Классика бессмертна — и кому, если не Малому театру в Москве из раза в раз убеждать в этом современных зрителей. 10 февраля 2024 года на его сцене прошла премьера спектакля «Мой нежный зверь», поставленного режиссёром Андреем Житинкиным, являющимся одновременно с этим также автором инсценировки и музыкального оформления премьеры. Театральный обозреватель КП-Афиши Рената Белялова побывала на показе и поделилась впечатлениями в рецензии на спектакль «Мой нежный зверь».
Андрей Житинкин создал симбиоз, объединив черты повести Чехова «Драма на охоте», прекрасного советского фильма «Мой ласковый и нежный зверь» и современной реальности. Герои Чехова, представленные во всём своём первозданном виде, по задумке режиссёра раскрываются и проживают недосказанную писателем психологическую чувственность, позволяющую персонажам обдумать свои поступки и всё же прийти к раскаянию. Одной из главных составляющих спектакля является музыка. В постановке принимают участие солисты Оркестра Малого театра — заслуженный работник культуры России Михаил Иванов и Александр Иванов. Мелодии олицетворяют внутренние изменения героев, их эмоции и мысли. Так, встреча Камышева и Ольги сопровождается знаменитым вальсом Евгения Дога из фильма «Мой ласковый и нежный зверь». Этот ход подчеркивает преемственность времен — своего рода режиссерское рукопожатие. Андрей Житинкин создаёт на сцене свою вселенную, но не отметает значимость других миров, объединяя их.
В спектакле «Мой нежный зверь» используются строгие, погружающие в создаваемую режиссером реальность, декорации. Красивая массивная мебель составляет основную часть первого плана сцены: резной стол редактора, обитое шкурой кресло, уставленный многочисленными блюдами обеденный стол — всё несёт за собой символическую нагрузку. Второй план спрятан за прозрачным занавесом, который за счёт игры света открывает зрителям пространство леса, где обитает со своим больным отцом дочь лесничего Оленька Скворцова. Дополнительно к этим художественным решениям на сцене более важной декорацией стал сам зал Малого театра, чья золочёная лепнина подчеркивает атмосферу дворянского общества чеховской эпохи.
Спектакль наполнен скрытыми символами. Так, первым и основным становится обитое коровьей шкурой кресло. Оно несёт за собой образ звериного, который передается садящемуся в него герою. Эту идею Чехов вкладывает в характеристику каждого персонажа истории, воплощая её в пороках и заблуждениях. Так, видя как кто-то присаживается в кресло, можно сразу догадаться, что в этот момент в нем происходит перелом и перед зрителями возникает его скрытая личность. Андрей Житинкин выделяет несколько явных проблем чеховских образов.
Самым большим пороком человека показан алкоголизм на примере возрастного дворянина Петра Урбенина, прекрасно сыгранного Александром Клюквиным. Зависимый от спиртного, заливающий им свою слабость, он надеялся стать счастливым, сделав женой и приемной матерью своих взрослых детей Олю — девушку, которая младше него в три раза. Веря в любовь, он надеялся подарить ей счастье в виде денежного достатка. Но тут режиссёр приводит зрителей к другого рода пороку. Ольга становится символом необдуманной молодости, желающей всё и сразу — и любви, и денег. И, если не получается объединить это в одном человеке, то оно находится порознь в двух разных людях. Так, меркантильная и жадная до жизни Ольга в день своей свадьбы с Урбениным признается в любви Ивану Камышеву. Желающий её увезти от нелюбимого мужа Камышев получает отказ и предложение в тайне встречаться с замужней у неё в доме, что разрушает его представление об истинной и искренней любви. И это изначальное желание помочь было вывернуто животным неспокойствием и несмирением, бесящимся от логики ума. Выйдя замуж за богатого старика Оля хотела вылечить полученными деньгами больного отца, а Камышев, предлагая Ольге сбежать от нелюбимого мужа, хотел составить её счастье. Но, как быстро любовь воскрешает человека, так же быстро она его и убивает. Причём в прямом смысле. От невозможности объединить и договорить между собой желание и здравомыслие и возникают любовные драмы. Появляются чеховские зверьки, ласковые и нежные, убивающие от бессилия принять человеческую любовь.
Режиссер Андрей Житинкин: «Время поменялось, но природа человека не меняется. Фраки, костюмы, свадьбы точно такие же, как и сегодня. Такие же бабочки. Иногда даже непонятно, когда происходит эта история: здесь и сейчас или всё-таки это было когда-то написано. Для нас принципиально было показать именно это. Потому что я обожаю зрителя, который подключается и становится соучастником действия».
Исполнитель главной роли Камышева Андрей Чернышов поделился: «Хотелось сохранить главную идею Чехова — разложение человеческих душ. Практически все персонажи спектакля отрицательные. И вот здесь мы хотели показать этот переход от позитивного человека Камышева к абсолютно разложившейся личности. А разлагает его любовь. Он влюбился в женщину, у которой приоритеты только материальные — актуальная во все времена тема. Но как тогда, так и сейчас в любом поступке виноват всегда сам человек, потому что всегда есть выбор».
Премьера «Мой нежный зверь» — это трогательная и глубокая история о любви, превратившейся в смерть. Спектакль находит отзвук в каждом сердце, ведь классика на то и классика, потому что отвечает на актуальные вопросы современности всех эпох, потому что препарирует болезнь человеческого духа.
В спектакле задействованы великолепные артисты Малого театра:
Редактор — народный артист России, лауреат премии Правительства России Валерий Афанасьев