – это прекрасная девушка? Да, знал Шекспир приемы газлайтинга! Если дамочку пару дней не кормить, не давать ей спать, пытать, считай, то она что хочешь признает за правду. Сломается мадам. Но сломается ли? Хороший вопрос. Судя по Катарине Высоцкой, такую не сломаешь. Никакого газлайтинга не хватит. Она просто станет умнее. И начнет говорить не то, что думает…
Трогательно было поглядывать на Кончаловского, который смотрел спектакль из ложи. А потом вышел на поклон. И всех, кто над спектаклем работал, вывел. Всех, включая монтажеров сцены.
Кстати
Что еще у Андрея Кончаловского можно посмотреть в театре «Моссовета»:
Во всех играет Юлия Высоцкая. А еще советуют посмотреть из премьер – «Общагу-на-крови» по Алексею Иванову в постановке Олеси Невмержицкой. Пойду.