Если показывают «Щелкунчик», значит, скоро Рождество и Новый год. Для многих это произведение — предвестник праздников, ведь именно в этом спектакле происходит столько рождественских чудес. Театральный обозреватель КП Оксана Фомина окунулась в мир магии и волшебства, который создали в театре на Таганке, свои впечатления она пересказала в этом материале.
То, что увидят зрители театра на Таганке — это не история, рассказанная Эрнстом Теодором Амадеем Гофманом, и не либретто всем знакомого балета на музыку Петра Чайковского. В основе спектакля пьеса драматурга, режиссера, сценариста, актера Рината Ташимова, по мотивам сказки Гофмана
— Уникальность в том, что все-таки «Щелкунчик» — это, как правило, балет. Все привыкли к тому, что это балетная постановка, — говорит Ирина Апексимова, директор театра на Таганке. — И поэтому была написана пьеса специально Ринатом Ташимовым. Сказка Гофмана — это, все-таки, литература, это не драматургия. А пьеса создана по всем канонам театральным. И спектакль драматический.
В канун Рождества семейная пара Александр, Ольга и двое их детей Мари и Франц переехали в новый шикарный дом. Здесь все в предвкушении большого приема, ведь явиться в гости должен директор колбасной фабрики господин Вюрст. Фамилия колбасника говорящая — с немецкого переводится как «сосиска». От него зависит получит ли Александр престижную должность.
Пока все вокруг хлопочут, дворник усадьбы Дроссельмейер дарит Мари куклу Щелкунчика. Кукла, надо сказать, совсем не про красоту: любить такую можно разве что из жалости. Но Мари девочка как раз сердобольная. В ее шкафу рядом с красавицей балериной и медвежонком Пуфиком живут солдатики брата, которых она спасла из помойки, старая, видавшая виды кукла, которой вряд ли бы кто из детей стал уже играть.
И вот прием. Приходит гость, толстый, наглый, унижающий всех вокруг. Чтобы угодить колбаснику, Ольга и Александр с легкостью выгоняют из дома дворника Дроссельмейера, который так и не успевает открыть Мари некую тайну.
А тайна эта понадобится девочке, ведь ночью в этом дома начинается настоящая война: полчища мышей во главе с мышиной королевой вступают в ожесточенную схватку с ожившими игрушками. Мари случайно становится свидетелем этой битвы и узнает, что Щелкунчик на самом деле вовсе не деревянный болванчик, а заколдованный мальчик. Теперь игрушки и Мари — одна команда, которой во что бы то ни было надо победить мышей и снять с Щелкунчика заклятье. Но как это сделать? Силы явно не равны, а тайны Дроссельмейера они не знают. Кроме того, помимо битвы физической, героям предстоит и непростой нравственный выбор: можно ли обрести счастье, уничтожив зло?
Поставил сказку для детей и взрослых режиссер Георгий Смирнов. Действие происходит в России, в начале ХХ века.
Над спектаклем работала художник Надежда Скороморохова. Она создала даже не декорации, но ощущение особого пространства. На сцене готические интерьеры, огромная ель, порталы в сказочные миры, открытые двери, за которыми всегда идет снег.
— Важно было найти баланс и сделать так, чтобы смыслы постановки были понятны и взрослым, и детям, — призналась Надежда.
И это, бесспорно, удалось. Впечатлят и костюмы героев. Они яркие, стильные и неизменно указывают на российское происхождение персонажей.
Новая постановка — это, вроде бы, сказка. Но спектакль у труппы получился очень многослойным. Одни увидят необычную рождественскую историю, а другие — задумаются над массой серьезных вопросов. Означает ли внешнее благополучие взаимопонимание в семье? Может ли благополучие быть важнее теплых отношений? Важно ли уметь прощать? Стоит ли отвечать агрессией на агрессию и злом на зло? Каждый зритель, безусловно, задумается над этими вопросами.
В спектакле заняты актеры объединенной Таганки: Александра Хованская (Мари), Андрей Попов (Франц), Виктория Шашкова (Ольга), Роман Серков (Александр), Олег Соколов (Дроссельмейер), Алексей Финаев-Николотов (Щелкунчик), Павел Комаров (Пуфик), Юлия Стожарова (Матильда), Татьяна Сидоренко (Мышиная королева) и другие артисты.
Над постановкой работали композитор Вячеслав Жуков, хореограф Ольга Каплунова, художник по свету Владимир Коваленко.