31 июля 2021 года театр «Современник» заканчивает сезон со скандальным шлейфом. Неделю назад вышел спектакль «Первый хлеб», где в главной роли пьющей бабушки Нурии (она и матом ругается, и несет всякую ересь), народная артистка РФ Лия Ахеджакова. После премьеры пошла острая реакция. О ситуации рассказывает театральный обозреватель КП Анастасия ПЛЕШАКОВА.
Сперва возмутилась общественность: слишком много ненормативной лексики, а монолог героини Ахеджаковой, по мнению Общественной организации «Офицеры России», оскорбляет ветеранов Великой Отечественной войны. Офицеры пожаловались в Генпрокуратуру, в мэрию Москвы. Председатель СК РФ Александр Бастрыкин поручил проверить спектакль на предмет оскорбления ветеранов. Лия Ахеджакова же считает, что кампанию критики подняли недовольные худруком театра Виктором Рыжаковым. «Мы примерно понимаем кто это», — сказала артистка.
На кого намекает Ахеджакова? Известно только ей. Может быть, на Сергея Гармаша, который год назад открыто выступил против Рыжакова и ушел из театра? Об этом мы спросили актеров «Современника». Нет, говорят: Гармаш ни при чем. Просто с самого начала всем было ясно: «Первый хлеб» — это провокация. Иллюзий по поводу пьесы не было.
Многие актеры «Современника», которые начинали репетировать (еще в октябре), из проекта ушли. Среди первых был Шамиль Хаматов (младший брат Чулпан). Он должен был играть внука героини Ахеджаковой — Даню. Отказалась играть его невесту, «не то Гулю, не то Зулю», молодая актриса Полина Пахомова. Ольга Дроздова вообще ушла из «Современника». В «Первом хлебе» ей досталась роль мамы Гули и Зули — Алтынай. И это многое объясняет: при Галине Волчек Дроздова играла красавиц-героинь, а новый худрук предложил ей второстепенную роль златозубой женщины, в улыбке которой отражается весь зрительный зал.
Говорят, что и Ахеджакова несколько раз порывалась сняться с роли, на что многие надеялись: пьесу брали специально на нее. Не будет Ахеджаковой, не будет и спектакля… Но она не сбежала.
Актриса Таисия Михолап (она играет в «Первом хлебе» непонятную роль «Бабушки мальчика», которого героиня Ахеджаковой называет… сыклом) рассказала, что все актеры с самого начала были против мата.
— Практически все действующие лица пьесы на нем разговаривают. Но мы его вычищали. К премьерному показу 24 июля весь мат из спектакля убрали, — рассказала нам Таисия Сергеевна. — Но дело не только в мате. Сама пьеса непонятно о чем. Какая главная тема? Мы все время задавали этот вопрос режиссеру. Так много сюжетных ответвлений, которые не дают никакого движения действию. Моя героиня вообще не несет никакой драматической и смысловой нагрузки. Она, как аппендицит, который легко можно вырезать. Так же как и сцену «крепкого мужского поцелуя» (главный герой Даня целуется в губы с геем Таурбеком). Зачем этот поцелуй? Дальше их «тема» не развивается. Спорных моментов в спектакле много. Но мы надеялись на лучшее…
Оказалось, что у актеров такие же вопросы, как и у зрителей, побывавших на премьере: зачем понадобился этот скандала? Чтобы народ пошел в театр?
— На спектакле был полный зал. «Сирийцы» вышли к театру с плакатом «Первый хлеб — комом» [бабушка Нурия-Ахеджакова поет частушки такого содержания: Сирия, Сирия, вся пиписька синяя], — рассказал актер, занятый в спектакле. — Были манифестации. Венки под двери театра принесли. Вызывали ОМОН. Его бойцы переоделись в цивильные костюмы и сидели в зале на всякий случай…
…Тогда цель достигнута: если даже ОМОН удалось загнать в зрительный зал.
Напомним, премьерные показы спектакля «Первый хлеб» по пьесе Рината Ташимова прошла на сцене «Современника» 19, 23 и 24 июля.
В центре спектакля — «потерянное поколение», современная молодежь, у которой как будто нет почвы под ногами, и поэтому она идет на войну.