1 марта 2024 года Театр Сфера в Москве представит первую весеннюю премьеру сезона на камерной сцене — «Маяковский. Прогулка». Эта постановка — моноспектакль, актером и режиссером которого является великолепный артист Александр Пацевич. Самостоятельно собрав материалы для спектакля, переплетя стихи Маяковского с его воспоминаниями и очерками, Пацевич приурочил премьеру к знаменательной дате — 130-летию выдающегося советского поэта Владимира Маяковского. Театральный обозреватель КП-Афиши Рената Белялова после просмотра поделилась своими впечатлениями в рецензии на спектакль «Маяковский. Прогулка».
Специально в честь юбилея, прошедшего 19 июля 2023-го года, каждый театр старательно презентует разнообразные спектакли о писателе. У Александра Пацевича получилось не остаться безразличным и максимально близко и интересно рассказать о своем Маяковском, показав его как единство поэта и человека.
Перед Пацевичем стояла сложная задача — с нуля создать нечто энергетическое, способное захватить внимание зрителя и хоть частично воссоздать образ того громогласного поэта революции. Моноспектакль, как стиль, требует максимальной самоотдачи от актера, тем более, когда декораций почти нет. В этой премьере основным оформлением стала фишка театра Сфера — проецируемый на стены фоторяд. Софа, рабочий стол, тумбочка с книжками, графин с водой и два места для песен под гитару — это всё, что занимает сцену. Поэтому на первый план выходит актерская игра, а именно — голос Пацевича, то лирично исполняющий песни на тексты Маяковского, то эмоционально читающий ритмичные стихи, показывая их неоднозначную глубину и современность звучания. Наравне с самыми популярными стихами автора, такими как «Стихи о советском паспорте», «Флейта-позвоночник», «Юбилейное», «Сергею Есенину» в исполнении Александра Пацевича прозвучат и не широко известные, но не менее сильные произведения. Такой подход и использование незаезженного материала оценят как знатоки творчества Маяковского, так и только знакомящиеся с ним. Ведь поэт тем и прекрасен, что в каждом своём слове несёт захватывающее откровение и показывает виртуозную силу русского языка. Популярные тексты уже много раз слышаны и обдуманы. А менее знакомые — наталкивают на свежее прочтение книги.
Спектакль «Маяковский. Прогулка» идёт час двадцать минут без антракта, но за это время успевают пройти важнейшие исторические события страны, призмой которых становится поэт. В названии потому и фигурирует «прогулка» — ведь это прогулка по прошлому, по миру творца, по той реальности. И это наблюдение именно за происходящим вокруг через мысли поэта, а не за Маяковским, которое заключается в составляющих фон фотоснимках, изображающих лица и кадры произносимых событий, старые пейзажи, картины и современные рисунки.
Александр Пацевич разделил спектакль на четыре части, подобно тому, как можно было бы поделить на этапы жизнь литератора. Сначала дерзкий футурист, потом он открывает для себя Америку и определяет уровень поклонения доллару, путешествует в Испанию, безответно любит Лилю Брик, встречает революцию, теряет Есенина и старается бороться с неверным настроем в обществе, подрывая своё душевное состояние. Запоминающимися стали сцены прочтения стихов «Сергею Есенину» и «Юбилейное». Эти эмоциональные и сложные тексты прекрасны сами по себе, но в актерском и режиссерском воплощении Пацевича они представлены как живая реальность. Более того, оба произведения наполняются яркой харизмой артиста и идеей прямого обращения к якобы присутствующим Есенину и Пушкину. Особенно трогательным оказался эпизод с, как бы усевшимся на софе, Александром Сергеевичем, на которого с такой искренней любовью обращался взгляд поэта. Пацевич, находясь на сцене, настолько увлечен Маяковским и вовлечён в его переживания, что, зачитывая чередующиеся со стихами прозаические отрывки из очерков разных лет, он не старается его пародировать, но всем своим обаянием и поэтическим порывом заставляет зрителей испытывать то же, что сто лет назад ощущал сам Владимир. Потерянность, злость, бунтарство, любовь, счастье и скорбь сменяются одно другим и переплетаются точно так же, как проза переходит в стихи, начинающие звучать под гитару.
«Маяковский. Прогулка» — уютный, живой и вдохновляющий спектакль об авторском прочтении гениального советского поэта Александром Пацевичем, дебютировавшим в этой работе как режиссер. Постановщик удачно создал на камерной сцене театра Сфера настоящую жизнь со всей её чувственной полнотой, которая была передана единством поэзии, музыки, фотографии и актерского мастерства. Ведь, как сказал Маяковский:
В этой жизни помереть не трудно.
Сделать жизнь значительно трудней.