15 декабря 2024 года в Театре Моссовета состоялась премьера спектакля «Монолог на двоих». Режиссером выступил известный журналист и телеведущий Андрей Максимов, он же является автором пьесы, по которой поставлен спектакль. На показе побывала корреспондент КП-Афиши Рената Белялова, которая поделилась впечатлениями от просмотра в своей рецензии.
Максимов создал авторскую, в некоторой степени даже «семейную» постановку. Ее открывает выступление его супруги. Екатерина читает лирическое стихотворение советского поэта Марка Максимова, своего свекра. Также задействованы ведущие актрисы Моссовета: Марина Кондратьева и Ольга Кабо, которые давно дружат с создателем «Монолога на двоих».
Современная драма — очень спорная тема, всегда вызывающая волнения в театральном мире. К любой драматургической новинке мигом устремляются настороженные взгляды зрителей. Они, как правило, гадают, что можно ждать от вещи, появившейся во времена экспериментального театра. Такое внимание устремлено и на постановку Максимова.
Андрей Маркович взялся описать положение любви в современном мире. Любви, приобретающей привкус искусственного. Основным местом действия спектакля становится кабинет предпринимательницы Ирины, владеющей фирмой «Путь к счастью». Она сидит за огромным рабочим столом, который увеличивается в размерах и прячет за собой маленькую хозяйку (Марину Кондратьеву), утонувшую в брючном костюме и замученную деловыми звонками. Несмотря на загруженность, она сумела выйти замуж. Более того, увести чужого мужа из семьи. Относясь к жизни практически, она с такой же философией относится и к любви: «Мужик — тот же бизнес-проект. Хочешь результат — проявляй инициативу». Ирина постоянно переносит встречу с мужем, не находя для него свободной минуты, и раздражается на гостя в рабочей одежде, который внезапно появляется на сцене. Гостьей оказывается Валентина (Ольга Кабо). Она признается, что Ирина увела её мужа и теперь брошенная женщина собирается мстить. Обе героини делятся историями знакомств с их Лёшкой, приукрашивая и привирая о счастье, лишь бы сопернице было больнее.
Максимов поднимает острую тему женской трагедии, которая актуальна во все времена: «Женщины в нашей стране делятся на тех, от кого муж ушёл, и тех, к кому притулился». Характеризуя и одних, и других, режиссёр-драматург наглядно иллюстрирует свои слова действиями героинь, по сути являющихся двумя составляющими одной девушки. На это наталкивают моменты зеркальной пластики, одинаковое имя их дочерей и само название постановки — «Монолог на двоих». Монолог, как непрерывная речь единственного говорящего, в данном случае представляется речью всех женщин, в один голос кричащих о том, как необходимо чувствовать себя любимой и любить.
Задаваясь вопросами о женской природе, по мнению Максимова, объединяющей милосердие и высокомерие, героини уходят в спор о том, как нужно любить, то есть — «реагировать на эту жизнь».
Сюжет спектакля развивается неоднородно, в какой-то момент всё начинает двигаться в неожиданном направлении. И этот поворот вызывает одновременно и вздох облегчения, и новую волну напряжённого анализа происходящего. Это событие, о котором лучше не читать, но которое стоит прочувствовать в процессе просмотра спектакля, резко упрощает и выводит постановку в разряд шоу. При этом в разы усложняется спрятанная автором идея, которая каждому зрителю в итоге откроется по-разному.
Желая максимально достоверно показать накрывающее человека сумасшествие, а сумасшедшие, по словам автора, в этом спектакле все, включая режиссёра, Максимов обращался за консультацией к хореографу Татьяне Василишеной. Она является действующим психиатром, поэтому каждое движение героинь точно выверенно и характеризует то или иное невротическое отклонение. За пластикой достаточно интересно наблюдать. Эстетичные, гармоничные движения актрис держат внимание зрителей и намекают на происходящие душевные изменения.
Андрей Максимов, также являющийся и сценографом, сохраняет право от показа к показу что-то изменять на сцене, переставлять, обдумывать. В этот раз стол подчеркивал бессилие человека, а у задника сцены расположили два надувных матраса для плавания, которые символизируют возвышающиеся над людьми телефоны, к ним сегодня привязан почти каждый. Также стоит заметить, что стул в кабинете Ирины напоминает шахматную пешку, что подчеркивает безволие и «маленькость» клиентов. Они приходят в фирму «Путь к счастью», не находят его, но оплачивают услуги и обеспечивают счастье Ирины.
«Монолог на двоих» создан скорее для зрителей среднего и старшего возраста, которым интересно с высоты своего опыта порассуждать на тему трагедии любви в современном мире, где работа, гаджеты и деньги поглощают женщин наравне с мужчинами. Стираются обязанности, но остаётся душа. По этой причине героини говорят мужскими фразами, но наполняют их своей женской чувственностью.