Рецензия на спектакль «Маяковский. Прогулка» в Театре Сфера (2024): как главный поэт революции оживает на сцене

Рецензия на спектакль «Маяковский. Прогулка» в Театре Сфера (2024): как главный поэт революции оживает на сцене Спектакль «Маяковский. Прогулка». Фото: Рената Белялова

1 марта 2024 года Театр Сфера в Москве представит первую весеннюю премьеру сезона на камерной сцене — «Маяковский. Прогулка». Эта постановка — моноспектакль, актером и режиссером которого является великолепный артист Александр Пацевич. Самостоятельно собрав материалы для спектакля, переплетя стихи Маяковского с его воспоминаниями и очерками, Пацевич приурочил премьеру к знаменательной дате — 130-летию выдающегося советского поэта Владимира Маяковского. Театральный обозреватель КП-Афиши Рената Белялова после просмотра поделилась своими впечатлениями в рецензии на спектакль «Маяковский. Прогулка».

Специально в честь юбилея, прошедшего 19 июля 2023-го года, каждый театр старательно презентует разнообразные спектакли о писателе. У Александра Пацевича получилось не остаться безразличным и максимально близко и интересно рассказать о своем Маяковском, показав его как единство поэта и человека.

Спектакль «Маяковский. Прогулка». Фото: Рената Белялова

Сюжет

Перед Пацевичем стояла сложная задача — с нуля создать нечто энергетическое, способное захватить внимание зрителя и хоть частично воссоздать образ того громогласного поэта революции. Моноспектакль, как стиль, требует максимальной самоотдачи от актера, тем более, когда декораций почти нет. В этой премьере основным оформлением стала фишка театра Сфера — проецируемый на стены фоторяд. Софа, рабочий стол, тумбочка с книжками, графин с водой и два места для песен под гитару — это всё, что занимает сцену. Поэтому на первый план выходит актерская игра, а именно — голос Пацевича, то лирично исполняющий песни на тексты Маяковского, то эмоционально читающий ритмичные стихи, показывая их неоднозначную глубину и современность звучания. Наравне с самыми популярными стихами автора, такими как «Стихи о советском паспорте», «Флейта-позвоночник», «Юбилейное», «Сергею Есенину» в исполнении Александра Пацевича прозвучат и не широко известные, но не менее сильные произведения. Такой подход и использование незаезженного материала оценят как знатоки творчества Маяковского, так и только знакомящиеся с ним. Ведь поэт тем и прекрасен, что в каждом своём слове несёт захватывающее откровение и показывает виртуозную силу русского языка. Популярные тексты уже много раз слышаны и обдуманы. А менее знакомые — наталкивают на свежее прочтение книги.

Спектакль «Маяковский. Прогулка» идёт час двадцать минут без антракта, но за это время успевают пройти важнейшие исторические события страны, призмой которых становится поэт. В названии потому и фигурирует «прогулка» — ведь это прогулка по прошлому, по миру творца, по той реальности. И это наблюдение именно за происходящим вокруг через мысли поэта, а не за Маяковским, которое заключается в составляющих фон фотоснимках, изображающих лица и кадры произносимых событий, старые пейзажи, картины и современные рисунки.

Спектакль «Маяковский. Прогулка». Фото: Рената Белялова

Режиссерское решение

Александр Пацевич разделил спектакль на четыре части, подобно тому, как можно было бы поделить на этапы жизнь литератора. Сначала дерзкий футурист, потом он открывает для себя Америку и определяет уровень поклонения доллару, путешествует в Испанию, безответно любит Лилю Брик, встречает революцию, теряет Есенина и старается бороться с неверным настроем в обществе, подрывая своё душевное состояние. Запоминающимися стали сцены прочтения стихов «Сергею Есенину» и «Юбилейное». Эти эмоциональные и сложные тексты прекрасны сами по себе, но в актерском и режиссерском воплощении Пацевича они представлены как живая реальность. Более того, оба произведения наполняются яркой харизмой артиста и идеей прямого обращения к якобы присутствующим Есенину и Пушкину. Особенно трогательным оказался эпизод с, как бы усевшимся на софе, Александром Сергеевичем, на которого с такой искренней любовью обращался взгляд поэта. Пацевич, находясь на сцене, настолько увлечен Маяковским и вовлечён в его переживания, что, зачитывая чередующиеся со стихами прозаические отрывки из очерков разных лет, он не старается его пародировать, но всем своим обаянием и поэтическим порывом заставляет зрителей испытывать то же, что сто лет назад ощущал сам Владимир. Потерянность, злость, бунтарство, любовь, счастье и скорбь сменяются одно другим и переплетаются точно так же, как проза переходит в стихи, начинающие звучать под гитару.

Спектакль «Маяковский. Прогулка». Фото: Рената Белялова

«Маяковский. Прогулка» — уютный, живой и вдохновляющий спектакль об авторском прочтении гениального советского поэта Александром Пацевичем, дебютировавшим в этой работе как режиссер. Постановщик удачно создал на камерной сцене театра Сфера настоящую жизнь со всей её чувственной полнотой, которая была передана единством поэзии, музыки, фотографии и актерского мастерства. Ведь, как сказал Маяковский:

В этой жизни помереть не трудно.
Сделать жизнь значительно трудней.

Расскажите об этом друзьям!