Автор текста Анастасия ПЛЕШАКОВА
На сцене Художественного театра прошла премьера спектакля в постановке Егора Перегудова. Эта пьеса Тургенева, рассказывающая о соперничестве двух женщин: богатой 30-летней помещицы и ее 17-летней воспитанницы, знает множество постановок. Более ста лет назад в Художественном театре «Месяц в деревне» представил Константин Станиславский (он же сыграл Ракитина) и Иван Москвин. Константин Сергеевич тогда уже вовсю вводил свою новаторскую «систему», не забывая о драматургической основе пьесы — вопросе выбора между честью и страстью.
Но сегодня рассказывать эту историю в парадигме борьбы между долгом и чувством, наверное, было бы странно. Тем более – для молодого режиссера. Егор Перегудов существенно текст сократил, расхожее понятие «психологические кружева», которое родилось именно в связи с этой пьесой (герои переживают сложные чувства, многочисленные любови оказываются неразделенными) перемонтировал в почти водевильные страсти, разыгранные остроумно, иронично, с фарсом и долей абсурда.
В самом начале действующие лица выходят на авансцену для самопрезентации. Есть тема, о которую каждый из них спотыкается. Люб-б-бовь – Ракитин (его играет Эдуард Чекмазов) это слово даже не может выговорить. Любовь – «большой рЫск-с», — говорит помещик-сосед Большинцов в исполнении Александра Семчева (в очередь с ним — Станислав Дужников). Любовное безумие – это диагноз, который можно поставить каждому здешнему персонажу.
Не долго думая, в чем тут секрет: не то они действительно не знают, что такое любовь, не то не умеют ее правильно выразить, доктор Игнатий Шпигельский (Павел Ворожцов) направляет заболевших любовной лихорадкой в деревню. И вот они кто с чем: кто с коробками и саквояжами, кто с термосом и с сачком для ловли кузнечиков попадают в эдакое зазеркалье, которое открывается сразу за занавесом.
Режиссер Егор Перегудов вместе с художником Владимиром Арефьевым сконструировал тургеневскую деревню в современном формате 5D. Вся сцена засыпана сеном. Красота завораживающая. Дурманящий запах сжатой ржи. Весь месяц в деревне сыплет дождь. И то правда, русское лето бывает и холодным, и дождливым. Зрители, сидящие в первых рядах партера, испытывают ощущение промозглости. На всякий случай, на входе им выдают пледы – зябнуть и вдыхать деревенские запахи придется в течение трех с половиной часов. Важная ремарка, в спектакле используется настоящее сено, которое у аллергиков может вызвать реакцию. На сайте МХТ на эту тему есть предупреждение.
Жизнь главной героини Натальи Петровны Ислаевой (Наталья Рогожкина) стабильна и благополучна, она замужем, но своего мужа Аркадия (Александр Усов) не любит. Муж – забавный простак замотался в хозяйских хлопотах, он смешно рассказывает то про новую веялку, то про плотину. В Наталью Петровну влюблен друг семьи Ракитин (Эдуард Чекмазов). Он на слове «любовь» всегда спотыкается. Ее чувство к нему такое мирное, что уже не волнует. Психология души Натальи Петровны крайне запутана, пока не появляется 20-летний учитель — Алексей Николаевич Беляев (Кузьма Котрелёв). В Беляева влюбляются тургеневские барышни как будто бы по уговору: и Наталья Петровна, и ее воспитанница Верочка (Надежда Калеганова) и даже дворовая девушка Катя (Маруся Пестунова). Почему на женщин он действует так магнетически, рационального объяснения этому нет. Он немного придурашный, но не дурашливее мужа Натальи Петровны — Аркадия. Пародию на женский «идеал» Кузьма Котрелёв сыграл прекрасно.
Обычно в этой пьесе показывают, как герои плетут друг для друга сети и сами же в них попадаются. Но в этом «Месяце в деревне» все интриги сразу обращаются в фарс, хотя иногда на поворотах своих настроений Наталья Петровна и ведет себя как собака на сене. В основном же она хлюпает по лужам, выслеживает Верочку и Беляева, подсматривает за ними в подзорную трубу. Тургеневские герои, сбитые с толку страстями, совершают массу странных поступков: натирают щеки малиной, выливают на голову ведро молока – деревня же, запускают змея, похожего на дирижабль. Собравшись в круг, они занимаются синхронной гимнастикой и, кажется, вот-вот запоют Высоцкого: вдох глубокий, руки шире… Каждый выход на сцену Александра Семчева, он в своем амплуа недотепы, публика сопровождает гомерическим смехом. Рядом со мной сидел Михаил Пореченков (актеры наконец-то освободились от съемок и пошли в театр как зрители). Говорят, Пореченков недавно тяжело переболел ковидом. На радостях, что одолел эту заразу, Миша сперва всех знакомых расцеловал, «поделился» антителами, а потом весь спектакль смеялся над каждой репризой, как ребенок впервые попавший в цирк. Не оставляя в других сомнения, что история о том, как богатая замужняя барыня влюбилась в бедного студента, запуталась в своих чувствах и запутала всех остальных, — это в общем-то анекдот. Очень смешной, хотя и очень длинный.