Юрий Грымов раскрыл идею премьерного спектакля «Цветы нам не нужны» и поделился планами театра «Модерн» на будущий сезон

Юрий Грымов раскрыл идею премьерного спектакля «Цветы нам не нужны» и поделился планами театра «Модерн» на будущий сезон Юрий Грымов театр «Модерн». Фото предоставлено пресс-службой театра

Сегодня театр «Модерн» — один из оригинальных и самобытных театров столицы. Каждый его спектакль тщательно продуман и наполнен авторской энергией художественного руководителя Юрия Грымова. Какой будет долгожданная премьера о Нюрнбергском процессе, в чём заключается загадка индивидуальной подачи площадки и как театр возвращает человека к человеку рассказал нам художественный руководитель театра «Модерн», режиссер и сценарист Юрий Грымов.

Расскажите о предстоящей постановке спектакля «Цветы нам не нужны». О чем он будет?

— Могу ответить очень коротко – это будет спектакль театра «Модерн» на очень важную тему. Я считаю, что главным событием XX века был Нюрнбергский процесс. События, которые разворачиваются с 1946-го по 1966-ой год – это период самого яркого развития общества. В это время полетел Гагарин, был Вьетнам, карибский кризис, был убит Кеннеди, совершены значимые открытия в науке, развивался мировой кинематограф и так далее. Это время было совершенно уникальным. И, мне кажется, что сегодня люди платят за невыученные уроки, потому что нас в школе берегли, нам не все рассказывали про цели и задачи, которые перед собой ставил Адольф Гитлер и, в частности, вся фашистская Германия. 

Спектакль «Цветы нам не нужны». Фото: modern-theatre.ru

Почему вы выбрали такую тему?

— Нельзя же делать спектакли и думать о зрителе. «Должны совпасть время и желания» – такого нет. Я следую абсолютно своему собственному интересу. Если вибрация есть у меня, то эта вибрация появляется у актеров, и эта же вибрация передается зрителям. Мы выпускаем трилогию «Антихрист и Христос»: «Петр I», «Леонардо», «Иуда». И этот спектакль, «Цветы нам не нужны», мог бы быть ее прологом, потому, что здесь тоже описывается запредельная грань, которую перешли. Между прочим, вся фашистская элита в своих речах всегда вспоминала Бога. И это абсолютно какой-то кошмар.

Что было самым сложным в создании спектакля?

— Мы обращались не к придуманным персонажам, а к реальным людям, которые были очень хорошо описаны в истории — есть даже хроника. Понятно, что театр — это искусство обобщения, но, в то же время, я себе никогда не позволяю вольности по отношению к реальным персонажам и авторскому тексту. Условно говоря, у меня уже пять лет с успехом идет спектакль «На дне» Горького. Я не меняю текст Горького, я не дописываю «словечки» и не прикрываюсь ярким названием, неся отсебятину. Так и с персонажами. Я даже нашел человека, который был последним охранником в тюрьме Шпандау, где сидели эсэсовские преступники – в частности последний преступник пожизненного заключения Рудольф Гесс. Алексей Степанов его охранял до самой смерти. Сейчас он полковник. Если мы выпускаем такие спектакли, как «Леонардо» или «Петр I», то важно поговорить с людьми, которые компетентны в этой теме, и поэтому мы в театре «Модерн» часто проводим такие встречи для актеров перед спектаклем. А здесь прям очевидец. Рудольф Гесс, проведя 4 года в тюрьме Тауэра, в 93 года покончил жизнь самоубийством. Но его охранник считает, и я тоже так думаю, что его убили англичане.

И передать это все сложно. Это очень динамичное художественное произведение. Будут показаны встречи с женами, вы услышите за время спектакля большинство музыкальных хитов, созданных с 46-го по 66-ой годы.

Кто играет в спектакле? Как вы подбирали актеров на главные роли, все же речь идет об исторических личностях?

— Я не гонюсь за узнаваемостью, потому что в этом нет необходимости. Если в театре нет Гамлета, то не надо его и ставить. Хотя, наш актер Юрий Анпилогов, который исполняет роль Рудольфа Гесса, при приклеенных пышных бровях — очень похож. Но это случайное совпадение. Больше никто не похож на реальных исторических персонажей. За этим гнаться не надо. Петр I, роль которого так же исполняет Анпилогов, тоже похож: ростом, комплекцией. Но там легче – еще парик, усы и исторический костюм. Но самое важное то, что актеры именно по внутренней энергии должны соответствовать своим героям.

Актер Юрий Анпилогов в спектакле «Петр» театра «Модерн». Фото: Олег Королев

Бальдура фон Шираха, руководителя Гитлерююгенд, играет прекрасный наш артист Александр Борисов. Понятно, что он крупный артист, но по внутренней линии он идеально подходит на Шираха. Так же, как и жены этих семерых преступников, которые появляются у нас три раза. Некоторые из них тоже имеют внешние сходства с историческими личностями.

Почему вы посвятили спектакль «Цветы нам не нужны» недавно ушедшему актеру Владимиру Левашеву?

Владимир Левашев – выдающийся русский актер, заслуженный артист России. Он прослужил в театре более 20 лет. Его голос был записан специально, и теперь он звучит в этом спектакле. Это голос судьи на Нюрнбергском процессе. Также его голос мы оставили и в других спектаклях, как, например, «О дивный новый мир».

В театре «Модерн» нередко ставятся спектакли на исторические темы, затрагивающие период Второй мировой войны. Больше ли вас это увлекает, чем постановка литературных произведений?

