21 сентября 2023 года в Новом театре Эдуард Бояков вместе с актерами презентовал премьеру обновленного спектакля «Лавр».
Еще в театральном сезоне 2020-2021 московские зрители смогли увидеть эту постановку Боякова по книге Евгения Водолазкина. Этот неисторический роман буквально прогремел на весь мир. В 2013 году произведение стало лауреатом премии «Большая книга», а в 2017 по версии газеты The Guardian вошёл в топ-10 лучших книг мировой литературы о Боге.
5 и 6 октября 2023 года Новый Театр под руководством Эдуарда Боякова представит на суд зрителей премьеру уже новой редакции «Лавра» на сцене театра Российской Армии. Незадолго до премьеры артисты высказались о постановке.
— Это не восстановление спектакля, а продолжение его жизни, хотя некоторые герои будут представлены в исполнении других артистов, — отметил актер Валентин Клементьев исполняет роль дедушки Христофора.
Главную роль, Лавра, играет Дмитрий Певцов:
— Мое личное участие в этом спектакле — это абсолютно не актерская история, а человеческая. Потому что это уникальная постановка по уникальному роману, который необходим нашим россиянам.
Команда обновленной постановки подчеркивает: «Лавр» 2023 года — не повторение предыдущего спектакль, это новая театральная история.
— Конечно, говорить о том, каким станет спектакль, можно только после премьеры. Спектакль начинает жить, когда встречается со зрителем, — считает Дмитрий Певцов. — Но, например, в первом прочтении «Лавра» я буквально боялся очень сложного текста Водолазкина. А вот сейчас, ко второму прочтению я его принял, полюбил.
А Леонид Якубович, которого коллеги шутя называют «молодым начинающим театральным актером», рассказал, что его двадцатидвухлетняя дочь, абсолютно далекая от темы, затронутой Водолазкиным и потом Бояковым, ходила на постановку 3 раза и собирается посмотреть и новую редакцию: «А это о многом говорит».
В основе сюжета — история человека, который прошел тернистый путь от мальчика-сироты к знаменитому врачевателю, от простого бродяги до святого. Зрители увидят разные исторические периоды, локации также будут меняться. В спектакле переплетутся, казалось бы, несовместимые вещи: старославянский язык с современным сленгом, архаический быт с мегаполисом, а события настоящего, прошлого и будущего образуют единство. В постановке затронута глубокая религиозно-мировоззренческая тема покаяния. Она раскроется с позиции современного человека, который ищет себя и отстаивает свое право на духовное самоопределение.