В апреле 2022 в Театре Сатиры в Москве прошла премьера пластического спектакля «Арбенин. Маскарад без слов». Пластическая постановка в драматическом театре – всегда риск. Как справились актеры, которые привыкли выражать чувства и эмоции при помощи слов, с языком тела? Рассказывает обозреватель КП Оксана ФОМИНА.
Спешу успокоить: в театре Сатиры справились очень даже блестяще. Казалось, часть из них имеет неплохую хореографическую подготовку. Но нет, просто репетиции шли больше трех месяцев практически в ежедневном режиме.
Смотреть постановку режиссера-хореографа Сергея Землянского (кстати, он теперь главный хореограф театра Сатиры) интересно. Здесь все динамично, без балетных обязательств, когда зритель во что бы то ни стало должен увидеть антре, адажио, вариации и коду. Пластический спектакль смотришь, будто кино: актеры без слов умудряются весьма точно передавать содержание драмы Лермонтова. Эффекта добавляет вращающаяся сцена и сценография Максима Обрезкова, не в первый раз работающего с Землянским.
О чем речь в постановке, поймут все. Любовная лодка Арбенина разбивается о ревность, замешанную на неискренности, подлогах, интригах. Арбенину кажется, что он может на что-то влиять, что-то решать, но на самом деле он сам оказывается марионеткой в руках света, который с интересом, будто в кинотеатре с попкорном в руке, смотрит, чем же все закончится. Чуда, конечно, не произойдет.
Сергей Землянский признался: «Я знаю, что Максим Аверин очень хотел со мной поработать…». У самого Аверина это не первое соприкосновение с «Маскарадом». Он уже играл Арбенина в «Сатириконе» много лет назад.
«Какая-то кармическая история. Я точно знал, что эта роль будет в моей жизни еще раз» –, говорит 46-летний исполнитель главной роли. – И когда мне позвонили и предложили сыграть, сразу согласился. Только потом узнал, что это будет спектакль без слов. Тупик! Но деваться некуда. Если вы посмотрите на возраст других артистов, вы увидите, что я гораздо старше, мне в два раза труднее, но я кайфую».
Музыку к спектаклю написал композитор Павел Акимкин. Артисты на сцене двигаются в громоздких масках-головах. Ну, действительно, это же маскарад! Между тем, зрители не могут отделаться от мысли, что это просто безликие и равнодушные существа, кружащиеся в завораживающем вальсе. Зеркала, ниши создают впечатление лабиринта, в которых должны заплутать и обязательно заплутают все герои.
«Почему эта история актуальная сейчас? Фарфоровый мир – то, с чем столкнулись мы в 21 веке. Казалось, что человек должен приблизиться к человеку, а оказалось, мы стали фарфоровыми, искусственными, – рассуждает Максим Аверин. – Так и в спектакле: мы видим разрушенный мир персонажей. Трагедия у каждого – фарфоровая мечта Нины о счастье, искушение Арбенина. Трудно пробиться через маски. Мы каждый день сталкиваемся с непреодолимый несправедливостью мира. Как с ней справиться и не сойти с ума? Арбенин не смог…
Роль Нины и баронессы Штраль играют два состава артисток: Моряна Антоннен/Шестакова и Майя Горбань, Любовь Козий и Зоя Бербер. В роли князя Звездича зрители увидят Максима Демченко и Илью Малакова.