14 и 21 февраля 2024 года в театре «Модерн» в Москве пройдут премьерные показы трагикомедии «Страсти по Торчалову». Эта постановка стала дебютом актера театра Шамиля Мухамедова — как выяснилось, очень интересного и многообещающего режиссера. Хотя сам он называет получившийся спектакль больше актерским и скромно пеняет на случайное везение. Театральный обозреватель КП-Афиши Рената Белялова побывала на показе и поделилась впечатлениями в рецензии на спектакль «Страсти по Торчалову».
Премьера пройдет в недавно открытом после ремонта Зале имени Владимира Левашева — прекрасного актера театра Модерн, ушедшего из жизни в прошлом году. Также имя Левашева имеет непосредственное отношение и к самому спектаклю — он должен был исполнять главную роль Торчалова и начал помогать Мухамедову с подготовкой его дебютной работы. «Я пообещал Владимиру Сергеевичу, что свет увидит этот спектакль, поэтому не переставал работать над ним» — рассказал молодой режиссёр.
Спектакль поставлен по одноименной пьесе драматурга Никиты Воронова, написанной в конце 90-х годов. Действие начинается с того, что реформатор Павел Максимович Торчалов просыпается после сердечного приступа на диване в неизвестном помещении, похожем на бедную комнату в общежитии, и ужасается, ведь находится не в центральной больнице, а где-то за городом. Но его многочисленные догадки и сетования на то, что его якобы списали, опровергаются появившимся из темноты человеком, заставляющим обратить внимание Торчалова на то, что пульс его отсутствует и сердце не бьётся. Этим человеком является Кушкин, «вытянувшийся без малого лет сорок назад». Также вместе с ними на этаже живёт Лизонька 1839-го года смерти, к которой приставал сам Пушкин, и революционер Сашка, участвовавший в расстреле царской семьи. И у каждого здесь одна цель — откопать свой главный грех.
«Все мы где-то по-крупному насрали и забыли где. Грех… Понимаешь, он есть. А нам кажется — нет» — говорит Кушкин. И все, обитая в этом замкнутом мире, подвергаются самокопанию и «стимуляции» скорейшего вспоминания, погружением в вечную ночь, угнетением и периодическими болезнями. Ведь настоящий ад — это не в котле вариться: «Страшно в себе вариться. Вычерпывать страшно».
И вспоминая ситуацию за ситуацией, анализируя свою жизнь и своё отношение к людям, герои спектакля постигают себя и выискивают свой грех, произнеся который они должны услышать звоночек. А те, кто не может вспомнить и сопротивляется этому, отправляются жить заново. Но жизнь эта из раза в раз становится всё страшнее и мучительнее.
Пьеса Воронова — серьезное литературное произведение, затрагивающее много разноплановых тем. Основными являются темы народа, свободы, власти и, конечно, любви. Замечательный текст, пестрящий философскими истинами и остроумными шутками, прорывающими зал на смех и слезы, нашел прекрасное воплощение на сцене Модерна. Режиссер Шамиль Мухамедов оставил по минимуму декораций и сделал основной акцент на свет и музыку, подготовкой которой занимался самостоятельно. Также большую роль в спектакле играет задний экран, на который проецируется вид ночной улицы, здания, где обитают умершие, трамвайчика, бесконечно ездящего кругами. Удобная и популярная сегодня в театральном мире технология. Также интересным решением стало оформление допроса-исповеди Торчалова. Направленная на него камера, транслирует профиль актера на задний экран и создается великолепная композиция, где человек одновременно является и подсудимым, и Богом, возвышающимся над судьей архангелом-комендантом Риммой, которая играет чуть ли не самую важную роль в истории с Торчаловым. Удивил ещё один необычный для стандартного театра ход — но «Модерн» не может существовать без экспрессивных решений. Особым методом погружения актеров и зрителей в мир спектакля стало использование настоящей водки. Немного выпив на сцене, актеры приобрели тот самый «взгляд кролика» и лёгкую неловкость движений, раскрывающих персонажей ещё глубже и реалистичнее, чем если бы это было сыграно.
Постепенно разбираясь в себе и выискивая свой грех, каждый из героев произносит простые, но точные слова, объясняющие природу жизни. Спрятанные в переходном мире, они боятся неизвестности грядущего не только возвышения, но и перерождения, точно так же, как живущие боятся смерти. Не желая третьего круга возвращения на землю, Сашка поджигает себя, лишь бы исчезнуть: «Он плавится от ужаса… Жить больно, Торчалов. Там всё время больно. Почти всем». Спектакль рассказывает о жизни такой, какая она есть на самом деле — как она несправедлива, как спонтанна и скрытна. В процессе двое находят свой грех, противоречащий писаным постулатам, но обозначенным исходя из справедливости. Кушкин слышит звоночек, когда рассказывает о своей смерти — ему выпала долгожданная возможность задавить насильника и маньяка, вдруг выскочившего на дорогу. Но, исходя из идеи «не убей», он вывернул машину и разбился сам. Тем самым зло осталось и принесло больше несчастий. А Лизонька, видевшая пожар Москвы 1812-го года, и не подозревала, что зажгла его именно она, случайно подпалив хату угольным утюгом. Таким образом Вороновым и Мухамедовым размываются границы греха, не умещающегося в банальные «не убей», «не укради» и т.д. Торчалов отказался от приглашения боготворимой им девушки переночевать у неё. Гордясь своей силой воли он не заметил, как ей в эту минуту нужна была просто его поддержка, и не смог её уберечь.
Исходя из всего этого видно, как спектакль говорит зрителям, что заповеди не всегда оказываются правы и что в любой ситуации нужно думать самостоятельно. Не бездействуй, не бездумствуй, не оставь, не угнетай — вот те основные истины, о которых постановка. Ведь человек всегда живёт в страхе — «человеку без страха нельзя — в нём сила». Но забиваясь в эту боязнь сила теряется и переходит к бесстрашным. В этом и заключается основной грех человечества.
Шамилю Мухамедову удалось как режиссеру передать эту многоуровневую атмосферу пьесы Воронова и рассказать историю человеческой души, любви и жизни.
В спектакле, насыщенном неожиданными сюжетными поворотами и шокирующими откровениями, участвует один актерский состав, на который была возложена огромнейшая работа — правдоподобно рассказать то, о чём никто не знает. Великолепно свою роль Торчалова исполнил Александр Борисов. С новой стороны показал себя актер Евгений Невар в роли Сашки. Также в спектакле играли такие замечательные артисты: Надежда Меньшова (Лиза), Алексей Багдасаров, сыгравший сразу двух — отца и сына Кушкиных, Маина Чижевская (Римма), Фотис Келепурис (Степан).