Рецензия на спектакль «Капитанская дочка» (2024) в Губернском театре: необычный взгляд на классическую историю

Рецензия на спектакль «Капитанская дочка» (2024) в Губернском театре: необычный взгляд на классическую историю Спектакль «Капитанская дочка» в Губернском театре. Фото: Рената Белялова

12 сентября 2024 года в Московском губернском театре состоится показ первой премьеры театрального сезона 2024-2025 — спектакля «Капитанская дочка». Режиссером выступил народный артист Российской Федерации Сергей Безруков, который представил перед зрителями одно из самых известных произведений Александра Пушкина в оригинальном и необычном повествовании. Корреспондент КП-Афиши Рената Белялова побывала на пресс-проказе и поделилась своими впечатлениями в рецензии на спектакль «Капитанская дочка» в Губернском театре.

Режиссерская задумка

Идея спектакля была заявлена Безруковым ещё на открытии предыдущего театрального сезона. Весь прошлый год шла активная работа над его созданием — в спектакле присутствует глубокая проработка деталей и актерская погруженность в роли. Театром создано настоящее многоформатное и объемное произведение искусства, которое направлено на то, чтобы запутать зрителя, тем самым сделав его своим участником и героем. Постановка «Капитанской дочки» — дань памяти гению большого писателя Александра Пушкина, тексты которого даже спустя столетия живут и находят новое воплощение, продолжая трогать сердца современных людей и вдохновлять их.

Спектакль «Капитанская дочка» в Губернском театре. Фото: Рената Белялова

Приуроченный к 225-летию Александра Сергеевича Пушкина, спектакль «Капитанская дочка» предстанет не просто как инсценировка великого произведения, но на сцене развернется настоящий спектакль-расследование, из-за чего возникнет интересный формат повествования — спектакль в спектакле. Постановка разделена на два типа — два пересказа случившихся событий военному суду и Екатерине Великой. Все события обыгрываются как моментальное воссоздание произошедшего по воспоминаниям сначала Петра Гринева, потом — Маши Мироновой. Одновременно возникает ощущение и фальшивости, и ещё большей реальности происходящего, так как зритель не видит историю, но наблюдает, как уже переосмыслившие свои эмоции и оставившие свою ярость в прошлом, герои, проживают свои поступки снова и решают глобальные вопросы предательства, верности и человечности.

Спектакль «Капитанская дочка» в Губернском театре. Фото: Рената Белялова

Помимо необычного режиссерского взгляда на историю, спектакль пестрит яркими спецэффектами и непривычными для сцены событиями. Так, очень кинематографично передан плавный переход от слов вспоминающего захват Белогорской крепости Гринева к наглядной иллюстрации, в которой, вошедшие в раж герои, почти по-настоящему стреляют из пушки и ружей, что не остается без отклика зала. Режиссер старается очень аккуратно стереть границы между сценой и зрителями: в моменте прибытия яицких казаков, расположившихся в проходе зала, сидящим рядом с ними зрителям-мужчинам раздают характерные меховые шапки. Особенно красивым и захватывающим является момент полета воздушного змея над зрителями. Имитируя порывы ветра, актер, держащий змея на длинных прутьях, водит его по всему залу, в то время когда главный герой старается не упустить его, скручивая и раскручивая тянущуюся от змея нить.

Спектакль «Капитанская дочка» в Губернском театре. Фото: Рената Белялова

Вообще спектакль «Капитанская дочка» по праву можно назвать одним из красивейших спектаклей Губернского театра. Каждая сцена продумана до мелочей и словно связана со следующей, гармонично переходя одна в другую. Расположенная на основной сцене большая интерактивная покатая платформа — находка, уже не редко встречающаяся в московских театрах — задаёт особую атмосферу всей постановке. То её деревянный пол является единственным, что есть у заключённых по Пугачевскому бунту, то она становится заснеженной степью, то превращается в эшафот, на котором разворачивается невероятного напряжения и красоты смертный приговор. То, поднимая некоторые свои участки, сцена превращается в разноуровневое поле захватывающей дуэли между Гриневым и Швабриным. Безруков помимо внешней работы — серьезно подошёл и к внутренней, наделив действия символами, идеями и отсылками на настоящую историю, позволяющими зрителям не только насладится красивой картинкой, но и поразмышлять и, догадавшись, открыть для себя что-то новое.