— Репертуар театра «Модерн» уникальный. На 98% то, что у нас идет – не идет ни в одном театре. Этих пьес просто нет. Это все в основном специально написано. Может быть, такое впечатление возникает из-за того, что в последнее время многое связано с трилогией «Антихрист и Христос». Но у нас идет и «Война и мир», и «Матрешки на округлости земли».  Я думаю, у нас соотношение 60 на 40, где 60 – это широкий диапазон, включая детские спектакли, а 40, может быть, исторические постановки.

«Война и мир». Фото: modern-theatre.ru

Меня увлекает мысль. Если я не могу сформулировать на первой репетиции для актеров в одно слово или одно предложение «Что это будет?», то я не вижу смысла это делать. Режиссер должен видеть сразу в законченном виде то, что он делает. Я на первую репетицию прихожу уже с афишей и с музыкой на весь спектакль. Очень важно не как, а про что и почему у меня должно это откликаться. Если у меня это не откликается, то оно не будет откликаться и у актеров, и, как следствие, у зрителей. А у театра «Модерн» весь репертуар работает на аншлагах.

В чем, по вашему мнению, заключается главная «фишка» спектакля, которая обязательно захватит зрителей?

— Это будет та этика и эстетика театра «Модерн», которую исповедую я уже почти шесть лет. Этот спектакль полностью насыщен атмосферой нашего театра. В спектакле «Цветы нам не нужны» я, как всегда, выступил еще и художником-постановщиком. Вы увидите и световые решения, и прекрасные костюмы Ирэны Белоусовой, но это все внешняя сторона. Будет и очень оригинальная музыка, которую вы не слышали прежде, и будет та, которую вы очень любите – я говорю про хиты 40-х и 60-х годов прошлого века. И, конечно, это – актерская история. Я исповедую идею актерского театра с режиссером. Актер не может сам играть, а режиссер нужен хорошему актеру. Плохому актеру режиссер не нужен, он сам все делает и все как всегда одинаково. Поэтому «Цветы нам не нужны» — актерский спектакль и, безусловно, с яркими музыкальными и художественными решениями.

Юрий Грымов театр «Модерн». Фото предоставлено пресс-службой театра

С какими режиссерами сотрудничает театр «Модерн»? В чем их индивидуальная особенность подачи материала?

— В театре «Модерн» идут три спектакля Сергея Аронина, он же и актер нашего театра. Также идет один детский спектакль Елены Катихиной. Для меня очень важно, чтобы те режиссеры, которых я выбираю, были, прежде всего свободны, но важнее то, что они должны вписываться в этику и эстетику театра «Модерн». И при этом они не должны копировать меня, они должны быть индивидуальны. Я никогда не говорю: «Я бы хотел, чтобы вы поставили вот это». Этого нельзя делать. Режиссер сам приходит с идеей. Я смотрю его предыдущие работы, и тогда мы приглашаем его. Я не люблю спекуляцию, которую я сейчас часто вижу в других театрах. Назвать спектакль ярким именем известного драматурга, а потом там все переписать – это не моя тема.

Театра «Модерн». Фото предоставлено пресс-службой театра

Кем, по вашему мнению, должен быть режиссер? Какими качествами он должен обладать в современном мире?

— Я отвечу немного по-другому. Меня очень часто спрашивают молодые режиссеры, что вы посоветуете почитать, чтобы стать режиссером. Я им говорю: «Никогда не читайте книжки по режиссуре». Есть такие книги, как, например, «Тысяча шагов к успеху», «Как написать сценарий» — это же все авантюра и маркетинговая история. Читайте литературу, смотрите живопись, читайте Бродского – это же уже абсолютный сценарий. Я думаю, что режиссер, хороший режиссер – это не профессия. Это что-то другое. Профессия – это если включите телевизор и увидите ужасающие сериалы. Вот это уже профессиональные режиссеры. Когда вы видите что-то яркое в кино или театре, то профессия не обсуждается. Обсуждается уже личность, которая смогла так рассказать историю.

Чему сегодня может научить своего зрителя театр «Модерн»? На что он нацелен?

— Мне кажется, театр «Модерн» возвращает человека к человеку. Мне, еще когда я занимался кино, всегда важно было напомнить человеку, что он хороший. Это не значит, что мы хвалим друг друга. Театр – это всегда человек. Я все время говорю: приходите в «Модерн» в шесть вечера, а не прибегайте за десять минут до спектакля. В «Модерне» лучший буфет Москвы, прекрасная винная карта, лучшая выпечка в Москве, адекватные цены, перед спектаклем играет живая музыка. Вы приходите не провести вечер, а приобрести знание именно о себе, а не о нас и персонажах. Я читаю на сайтах, что пишут зрители. И я рад, что нам удается вести такую миссионерскую деятельность, потому что, как говорил мой любимый философ Мамардашвили, «человек всю жизнь пытается быть человеком, но не у всех это получается». Театр – это то место, где можно становиться человеком. Возвращаясь к спектаклю «Цветы нам не нужны» — эти преступники ведь тоже люди, они млекопитающие, как мы, но в какой-то момент они перестали быть Человеком. Они превратились в самое жестокое млекопитающее под названием «человек». Ведь мы очень жестокое млекопитающее и способны есть друг друга, если мы не Человек. 

Есть ли у вас уже какие-то планы на следующий театральный сезон? Какие премьеры задуманы? К чему готовиться зрителям?

— В октябре, я надеюсь, мы выпустим третью заключительную часть трилогии «Антихрист и Христос» — «Иуда». На данный момент я уже работаю над пьесой «Леди Макбет Мценского уезда». И также мне очень нужен еще один блокбастер. У нас уже 8 лет идет мой спектакль с динозаврами «Затерянный мир» по Конан Дойлю. Это просто мегахит. И вот сейчас нужен еще один детский блокбастер, но о нем я не скажу, пока это тайна.  

Расскажите об этом друзьям!