20 ноября 2025 года легендарной балерине Майе Плисецкой исполнилось бы 100 лет. Современники называли ее «первой леди танца», она прожила долгую и насыщенную жизнь, оставив России и мировой культуре богатое творческое наследие. Её талант восхищал, её уважали, ей завидовали. Вспоминаем, какой была Майя Плисецкая и чем запомнилась помимо своего творческого дара.
Есть мнение, что в семье, где хотя бы один родитель связан с искусством, у детей практически нет шансов выбрать другую сферу деятельности. Отец балерины, Михаил Плисецкий, был дипломатом, а вот со стороны матери все преуспели в творчестве. Рахиль Мессерер-Плисецкая, мама Майи, была актрисой немого кино. Тётя – Суламифь Мессерер – советская балерина и балетмейстер, дядя – Асаф Мессерер – также артист балета. Даже младшие братья Александр и Азарий Плисецкие связали свою жизнь с танцем.
В ранние годы Майя устраивала дома представления, кружась по комнате в башмачках, как на пуантах. В 1932 году семья переехала Баренцбург – Михаила Плисецкого назначили генеральным консулом СССР и начальником угольных шахт предприятия «Арктикуголь». Здесь юная артистка впервые вышла на сцену как балерина, она сыграла небольшую роль в опере Александра Даргомыжского «Русалка». В своей книге Плисецкая писала, что даже если это был махровый советский подхалимаж, то выбор на нее пал не зря: «Я с шиком сыграла свою крошечную роль».
В один из своих краткосрочных отпусков в Москву родители отдали дочь в столичное хореографическое училище. На учёбу принимали девочек с 8 лет, но Суламифь Мессерер убедила комиссию, что у её племянницы природный дар, так семилетняя Майя стала самой юной ученицей. Сначала она попала в класс к солистке Большого театра Евгении Долинской, но учёбу пришлось прервать из-за очередного отъезда отца из страны. В 1935 году семья снова приехала в Москву, тогда Майя пошла во второй класс училища и стала ученицей легендарного педагога Елизаветы Гердт, которая и поставила будущей звезде балета «фирменные» выразительные руки. У девочки действительно был врождённый талант, многие вещи давались ей намного проще, чем остальным. Но Майя совсем не любила рутину, поэтому занятия, требующие повторения одних и тех же действий, вызывали у неё скуку. По этой же причине во взрослом возрасте Плисецкая не смогла отучиться на права, оставив эту идею после нескольких занятий.
Детство Майи Михайловны было непростым, и дело не в постоянных переездах. В 1937 году её отца арестовали как изменника Родины (через семь месяцев он был расстрелян, о чём семья узнала только в 80-х), беременную Рахиль с маленьким сыном забрали в тюрьму, а после отправили в Акмолинский лагерь жён изменников Родины в Казахстане. От детского дома Майю спасла тётя Суламифь, которая удочерила племянницу.
В 1939 году Майе Плисецкой разрешили посетить мать, которая теперь была переведена на вольное поселение в Чимкент. Рахиль Мессерер давала уроки танцев местным жителям и на одном из музыкальных вечеров попросила 14-летнюю дочь выйти на сцену. Тогда девочка впервые исполнила партию, которая позже станет её визитной карточкой – это был умирающий лебедь.
В 1941 году Майя Плисецкая танцевала на выпускном вечере училища, тогда Рахиль Мессерер уже освободили, поэтому она присутствовала на выступлении дочери. А на следующий день началась война и семью эвакуировали в Свердловск. Педагогов там не было, балеты не ставили, но вскоре в эвакуацию приехала Суламифь, она представила «Лебединое озеро», где племянница исполнила главную партию. Через год девушка вернулась в Москву, окончила училище и ее приняли в труппу Большого театра. Сначала она выступала в кордебалете, чем была недовольна. Но театром руководил родной дядя, который не мог позволить себе открыто продвигать племянницу. Очень быстро Майя покорила зрителей даже на вторых ролях, она выучила прыжковую мазурку и старалась как можно дольше задерживаться в воздухе. После этого балерине начали давать сольные партии.