Спектакль «Капитанская дочка» в Губернском театре. Фото: Рената Белялова

Актеры и роли

Но декорации и костюмы, подчёркивающие играемую эпоху — это только полдела. Вторая половина — актеры. И здесь уже более чем проделана огромнейшая работа. Спектакль «Капитанская дочка» стал театральным дебютом молодых артистов — Александры Лукьяновой в роли Маши Мироновой и Олега Савостюка в роли Петра Гринева.

Спектакль «Капитанская дочка» в Губернском театре. Фото: Рената Белялова

Александра является студенткой ВГИКа студии Сергея Безрукова. Героиня Александры — надрывная, мечтательная и смелая девушка, пережившая страшнейшую трагедию, но сумевшая простить своего обидчика, пришедшего на покаяние. Представленная как символ несломленности и чистоты, она озаглавила эту премьеру. Истерические рыдания героини, наполненные настоящей скорбью и ужасом, сделали постановку в сто раз серьезнее и трагичнее, чем она могла быть. Боль тех страданий связывается с сегодняшним временем и спектакль превращается в сплошной диалог Пушкина и нашего современника в лице пришедших зрителей.

Спектакль «Капитанская дочка» в Губернском театре. Фото: Рената Белялова

Олег Савостюк же, больше привыкший к ролям в кино, без излишнего напряжения вжился в общую концепцию спектакля и показал того самого нежного, отчасти наивного, но мужественного и полного отчаяния и любви Петра Гринева, для которого слово честь имеет своё особое материальное воплощение.

Спектакль «Капитанская дочка» в Губернском театре. Фото: Рената Белялова


Главную же роль то ли человека, то ли волка Емельяна Пугачева исполнил большой актер театра МГТ Дмитрий Карташов, в мастерстве которого даже не стоит сомневаться. Задумчивый, уставший, мудрый и вольный Пугачев в исполнении Карташова предстает как настоящее единство царственного и народного. Он — как живое воплощение «русского бунта — бессмысленного и беспощадного», приходит к осознанию бессмысленности и беспощадности своего яростного желания быть у власти, и первый встаёт на путь искреннего покаяния, показать дорогу к которому — и была основная задача режиссера Безрукова. Так же в маленькой, но ключевой роли императрицы торжественно и величественно сыграла Юлия Романович. Швабрин предстал в лице Антона Соколова, которому так удалось вжиться в свою роль подлеца и предателя, что вызвал у зрителей к своему герою и образу искреннее отвращение.

Спектакль «Капитанская дочка» в Губернском театре. Фото: Рената Белялова

Московский губернский театр — один из противоречивых театров столицы. Зрители разнятся во мнениях, то называя актеров театра малыми копиями Сергея Безрукова, то восхищаясь авторским подходом художественного руководителя. Несмотря на критику и похвалу, МГТ — один из немногих театров, выходя из которого чувствуешь, как продолжают пульсировать разгоряченные аплодисментами ладони. Музыка, образы, фразы и шок, являющийся ключевым элементом постановок МГТ, не оставляют зрителя не только по дороге домой, но становятся полноценным этапом жизни, который уже нельзя будет вычеркнуть и забыть. Особенно это относится к постановкам художественного руководителя театра Сергея Безрукова. В их число несомненно входит и громкая премьера сезона «Капитанская дочка».

Спектакль «Капитанская дочка» в Губернском театре. Фото: Рената Белялова
  • Где: Московский Губернский театр
  • Адрес: м. «Кузьминки», «Окская», «Рязанский проспект», Волгоградский просп., 121
  • Ближайшие показы: 12, 13 сентября, 25 октября, 20 ноября, 14 декабря 2024 года.
  • Цена билетов: 700 — 4000 руб.
  • Возрастное ограничение — 12+
Расскажите об этом друзьям!