Скажите: «Chees!» – начинается ослепительный во всех смыслах спектакль «Жестокие игры» по одноименной пьесе болезненно актуального Алексея Арбузова. Из темноты и тишины рождается яркая вспышка и звук щелкающего затвора фотоаппарата. Подготовьте свои солнцезащитные очки, ведь подобное повторится еще не один раз. Своими впечатлениями от просмотра постановки Евгения Марчелли делится театральный обозреватель КП Анастасия Морозова.
Пьеса «Жестокие игры» в Театре Моссовета – отчаянный вопль 70-летнего Арбузова, который звучит довольно задорно и легко в первой части спектакля. Перед зрителями появляется пустая квартира и два незнакомца, диаметрально противоположных друг другу: мрачный и уставший от всего уже к 20 годам Кай Леонидов (Митя Федоров) и наглая, веселая и бездомная 19-летняя Неля (Екатерина Девкина). Представителя золотой молодежи и простую девушку из региона вряд ли можно назвать родственными душами, но все меняется, когда речь заходит о родителях. Абсурдные диалоги, странные «выкидоны» Нели и яркие костюмы маскируют звучащую рефреном строчку из песни Shouse: «All I need is your love tonight» (Этой ночью мне нужно лишь твоя любовь).
Недолюбленные дети вырастают в людей, не способных любить, но отчаянно пытающихся этому мастерству научиться. А учатся они ему вместе в пустой и холодной (от вечно открытой двери) квартире Кая.
Почему творческий и до глупости добрый Терентий (Иван Расторгуев) и красавец, умница и спортсмен Никита (Нил Кропалов) постоянно приходят в эту квартиру и проводят там большую часть дня, не спеша домой? Зачем туда же постоянно заглядывает отец Терентия (Сергей Зотов)? Где родители Кая, и почему он живет один в огромной квартире? – эти вопросы находят ответ лишь во второй части, когда вскрываются все карты.
Из роскоши одинокой жизни с ежемесячным денежным обеспечением и возможностью искать себя в искусстве вырастает брошенность родителями и редкие письма, напечатанные на машинке. Из чувствительной натуры, не лишенной тяги к искусству и всему прекрасному – тяжелое детство с постоянными побоями. А из вечных достижений и успехов в учебе, спорте и личной жизни – желание выделиться из толпы и хоть раз обратить на себя внимание близких.
Друзья собираются вместе помолчать, ведь «это великое дело, не каждый сможет», и ждут, что в открытые двери наконец зайдет тот, кто снимет проклятье и разморозит их сердца.
В один из таких дней на пороге и появляется смешливая Неля, но какую роль она сыграет в их судьбе, и завершится ли хэппи-эндом эта история о потерянном поколении, вы узнаете, посмотрев спектакль.
Безусловно, постановка звучит актуально благодаря ювелирной работе Евгения Марчелли с оригинальным текстом. Режиссер не переписывал пьесу полностью, но и не закрывал глаза на отжившие свое приметы советского времени. В результате у него получилось поместить героев в некую эпоху безвременья – по сюжету зрителям не обязательно знать, какой год на дворе 1980 или 2023.
Отлично дополняет эту задумку сценография и костюмы, созданные Анастасией Бугаевой. Все действие происходит на огромном белом холсте бумаге, на котором герои создают свою историю. Художник Кай, лишенный возможности выразить свои мысли как-то иначе, выплескивает их вместе с красками на этот белоснежный лист, заявляя о себе миру и зрителю.
Невероятно органично в контексте спектакля выглядит состав исполнителей, большая часть которых – молодые актеры: Митя Фёдоров (Кай), Нил Кропалов (Никита), Иван Расторгуев (Терентий), Антон Аносов (Мишка) и Екатерина Девкина (Неля). Их органично дополняют заслуженные артисты России: Ирина Климова (Маша), Андрей Межулис (Ловейко), Александр Бобровский и Виталий Кищенко (Константинов), Александр Яцко (Олег) и Лариса Кузнецова (Мать Нели).