Рецензия на спектакль «ШЕКСПИРГАМЛЕТ» Театра Моссовета: как Гамлет в рваных джинсах мстит за смерть отца

Рецензия на спектакль «ШЕКСПИРГАМЛЕТ» Театра Моссовета: как Гамлет в рваных джинсах мстит за смерть отца Спектакль «ШекспирГамлет». Фото: предоставлено театром

Театральный мир захватывает тенденция переосмысления классики. Современным дыханием режиссеры наполняют литературу, уставшую от жизни в учебниках, и дарят ей новое сценическое воплощение. Не всегда удачное, оно толкает театры на негласное соперничество, из которого рождаются шедевры. В прошлом сезоне в Москве представили подобный спектакль. Наш театральный обозреватель Рената Белялова побывала на постановке и поделилась впечатлениями в рецензии на спектакль «ШЕКСПИРГАМЛЕТ» Театра Моссовета.

Сюжет

Театр Моссовета в лице художественного руководителя Евгения Марчелли замахнулся, как говорится, на «Вильяма нашего Шекспира» и создал интересную, необычную и неоднозначную постановку «ШЕКСПИРГАМЛЕТ». Оригинальное прочтение пьесы Евгением Марчелли задевает и увлекает с первых же минут. Забавным ходом стало обыгрывание участвующих в спектакле актеров студии «Мост». В самом начале молодые артисты располагаются в зале. Их можно распознать только по блестящим от ожидания глазам. В остальном — роль обычных зрителей у них получается настолько великолепно, что в момент, когда Клавдий (Сергей Юшкевич) после объявления смерти короля Гамлета кричит в зал, чтобы все пошли прочь, охватывает некоторое непонимание, почему половина зрителей собралась уходить. Более того, через сцену. И этот символический элемент смешения создает атмосферу всего спектакля — современная жизнь переходит в рамки шекспировской пьесы, объединяясь с ней.

Спектакль «ШЕКСПИРГАМЛЕТ». Фото: Софья Сандурская/АГН Москва

Режиссерское решение

Получается так, что герои пьесы одеты в обычную для нас одежду. Гамлет (Кирилл Быркин) в кедах и драных джинсах готовит план мести за убийство своего отца, а молодожёны: его мать Гертруда (Евгения Крюкова) и брат отца Клавдий, не могут и на секунду выпустить друг друга из страстных объятий, сопровождая каждую реплику почмокиванием поцелуя. Добавим к этому присутствие в постановке двух разноплановых Офелий, чересчур экспрессивную манеру Гамлета выражать свои мысли и дискотеку, происходящую на фоне трагических столкновений — и можно снова задаться вопросом: «А «Гамлет» ли это?». Несомненно «Гамлет», да ещё какой!

Спектакль «ШЕКСПИРГАМЛЕТ» создан из переплетения символических элементов. Поэтому кажущийся на первый взгляд абсурд, складывается в довольно ясную картину. Также значение имеют и декорации — всё ниже и ниже спускающиеся лианами белые цветы символизируют развивающуюся любовь Гамлета и Офелии. Они с шелестом обрушиваются на сцену в момент расставания героев, перекликаясь с потерей их внутреннего душевного равновесия.

Спектакль «ШЕКСПИРГАМЛЕТ». Фото: Софья Сандурская/АГН Москва

В первую очередь стоит сказать, что Марчелли этой постановкой отдаёт дань не Станиславскому, а Михаилу Чехову, используя его особую психологическую технику игры. За счет неё актеры удачно выстраивают вокруг себя новый, способный на безумства и в то же время рассудительный образ героя, надолго запоминающегося зрителям.

Спектакль «ШЕКСПИРГАМЛЕТ». Фото: Софья Сандурская/АГН Москва

Необычным ходом стало присутствие на сцене двух ипостасей одной Офелии. Шекспир пишет: «скорей красота стащит порядочность в омут, нежели порядочность исправит красоту». Марчелли переделывает: «Красота не уживается с порядочностью. Красота убивает порядочность».

Спектакль «ШЕКСПИРГАМЛЕТ». Фото: Софья Сандурская/АГН Москва

И так выходит, что зритель видит на сцене отдельно порядочность в лице великолепной Анны Галиновой и красоту, исполненную Анастасией Беловой. Красота — немая тень, следующая за сутью Офелии, за её голосом, за её внутренним миром — не таким, каким привыкли видеть её все. Не в обиду Анны Галиновой будет сказано, но её прекрасная внешность не сочетается со стандартами привычной Офелии. Но разве в этом спектакле осталось что-то от привычного? Поэтому оставив споры, и, разрешив режиссеру рассказывать свою историю, получаешь невероятное наслаждение от игры каждого персонажа, особенно Анны Галиновой. Она обладает очень нежным, вкрадчивым голосом и невероятным обаянием, делающим пышную фигуру актрисы максимально лёгкой и трогательной. Чего только стоит звенящее пение актрисы, чья героиня потеряла рассудок. А тень-красота — немая и статичная почти весь спектакль, в момент смерти Офелии прибегает и через силу говорит о случившимся. Порядочность умирает, а красота, погубившая её, тенью ложится на память девушки.

Спектакль «ШЕКСПИРГАМЛЕТ». Фото: Софья Сандурская/АГН Москва

Переодевшиеся актеры студии «Мост» создают массовость, представленную на заднем фоне в виде светской вечеринки, осуществляющую то самое смешение эпох.

Разрывным режиссерским ходом становится заключительный этап — дуэль Гамлета с братом Офелии Лаэртом (Митя Федоров). Вроде бы ничего особенного — стандартная дуэль XVI века: на заднем фоне в черных коктейльных платьях, покуривая, наблюдают дамы, на переднем плане современная дорожка для фехтования и два дуэлянта, замершие в скрещении рапир. Немая сцена. И лишь слуга Рейнальдо в исполнении Романа Кириллова, наскоро, виртуозно меняя голоса и манеру, рассказывает про то, что же происходит сейчас там, за «занавесом немой сцены». По сути, один Кирилов мог исполнить весь спектакль, так мастерски у него выходит перевоплощаться.

Спектакль «ШЕКСПИРГАМЛЕТ». Фото: Софья Сандурская/АГН Москва

Спектакль Евгения Марчелли «ШЕКСПИРГАМЛЕТ» — это спектакль откровение, очищение, преображение. История о человеке, об универсальности его природы, о его неоднозначности и многоплановости, о всегда живущих и соседствующих в человеческом сердце любви и мести. Полный современных шуток, забавных ситуаций и гениальных шекспировских афоризмов.

Актеры и роли

Спектакль также радует зрителей прекрасным актерским составом: короля Гамлета играет Александр Яцко, Гамлет — Кирилл Быркин, Полоний — Виталий Кищенко, Клавдий — Сергей Юшкевич, Офелия — Анна Галинова, Гертруда — Евгения Крюкова.

Особенной игрой отличились Виталий Кищенко и Сергей Юшкевич, яркая харизма которых наполняла зрительный зал небывалой энергией. 

Расскажите об этом друзьям!