Рецензия на спектакль «Дон Жуан. Новый миф» (2025) в Губернском театре: как обнять небо

Рецензия на спектакль «Дон Жуан. Новый миф» (2025) в Губернском театре: как обнять небо Спектакль «Дон Жуан. Новый миф» (2025). Фото: Рената Белялова

8 марта 2025 года на сцене Губернского театра в Москве состоялась премьера спектакля-исповеди «Дон Жуан. Новый миф». Премьеру поставил талантливый приглашенный режиссер Максим Меламедов, известный своим особенным подходом к созданию и реализации спектаклей. Каждый показ корректируется в зависимости от настроения публики, благодаря чему спектакль становится глубже, насыщеннее и интимнее. То, что видят зрители, создается в этот момент специально для них и больше никогда не повторится.

Сюжет 

Каждый человек живет, скрывая свою тайную страсть. Она управляет его жизнью, создавая иллюзию спокойствия, но на самом деле являясь пороком. У кого-то, как, например, у слуги Дона Жуана — Сганареля, такой страстью становится «табачок». Он жадно вдыхает дым своей трубки, боясь расстаться с ней, но всё-таки бросает курить. Сганарель выше своей зависимости, в то время как страсть его господина — желание соблазнять всех женщин, будь то старуха, монахиня или чужая невеста, — уже неизлечимо отравила тело и душу Дона Жуана.

Спектакль «Дон Жуан. Новый миф» (2025). Фото: Рената Белялова

В качестве эпиграфа к премьере напрашивается вопрос одного из персонажей: «На что вы готовы ради своей страсти?». Ответом становится вся постановка, превращающаяся в исповедь сердцееда, который не просто использует женщин, но дарит им возможность почувствовать себя желанными и обожаемыми. В этом и заключается идея «нового мифа», ведь классическая история Мольера была скорее об эгоистических утехах Дона Жуана.

Спектакль «Дон Жуан. Новый миф» (2025). Фото: Рената Белялова

Главный герой спектакля — человек вне времени и категорий. Его суть раскрывается через две противоположности: Дон Жуан и Сганарель. Режиссер сталкивает скептика с мечтателем, желающим обнять всё небо. Путешествуя словно по Лете, Сганарель, выступая проводником, пытается доказать не господину, но другу, как прекрасно во что-то верить, по-настоящему любить и чувствовать в себе силы обнять небо — таинственный источник всего живого. Но возможно ли изменить человека, одержимого таким модным пороком, как лицемерие? Ведь модные пороки часто считаются добродетелью. Поэтому Дон Жуан, почувствовавший в себе желание обнять небо, но не сумевший с первого раза это сделать, приходит к мысли, что всё — ложь, и нужно просто притвориться праведным, чтобы соблазнить саму смерть.

Особенности постановки 

«Дон Жуан. Новый миф» — это материализовавшаяся поэзия, где гармонично всё: от сценографии и актерской игры до музыки и психологизма. Режиссер создал нечто бесконечное: спектакль не заканчивается с «особым поклоном» актеров. Каждый зритель уносит его внутри себя, покидая театр уже немного другим человеком.

Спектакль «Дон Жуан. Новый миф» (2025). Фото: Рената Белялова

Весь мир французской пьесы возникает вокруг поразительных декораций храма, выстроенного на подвижной платформе в центре основной сцены. Создав вневременное пространство, режиссер не гонится за историзмом. Наоборот, Меламедов отталкивается от современности, которую позже называет «временем Донов Жуанов, где умный человек приспосабливается к порокам своей эпохи». Поэтому постановка насыщена специально написанной для спектакля музыкой композитора Андрея Александрова, которая погружает зрителей в медитативное состояние и настраивает на переживание сильных эмоций — а их немало.

Со временем легкомыслие актеров сменяется рефлексией. Всё действие внешне замедляется, а паузы между репликами героев становятся длиннее. Но именно в этих сценах заложено столько смысла и «электричества», что они потрясают зрителей до слез.

