В театре Пушкина прошла премьера спектакля «Мадам Рубинштейн» в постановке Евгения Писарева по пьесе австралийского драматурга Джона Мисто. О постановке рассказывает наш театральный обозреватель Анастасия ПЛЕШАКОВА.
Раньше эта пьеса в Москве не ставилась. Поэтому стала открытием для столичной публики.
Но не только в этом изюминка новой постановки. Это спектакль-бенефис Веры Алентовой, приуроченный к её 80-летию. Вера Валентиновна отметит круглую дату 21 февраля. Невероятно, но факт. Выглядит она прекрасно и рвется работать с таким же энтузиазмом, что и… не будем называть сколько лет назад, когда она только закончила Школу-студию МХАТ.
Алентова играет основательницу «империи красоты» и родоначальницу современной косметологии, могущественную Хелену Рубинштейн. Одну из самых известных и богатых бизнесвумен ХХ века.
Её путь к успеху не был простым. Хелена родилась в 1871 году в еврейском гетто в Кракове. В 24 года она уехала в Вену, оттуда – в Австралию, потом – в Америку, где и открыла в 1936-м году первый салон красоты. Она придумала сотни косметических средств и ежедневно совершенствовала свои изобретения, исповедуя нехитрую истину: сила женщины в красоте. «Если женщина страшная, то ей никакой колледж (то есть образование) не поможет». Всего добилась сама благодаря предприимчивости и житейской «мудрости» о том, что добротой сыт не будешь.
Действие происходит в офисе Хелены Рубинштейн в Нью-Йорке. Середина 50-ых. На сцене три героя: мадам Рубинштейн (Вера Алентова), её телохранитель Патрик (Дмитрий Власкин/ Артём Ешкин) и «заклятая» подруга, еще один ас в области косметологии и одновременно конкурентка по цеху Элизабет Арден (Ольга Науменко), с которой Хелена «дружит» против Ревлона.
Хелена цинична и резка, зато у нее прекрасное чувство юмора. У нее есть конкуренты, с которыми она ведет непрерывную войну. Она сказочно богата и влиятельна, но счастлива ли она? На самом деле её марафон успеха – это бегство от одиночества. Она никого не любит, включая своих сыновей. Во всяком случае так говорит, называя сыновей (и не только их) «адиотами», пока с одним из них не случается трагедия… Это событие меняет не только характер главной героини, но и жанр спектакля, который уже не комедия, а мелодрама.
Судя по всему. образ Хелены Рубинштейн близок актрисе Вере Алентовой, как ей близка и другая её героиня Катя Тихомирова из фильма «Москва слезам не верит». У каждой из них свой путь к успеху, за который пришлось побороться. Это женщины, которые сами себя сделали, self-made woman, сильные, со стальным стержнем внутри.
Хелена Рубинштейн в исполнении Веры Алентовой — женщина не очень образованная, в меру вульгарная, из серии «в университетах не обучались» (хотя на самом деле она училась на медицинском факультете Краковского университета). Выговор у неё как у торговки с одесского привоза, на своем «пиджин инглише» она постоянно путает слова. Манеры – и того хуже: неизбывна привычка ломать руками рогалик краковской колбасы, которую она бережно хранит в сейфе и носит с собой повсюду, чтобы достать и съесть в самых неожиданных обстоятельствах, шокируя окружающих.
— Несмотря на юмор, эта история – не легкая комедия. Это полноценная драма с интересными героями и неожиданным сюжетом. В жизни Хелены Рубинштейн было очень много ярких событий, её обожали и ненавидели, ей стремились подражать, ей льстили. У неё есть слава, есть огромное состояние, но в какой-то момент она понимает, что совершенно одинока. Встреча с бедным, дерзким молодым человеком, по сути, меняет её – несмотря на все конфликты, на всю непохожесть, они становятся близкими людьми. Это обретение любви – не в романтическом, а просто в человеческом смысле – и есть самое главное. И в пьесе, и в жизни, — говорит режиссер Евгений Писарев.
Художник по костюмам Виктория Севрюкова сделала героиню Веры Алентовой похожей на женщину, знающую толк в высокой моде, такую, как Миранда Пристли, героиня Мэрил Стрип из фильма «Дьявол носит Prada». Но её чёрно-белый парик больше напоминает Круэллу. Изящный product placement марки HR удачно обыграл в сценографии художник Максим Обрезков.