29 октября 2024 года в старинной усадьбе Салтыковых-Чертковых на Мясницкой в Москве, в стенах который расположился Новый театр Эдуарда Боякова, прошла генеральная репетиция предстоящей премьеры спектакля «Розовое платье». На ней побывала корреспондент КП-Афиши Рената Белялова и поделилась впечатлениями в своей рецензии.
Иммерсивный моноспектакль, созданный режиссёром Эдуардом Бояковым по пьесе современного драматурга Натальи Мошиной, с 31 октября официально станет частью репертуара Нового театра. В основу задумки легла знаменитая чеховская драма «Три сестры». Автор пьесы обратилась к классическому тексту, чтобы заглянуть за рамки истории о жизни генеральских дочерей и их брата, мечтающих переехать в Москву и трудиться, радуясь самой тяжёлой работе, возвышая и идеализируя её.
Мошина оставляет за кадром прописанные действия пьесы и самостоятельно додумывает несказанное Чеховым. Так она будто озвучивает его истинные мысли и рассказывает, что было до открывавших пьесу именин Ирины, как жили сёстры Прозоровы прежде, какие события происходили в их жизни, какой дорогой, выходящей за рамки драматического повествования, пошли герои. Чтобы реализовать эту задумку, Мошина выбрала одного из самых недооцененных персонажей произведения и от его, а точнее — ее, лица рассказала то, что по сути никогда не происходило.
Продолжая чеховскую пьесу и отвечая на её главные вопросы: «Зачем живём? Зачем страдаем?», автор ставит во главу угла Наташу Прозорову, жену Андрея и невестку его сестёр. Перенося героиню на 30 лет вперёд, Мошина совместно с режиссером постановки погружает зрителей «Розового платья» в мир некоего театра. Коллектив собирается ставить знаменитое чеховское произведение, но внезапно сталкивается с правками от старой уборщицы, которая, как мы узнаем позже, и есть та самая Наталья.
Раскрывать сюжет пьесы — неблагодарное дело, иначе улетучится вся интрига постановки, где каждое откровение престарелой уборщицы, вспоминающей свою юность, объясняет смыслы «Трёх сестёр» и делает понятными решения героев. Наташа, пока она намывает шваброй сцену, вновь и вновь мысленно переживает ключевые события жизни: первую любовь, свою главную ошибку, замужество и измену. Чем больше она рассказывает, тем больше зрители начинают видеть в ней не старуху, а юную, очаровательную девушку, по глупости попавшую в ситуацию, изменившую всю её жизнь. Причем, роковое событие происходит в первой сцене празднования именин, это говорит о том, что чеховская история — лишь малая часть, вырванная из контекста большой человеческой жизни.
Основной темой «Розового платья» становится взаимное непонимание людей двух противоположных миров, вынужденных жить под одной крышей. Пустословное дворянство и провинциальное мещанство, устроенное так, чтобы находить во всем практическую ценность, борются за будущее. Но Чехов показывает, что битва неравная и «жизнеспособная ветвь идёт от женщины низменного происхождения», то есть Наташи. Она живет сегодняшним днём, когда три сестры её мужа продолжают грезить Москвой и тонуть в интригах, полагаются лишь на мечты и ничего не делают для их достижения.
Режиссер Эдуард Бояков ставит спектакль «Розовое платье», обращаясь к привычному для этого театра методу иммерсивности и прямого общения со зрителями. Спектакль разделяется на несколько маршрутов. И в каждом из них герои в театрализованной форме знакомят зрителей с сюжетом, разбавляя пересказ интересными фактами из жизни Антона Павловича Чехова. После небольшой прогулки по залам усадьбы, гости направляются в зрительный зал, где и происходит основное действие — таинство общения героини со своей памятью. Мир сцены разделяется на два плана: первый — без декораций, но всё равно яркий и пульсирующий. Его украшением становится ослепительная игра Ирины Линдт, которая воплощает на сцене Наташу. Второй мир — это мир немых воспоминаний, наполненных яркими декорациями обеденной залы, парка, действующего катка, на котором герои, стоя на коньках, демонстрируют несложные фигуры. Под светомузыку, танцы и песни движется история семьи Прозоровых в то время, которое Чехов, умерший в 1904 году, уже не мог знать. Скрывая слезы и презрение за учтивостью, каждый проходит своей путь, остается при своих первоначальных убеждениях. При этом зрителям объясняют мотивы, что несомненно вдохновляет и заставляет по-новому взглянуть на «Трех сестёр».
Спектакль показывает, что Чехов — это не о дворянстве, как привыкли мы, а о простом человеке, оказавшемся в этой среде. В нем задействованы такие артисты, как: Владимир Антонов, Павел Приемышев, Эдуард Йоонас, Егор Пискунов, София Шендрик, Софья Бородицкая, Амина Синагатуллина, Анастасия Алёхина, Светлана Воронцова, Дарья Коларж.
«Розовое платье » — увлекательная версия того, как выглядела бы жизнь чеховских «Трёх сестёр». Спектакль представляет интересный взгляд на классическое произведение и демонстрирует его с непривычного ракурса. Но при этом историю аккуратно вписали в творческую традицию драматурга, позволили зрителю лучше ее понять, глубже прочувствовать и, самое главное, ответить на вопрос: «Зачем живём?».