Спектакль «Дон Жуан. Новый миф» (2025). Фото: Рената Белялова

Художественный руководитель театра Сергей Безруков поделился впечатлениями о премьере: «Я рад, что в репертуаре Московского Губернского театра появился ещё и Мольер. У нас есть классика, есть и современная драматургия — теперь у нас на сцене живёт Дон Жуан, тем более в исполнении Антона Хабарова. Мне нравится подход Меламедова. Я люблю такую режиссуру, когда любая комедия превращается в исповедальное творчество, когда это про душу, когда мы не просто радуем зрителей, а говорим о нас с вами, когда это в конце до слёз. А здесь невозможно не плакать. Это настолько пронзительно, что не реагировать не получится, и вам захочется обнять небо в конце».

Актеры и роли

В спектакле задействованы ведущие актеры труппы Московского Губернского театра. В главной роли Дона Жуана выступил Антон Хабаров, сыгравший за свою театральную карьеру множество значимых ролей мирового репертуара. Выходя на сцену в образе Дона Жуана, Хабаров создал образ обаятельного, страстного, пугающего и разочаровавшегося человека, не сумевшего найти своё счастье. Его герой живёт правдой своего порочного времени, и ему невозможно не сопереживать.

Спектакль «Дон Жуан. Новый миф» (2025). Фото: Рената Белялова

Актер поделился: «Мораль Мольера уникальна: за самыми красивыми словами почти всегда стоит ложь. Его монолог о лицемерии актуален до сих пор. Быть по-настоящему честным очень сложно. Сегодня у многих в приоритете немного другие вещи: лицемерие, деньги и так далее. Мы все забыли про душу». Хабаров также отметил: «Максим Меламедов — очень талантливый, уникальный режиссер. Он так выстроил монологи, что здесь нужно воздействовать на зрителей мыслью. А это самое сложное в театре».

Роль Сганареля исполнил харизматичный Михаил Шилов. Искренний и трогательный, он играет не безгрешного, но светлого и верящего человека, не обремененного образованием, но при этом понимающего и чувствующего больше любого ученого.

Михаил Шилов. Спектакль «Дон Жуан. Новый миф» (2025). Фото Рената Белялова

Михаил Шилов отозвался о постановке: «Грешить проще, чем дарить людям добро. Самый простой грех — обидеть близкого человека. А чтобы пожалеть, нужно, чтобы внутри что-то случилось, нужно работать над собой. Это тяжело. Сганарель и Дон Жуан вместе преодолевают трудности. Они нужны друг другу. Дон Жуан нужен Сганарелю как человек, которого он хочет спасти. А Дон Жуан, наоборот, пытается доказать, что Бога нет и всё плохо. Наши персонажи зависят друг от друга».

Режиссер Максим Меламедов рассказал о своей задумке: «Мы не хотели делать просто злодея, который совращает женщин. Хотелось понять, какая боль скрыта внутри него. Мне кажется, сегодня мы все немного потеряли веру в себя, потеряли небо над головой. А поиски этого неба — наш спектакль».

Спектакль «Дон Жуан. Новый миф» (2025). Фото: Рената Белялова

Яркую роль обманутой жены Дона Жуана исполнила супруга Антона Хабарова — Елена. Её героиня стала собирательным образом всех женщин, соблазненных Жуаном, наслаждающихся подаренным им счастьем и страдающих от обмана.

В премьере также талантливо сыграли свои роли Юрий Колганов, Олег Курлов, Андрей Чанцев, Александра Питиримова, Ирина Токмакова, Наталья Качалкина, Игорь Назаренко, Сергей Медведев и другие. Одним из знаковых стал образ неизбежной и завораживающей смерти, партию которой исполняют балерины, приглашенные из различных театров.

Спектакль «Дон Жуан. Новый миф» (2025). Фото: Рената Белялова

«Дон Жуан. Новый миф» — не развлекательный спектакль, хотя в нем много озорства и забавных сцен. Это психологическая игра, портал, затягивающий зрителей в круговорот переживаний, заставляющий очнуться и почувствовать в себе силы обнять небо.

Расскажите об этом друзьям!