Балерина испытывала глубокую обиду на советскую власть из-за расстрела отца, ареста матери и всех трудностей, которые пережила её семья. В 1953 году Большой театр отправился на гастроли в Индию, где зритель особенно полюбил Плисецкую за её лебедя – танец напомнил местным жителям легенду об этой птице. После выступления премьер-министр страны лично захотел познакомиться с балериной, а после возвращения на родину она стала невыездной. Плисецкая была свободолюбивой, говорила, что думает и не пыталась быть правильной. Конечно, это не понравилось КГБ. Неизвестно, что именно приставленному к труппе сотруднику показалось подозрительным, как позже выяснится, специалисты даже пытались возбудить дело о якобы сотрудничестве балерины с британской разведкой. Балерине советовали вступить в партию, но она оставалась верна своим принципам, поэтому в дальнейшем Большой театр гастролировал по миру без неё.
В 1958 году, когда Большой находился в Лондоне, Майя Михайловна блистательно исполнила партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере». Билеты раскупили, после закрытия занавеса, как писала балерина в книге, было «Извержение везувия». Постановку посетил председатель КГБ Иван Серов, а на следующих спектаклях уже присутствовал Никита Хрущёв, про которого балерина отметила: «Спектакль… даже Хрущева расшевелил. Раскраснелся Никита Сергеевич, улыбается, из ложи не уходит, приветы на сцену шлет».
В 1959 году Хрущёв лично разрешил Плисецкой зарубежные поездки, за что его даже поблагодарили в газете The New York Times. А дальше – гастроли по всему миру, в 1983 году по просьбе директора Римского театра оперы и балета Майя Плисецкая в роли художественного руководителя поставила со своей труппой балеты «Раймонда» и «Щелкунчик». В конце 1980-х она также сотрудничала с Королевским театром Мадрида, руководила труппой Национального балета Испании. Но всё же Майя Михайловна называла себя скорее исполнительницей, пусть и с хорошей фантазией, чем хореографом.
О себе Майя Плисецкая говорила: характер – не сахар, «Измениться труднее, чем за волосы себя поднять». Но именно этот характер и помог ей выстоять все трудности, достичь мировой известности и исполнять главные партии даже на пенсии, несмотря на то, что в Большом просили покинуть сцену по достижении 65 лет. При знакомстве с Коко Шанель модельер сказала фразу «Характер – это и есть судьба», которая стала для балерины жизненным кредо.
Удивительно, но при всей любви к балету Плисецкая не ставила его своим главным достижением. А вот брак с Родионом Щедриным считала удачей. До встречи с композитором Майя Михайловна была в коротком браке с солистом балета Марисом Лиепой, но продлился он 3 месяца, а совместная семейная жизнь и вовсе две недели.
Когда Плисецкая и Щедрин впервые встретились, ей было 29, ему – 22. Три года они присматривались друг к другу и в итоге поженились. Инициатором брака была балерина, Родион Константинович не хотел официальных уз, но не стал перечить возлюбленной, которая решила, что так будет меньше нападок от власти. Да и министр культуры Фурцева прямым текстом говорила: «Выходите замуж – вам веры будет больше».
Так они и прожили в любви, как выражалась балерина, 57 лет. Их связь была настолько крепкой, что даже в поездках муж и жена оставались на связи, постоянно созваниваясь и обмениваясь письмами. Плисецкая писала, что не ревнует Родиона, потому что любит больше жизни. Он был и остаётся успешным композитором, семь своих опер и пять балетов он посвятил супруге, но всё же оставался в её тени и это, опять же со слов Майи Михайловны, его ничуть не расстраивало.
Детей у пары нет. Ещё до официального брака была одна беременность, но тогда Плисецкая пребывала в отличной форме и приняла решение, что не готова жертвовать карьерой. Щедрин без энтузиазма, но снова поддержал любимую женщину в этом решении.
После распада СССР супруги переехали за границу, преимущественно жили в Мюнхене. Там Майя Плисецкая умерла 2 мая 2015 года от обширного инфаркта миокарда. Она завещала, чтобы после смерти супруга, их прах воссоединили и развеяли над Россией.