В Театре Олега Табакова вышел спектакль в постановке Владимира Машкова. О постановке рассказывает наш театральный обозреватель Анастасия ПЛЕШАКОВА.
Это первая в России постановка комедии «Ripcord» американского драматурга Дэвида Линдси-Эбера, лауреата Пулитцеровской премии, автора сценариев к фильмам «Чернильное сердце», «Полтергейст», «Кроличья нора».
Слово «Ripcord» — узкопрофессиональное, переводится как вытяжной трос, который раскрывает парашют. В переводе Михаила Барского название пьесы преобразовалось в «Схватку». «Это как в жизни – сначала тебя швыряют в полную неизвестность, потом ты в ужасе падаешь в свободном полете, уверенный в своей неминуемой гибели, а потом находишь кольцо и вытяжной трос, дергаешь, и вуаля. Медленно летишь и наслаждаешься видами», — так говорит один из героев пьесы.
Место действия – комната в доме престарелых. Или, как политкорректно теперь говорят, — пансионат для пожилых людей. В нем живут две старушки. Кровать у окна (предмет мечтаний) занимает пессимистка Абби (ее играет Яна Сексте). Кровать у стенки – неисправимая оптимистка Мэрилин (Алёна Лаптева). Они, хоть и в возрасте, но по темпераменту жару дадут молодым. Абби мечтает о старости в тишине и покое. Просит подселить к ней соседку… с раком горла — та всегда молчит.
Мэрилин рта не закрывает. Она не старушка, а огонь, вокруг которого вьются бодрые старички. Абби любит разгадывать судоку и одевается в стиле милитари. Мэрилин бегает на свидания и кокетничает с молодым сотрудником пансионата Скотти (Севастьян Смышников). Она носит розовые, сиреневые, малиновые платья и костюмчики, шляпки, темные очки, бусы – вся из блесток и минут.
Причина раздора старушек – радикальное несходство характеров. «Ты мне напомнила мужа – он был хам и грубиян», — говорит Мэрилин своей соседке Абби.
Каждый их божий день — это бой без правил. В ход идут жестокие подставы, предынфарктные розыгрыши, смертельные испытания, например, прыжок с парашютом. Абби и Мэрилин летят под одним куполом: «Парашют открывай, дура», — кричит одна другой. Сработает ли «рипкорд» и успеют ли заклятые подруги «насладиться видами», — всегда вопрос. С таким же успехом и эмоциями они побывают на представлении зомби-апокалипсиса, подвергнутся «нападению террориста». Не жизнь, а дом с привидениями и цирк уродов. Все рукотворные розыгрыши Абби и Мэрилин придуманы друг для друга. Каждая старается свою заклятую подругу разозлить. Особо жаркие ссоры возникают из-за кровати у окна.
Американская пьеса идеальна подходит для двух возрастных актрис. В роли Абби и Мэрилин легко представить Мерил Стрип и Ширли Маклейн. Но их нет в труппе «Табакерки». Нет даже близких по возрасту актрис. Зато много талантливой молодежи.
«Возраста нет, есть состояние души. Изменения тела – временное явление. А вот душа, если она молода, если она горит, если она хочет праздника жизни, обязательно его получит. И в конце спектакля, зритель убедится, что в каждом немощном старике живет молодой, сильный человек, — считает Владимир Машков. — Единство и борьба противоположных характеров героинь здесь не только источник комичных и трагичных ситуаций, но и залог бесконечного творческого освоения мира».
Остальных обитателей дома престарелых играют студенты Театральной школы Олега Табакова. Роли не главные. Не раскрывая карты, какие именно (хотя мы уже упомянули бодрых старичков), скажем, что студенты много работают не только над собой, но и над гримом, над походкой, осанкой… Пьеса дает прекрасный материал для перевоплощения.
Машков называет жанр пьесы – комедией жизни, которая всегда включает в себя жизненную трагедию. Человек может просить или не просить о любви, давать сигналы или ждать понимания, но в любом случае, в любви он нуждается. А в понимании — особенно.
На одном из премьерных показов среди зрителей был юморист Евгений Петросян. Он пришел с молодой женой Татьяной. Во время спектакля Петросян долго сидел с каменным лицом. Видимо, юмористы воспринимают юмор только в собственном исполнении. Но к концу вечера Евгений Ваганович оттаял, разулыбался. Ну а зрители, не столь искушенные в природе смешного, от спектакля были в восторге. На поклонах кричали Владимиру Машкову и артистам: «Большое спасибо». В наше сложное время подобные «Схватки» – настоящее лекарство для души. Ну а худрук «Табакерки» Владимир Машков успешно идёт по пути бродвейского театра.