Рецензия на спектакль «Дама с камелиями» (2024) в Театре на Трубной: история огромной любви, жертве и искуплении

Рецензия на спектакль «Дама с камелиями» (2024) в Театре на Трубной: история огромной любви, жертве и искуплении Спектакль «Дама с камелиями» в Театре на Трубной. Фото: neglinka29.ru

Театр на Трубной в Москве открыл свой 36-й театральный сезон большой премьерой — спектаклем «Дама с камелиями» Дмитрия Астрахана, первый показ которого состоялся 6 сентября 2024 года. Постановка по роману, который написал Александр Дюма-сын, основывается на реальных событиях. Корреспондент КП Рената Белялова побывала на показе и поделилась своими впечатлениями в рецензии на спектакль «Дама с камелиями» в Театре на Трубной.

Режиссерское решение

По словам режиссера постановки Дмитрия Астрахана: «Эта постановка оказалась одной из сложнейших поставленных перед театром задач, ведь это произведение очень популярно — оно легло в основу множества спектаклей и фильмов. Поэтому нами была написана своя версия этой истории. В ней присутствует дух Дюма, но также возникли и некоторые лирические отступления и дополнения».

Спектакль «Дама с камелиями» в Театре на Трубной. Фото: neglinka29.ru

Спектакль действительно представляет собой отредактированного Дюма. Но редакция эта создана не для того, чтобы приблизить действие к современным реалиям, или чтобы упростить и сделать понятными хитросплетения классического произведения. В спектакле смешиваются события, меняясь хронологически, персонажи приобретают новые характеристики и в полной мере испытывают прописанные классиком чувства. Любовь предстает с разных ракурсов путем создания привычного для французских романов любовного треугольника. Помимо основного героя-любовника Армана Дюваля, режиссер вводит нового персонажа — Барона Анри Тюрена, по-своему влюбленного в главную героиню куртизанку Маргариту Готье.

Богатый и властный Тюрен любит Марго, но не ощущая ответного чувства, пытается ею манипулировать, выкупая долги женщины и ставя их под высокий процент — единственный способ избавиться от которого — вернуться к нелюбимому от возлюбленного, но бедного Армана. Образ Тюрена тщательно прописывается и раскрывается чуть ли не лучше главных героев. Барон одаривает отворачивающуюся от него куртизанку драгоценными украшениями, он месяцами сидит у ее постели в период тяжелого приступа туберкулеза, от которого на протяжении всей истории Маргарита медленно умирает. Он отпускает ее к любовнику, прощая ей измены. Он одновременно и гордится, и страдает от того, что убил на дуэли прежнего страстного поклонника Марго, что заставило девушку возненавидеть своего покровителя, и потому долгое время отказывается от поединка с Арманом.

Спектакль «Дама с камелиями» в Театре на Трубной. Фото: neglinka29.ru

Барон Анри Тюрен — на первый взгляд, отрицательный герой и тиран, заставляющий страдать несчастных влюбленных, на самом деле сам является первым страдальцем, богатым и любящим даму легкого поведения, для которой все его сокровища на самом деле ничтожны по сравнению со взаимной любовью, лишенной материального. Погружая зрителей в такой противоречивый мир контрастных образов, Дмитрий Астрахан создает галерею любовных портретов: Тюрен — искренне влюбленный, но не знающий большего проявления любви, чем деньги; Арман — пылкий юноша, для которого любовь одновременно и проект, и игра, где нет места рассудку и есть — мести; Маргарита Готье — нищая, которая знала любовь лишь как род деятельности и только с годами понявшая как это — по-настоящему любить ничего не прося взамен. Астрахан, желая внести нотку комического, очень ярко показывает еще одну любовь — служанки Нанины и ее армянина, ждущих и жаждущих того мгновения, когда смогут отдаться друг другу.

Спектакль «Дама с камелиями» в Театре на Трубной. Фото: neglinka29.ru

Трепетным и нежным показана та отцовская трагедия, с которой пришел отец Армана Джордж Дюваль, слезно умолять пожертвовать Марго своей любовью и тем самым спасти честь их семьи.

Дмитрий Астрахан изменяет и классическую концовку «Дамы с камелиями» — Арман успевает приехать к тяжело больной Маргарите и объясниться, раскрыв правду, и признаться в той высшей, наипрекраснейшей любви, для которой даже смерть не является преградой.

Самой первой деталью, погружающей зрителей в мир парижских куртизанок и высшего света, является воздушная, завораживающая, выполненная с особой детализацией одежда героев, созданная российским дизайнером мирового масштаба Дмитрием Логиновым.

Спектакль «Дама с камелиями» в Театре на Трубной. Фото: neglinka29.ru

Яркие костюмы, интересное разделение сцены на разные планы, что создает глубину сценического мира и как бы затягивает. Использование бокового пространства зала, игра света и точно подобранные декорации — в купе с атмосферным исполнением любовных романсов и песен куртизанок, все это создает неожиданный спектакль — живой и трогательный.

Астрахан совместил классику и современную пьесу и создал объемную картину любви, история которой будет ощущаться актерами и находить свое воплощение на сцене из раза в раз все чувственнее и серьезнее, ведь тема взята очень важная и в ней еще несомненно есть место экспериментам и поиску как со стороны актеров, так и со стороны зрителей.

Спектакль «Дама с камелиями» в Театре на Трубной. Фото: neglinka29.ru

Воссоздали на сцене историю французского быта девятнадцатого века: Валерия Ланская (Маргарита Готье), Сухраб Хайлобеков (Арман Дюваль), Иван Мамонов (Барон Анри Тюрен), Джульетта Шабанова (Прюданс Дювернуа), Александр Панов (Гастон Рени), Вадим Андреев (Джордж Дюваль) и другие.

  • Где: Театр на Трубной
  • Адрес: Москва, ул. Неглинная, 29.
  • Ближайшие показы: 27 сентября, 12, 13, 25, 26 октября, 15, 16 ноября 2024 года
  • Цена билетов: 1120 — 8100 руб.
  • Возрастное ограничение — 18+
Расскажите об этом друзьям!