Рецензия на спектакль «Вероника решает» (2024) в театре «Модерн»: как душевнобольные обретают смысл жизни

Рецензия на спектакль «Вероника решает» (2024) в театре «Модерн»: как душевнобольные обретают смысл жизни Спектакль «Вероника решает» в Театре «Модерн». Фото: Рената Белялова

В марте 2024 года в театре «Модерн» в Москве состоялась премьера спектакля «Вероника решает…». Художественный руководитель Юрий Грымов адаптировал роман Пауло Коэльо для современного российского зрителя. Результат получившегося прочтения самого продаваемого в мире автора увидела театральный обозреватель КП-Афиши Рената Белялова, которая поделилась своими впечатлениями в рецензии на спектакль «Вероника решает».

Сюжет

Одновременно самой большой ошибкой и самой удачной идеей станет прочтение романа Пауло Коэльо до просмотра спектакля. Однако, не стоит идти на постановку сразу после знакомства с книгой, желая там увидеть известные события, ведь нельзя забывать, что премьеру даёт Модерн — театр со своим особенным взглядом.

Спектакль «Вероника решает» в Театре «Модерн». Фото: Рената Белялова

Переварив однажды прочитанное произведение, нужно как можно тщательнее отстраниться от него и отдаться воле сцены, рождающей на первый взгляд совсем новый, необычный мир. От Коэльо Грымов взял только психушку и имена героев, усложняя и обогащая их историю собственными жизненными переживаниями и современными мыслями. Юрий Грымов рассказал, что поставил спектакль больше для себя и о себе, сумев отказаться от изучения быта психиатрических клиник. Ведь это было бы уже подражание и искусственное затягивание свободного воображения в некие рамки, а это губительно для художника.

Если же снова говорить о важности или бессмысленности прочтения книги ради спектакля, то стоит заметить, что вся постановка полностью построена на символике, полунамёках и отсылках, которые трудно интерпретировать не читавшему бестселлер зрителю. Но стоит ли это всё понимать так, как написал Коэльо? Приходя в театр к Юрию Грымову, человек словно оказывается у психолога. Каждый смотрит «свой» спектакль под призмой накопленного жизненного опыта. Премьера «Вероника решает…» есть тому самый лучший пример. Поэтому, с другой стороны, книгу лучше даже не вспоминать и совершенно не сравнивать со спектаклем — они оба об одном, но разными словами.

Спектакль «Вероника решает» в Театре «Модерн». Фото: Рената Белялова

Режиссерское решение

Весь спектакль от начала до конца есть одно большое режиссерское решение. Героиня Пауло Коэльо Вероника кончает жизнь самоубийством — это и становится отправной точкой действия. И всё начинается с необычного: героиня просыпается в ванной, украшенной египетскими орнаментами, встречает бога солнца Ра и бога луны и мудрости. Они являются как символы рождения и смерти, приветствующие самоубийцу, оказавшуюся в дурдоме. Но ладно, если бы её просто откачали после употребления четырех пачек сильного снотворного. Её сердце не выдержало такой нагрузки и повредилось. Девушке осталось жить семь дней.

Не оставил без внимание способ появления богов — они катались на электронных инвалидных креслах. Так же на этих креслах в дальнейшем мы увидим призраков, наставляющих героев с того света. Можно предположить, что коляски — это и есть психическая болезнь персонажей, визуально отделившаяся от них и мучающая. Все обитатели дома скорби наделены своими яркими образами. Тщательно продуманные и восхитительные наряды художника по костюмам Ирэны Белоусовой подчёркивают индивидуальность каждого пациента. А первое платье Вероники, только оказавшейся в больнице, очень напоминает платье Алисы из «Страны чудес», ведь героини во многом похожи и так же, отыскивая смысл жизни, обесценивая его, оказываются в так называемой «стране чудес», где у каждого в голове свои райские картинки.

Спектакль «Вероника решает» в Театре «Модерн». Фото: Рената Белялова

Герой Александра Борисова всегда ходил с магнитофоном. И с его смертью закончилась и музыка, как символ умолкающей мелодии жизни. Особое внимание к себе притянул необычный наряд Мари в исполнении Марии Орловой. Красивое пышное платье венчал необычный, скрывающий лицо головной убор — шляпа-абажур с горящей внутри лампой. Мари — излечившийся пациент или, если сказать иначе, она сумасшедшая, осознавшая присутствие безумия в каждом. И потому эта лампа, как озарение и просветление, показывает нам ту героиню, что сможет покинуть психушку.

После антракта сцена обретает зеркальный вид — всё, что было на полу в первом акте, во втором зрители видят на потолке и наоборот. Так ванна и спящий в кресле папа римский оказываются над головами героев, живущих среди потолочных вентиляторов.

Спектакль «Вероника решает» в Театре «Модерн». Фото: Рената Белялова

Достаточно откровенные и эмоциональные сцены, присутствующие в книге, завуалированно переданы Грымовым через художественные способности шизофреника Эдуарда, роль которого исполнил молодой актёр Лев Смирнов. Он рисовал глубокие переживания Вероники, изображая случившийся с ней сердечный приступ картиной Мунка «Крик». Написанная им обнаженная девушка родилась от впечатлений, возникших между молодыми людьми откровений и привязанности. Картины появлялись особым образом: на середину сцены выкатывали большой экран и проецировали как штрих за штрихом из хаоса проявляется смысл. Это соответствует тому, как в шизофреническом мире Эдуарда случаются проблески сознания.

Спектакль «Вероника решает» в Театре «Модерн». Фото: Рената Белялова

Главной особенностью премьеры «Вероника решает…», как и большинства спектаклей Юрия Грымова, является невероятная музыкальная составляющая постановки. Мировые хиты стали неотъемлемой частью душевного состояния психбольных. Музыка представлена как отдельный персонаж, как опора, как философия. Зрителей также порадовало и живое исполнение, ведь героиня Пауло Коэльо Вероника — пианистка, связывающая свой мир, мир лунной ночи и жителей дурдома мелодиями. Актриса Анастасия Сычева очень чувственно сыграла на фортепиано «Лунную сонату» Бетховена, погрузив зал в бессознательный быт «лунатиков».

Спектакль «Вероника решает» в Театре «Модерн». Фото: Рената Белялова

В спектакле «Вероника решает…» всё обыденное и привычное подвергается сомнению и, на первый взгляд, самое понятное и простое вдруг переходит в разряд абсурда. И главный врач Доктор Игорь, и боги, и пациенты переживают сложный процесс самоисследования, анализируя своё внутреннее сумасшествие: «Ах, если бы все могли познать и пережить свое внутреннее безумие! Стал бы мир хуже? Нет, люди стали бы справедливее и счастливее». В этом и заключается смысл постановки и книги — жизнь прекрасна, какой бы тяжёлой она не была. Это осознать трудно, но необходимо. Юрий Грымов поставил трагичный, но жизнеутверждающий сон, случившийся под впечатлением от книги.

Спектакль «Вероника решает» в Театре «Модерн». Фото: Рената Белялова

Актеры и роли

В спектакле задействован интересный актерский состав, частью которого стали приглашенные актеры — заслуженный артист России Дмитрий Бозин в роли Ра и Жанна Чирва в роли Зедки. Остальные роли глубоко прожили и исполнили: Анастасия Сычева (Вероника), Лев Смирнов (Эдуард), Роман Зубрилин (Доктор Игорь), Мария Орлова (Мари), заслуженная артистка России Любовь Новак (Стелла, мать Эдуарда), заслуженный артист России Леонид Трегуб (Альберт, отец Эдуарда)

Расскажите об этом друзьям!