16 апреля 2024 года состоится показ спектакля «Хулиганы. Идеальная пара» в театре «ОДЕОН» в Москве. Он основан на рассказах Аркадия Аверченко и Надежды Тэффи. Главную роль в постановке исполнит Павел Деревянко. Замечательный актер ответил на вопросы корреспондента «КП» Дениса Корсакова и рассказал о том, почему мало играет в театре и готов ли сниматься в кино бесплатно.
— Мы сделали этот спектакль уже три года назад, он тогда назывался «Идеальная пара». Премьера состоялась в День святого Валентина. Но День святого Валентина закончился, а спектакль остался. Полтора часа на сцене — только я и наш прославленный виолончелист Боря Андрианов. Это может показаться немножко скучным, но это не так, вообще ни на секунду! Все это время зритель получает заряд интеллигентного юмора. Это весело, остроумно, смешно, динамично. Это то, что меня греет. Я сам театр, честно говоря, не очень люблю, уже разочаровался в нем. А вот такой формат, как в «Хулиганах», с большим удовольствием приемлю, — объясняет Деревянко.
Саму идею спектакля придумала Саша Филиппенко, дочка нашего прославленного актера Александра Георгиевича Филиппенко. А режиссером выступил Женя Егоров, мой однокурсник по ГИТИСу, он актер, но сейчас как режиссер и продюсер орудует…
— В зале зрителям предлагают алкоголь и еду. Каково играть перед людьми, которые сидят за столиками и едят?
— Ну, тарелок с макаронами и борщом не будет. Только выпивка с легкой закуской. Мы гастролировали в Дубае и на Кипре, и спектакли шли именно в таком формате, это было просто идеально, крайне весело! Люди чуть-чуть выпивают, мы на сцене тоже можем немножечко подкирнуть, все очень раскованно, расслабленно, — и при этом мы находимся в плотном взаимодействии со зрителем, разговариваем, общаемся. Результат — удивительная энергетика, люди в восторге.
— Вы сказали, что театр не очень любите…
— Я в 2000 году закончил ГИТИС, курс Леонида Ефимовича Хейфеца, и с тех всю жизнь играл в разных театрах. Но так вышло, что это для меня — стрессовая история. Я перед каждым спектаклем очень волнуюсь. Вроде и поводов для этого не осталось: опыт солидный, все ситуации, которых я боялся, например, забыть на сцене текст, уже воплотились в жизнь. Но какой-то шлейф все равно есть… Сейчас, если не считать «Хулиганов. Идеальную пару», я играю в спектакле Андрея Сергеевича Кончаловского «Дядя Ваня», который очень люблю. И больше ничего: уже лет пять я не соглашаюсь ни на какие новые предложения. Первые три года звонили постоянно, куда-то приглашали, сейчас уже звонят сильно реже. И по-прежнему получают ответ «Нет». Мне больше по душе кино. Там спокойнее. Я там все знаю, умею существовать перед камерой, быстро понимаю драматургию сцены. И никакого волнения: каждый свой дубль ты сразу просматриваешь в мониторе, и, если что-то не получилось, все исправляешь.
— В театре еще что должно быть обидно: вот сыграешь ты спектакль, и он исчезнет навсегда, никто, кроме присутствовавших, никогда его не увидит и не оценит твою игру.
— Спектакли, конечно, снимают на видео, но… Дядю Ваню я начал играть в 33 года. На видео этот спектакль запечатлели через год после премьеры, когда я играл плохо. Спектаклю вообще лет пятнадцать, а более-менее прилично играть я начал только три года назад. Но периодически где-нибудь транслируют ту самую старую запись…
— Как получилось, что вы, будучи одним из самых известных актеров России, постоянно играете в фильмах маленькие роли? Только за последние месяцы вышли «Золото Умальты», «Он + Она», «Холоп-2», «Иван Васильевич меняет все», состоялась премьера «Сломя голову»…
— Ну, у меня были большие роли, «Конец Славы», например, или «Как Деревянко Ломоносова играл». А вообще, я просто люблю свою работу. Большая, маленькая роль, это вообще не важно. У меня внутри возможностей много – разных образов, разных красок. И хочется все это отдать.
— Время отдохнуть у вас вообще находилось?
— Ну, вот сейчас я уже достаточно давно нигде не работал, разве что снялся в сериале «Первый номер» с Женей Цыгановым. Он играет писателя, который стал журналюгой, главным редактором глянцевого журнала, а я — его друга, продюсера. Да, бывают периоды, когда я по уши в работе, это длится четыре-пять месяцев, потом берешь небольшой перерыв… Но я очень люблю свою работу и прекрасно себя чувствую в плотном графике. Гораздо лучше, чем когда я отдыхаю и ничего не делаю. У меня четкий режим: с утра делаю зарядку, пью витамины, принимаю контрастный душ и в хорошем настроении движусь на площадку.
— Вам интереснее играть положительных персонажей или злодеев, как в «Золоте Умальты», где вы появляетесь в образе веселого подонка?
— Что значит – подонка? Тогда (действие разворачивается более ста лет назад. — Ред.) категории были немножко другие. Ну да, он немножко предатель. Джентльмен удачи, охотник за золотом. Такого играть веселее. Потому что злодеи, как правило, ярче и острее положительных персонажей. Но доброта — очень важный элемент, мне кажется, он все равно есть практически во всех моих более-менее объемных ролях.
— Для вас важны актерские награды? У одного вашего коллеги, не будем показывать пальцем, в 33 года пять «Золотых орлов». А у вас в 47 — разве что приз «Кинотавра» за «Подельников» и «Орел» за «Домашний арест». Как-то несправедливо.
— Да я об этом вообще не думаю и не переживаю. Получать награды очень приятно. Но если не получается, значит, нет предпосылок, обстоятельства не складываются. Все еще будет. Я уверен, что все будет зашибись!
— Вы очень много снимаетесь. До какого момента у вас сейчас забит график съемок?
— Мы сейчас его верстаем. Вроде уже до середины осени все плотно.
— Почему у вас личный водитель? Не водите сами машину?
— Просто удобно. Я вожу, раньше я это обожал, ездил сам на машине в Таганрог, но уже года три как езжу с шофером. А началось все с того, что я снялся в рекламе автосалона, они мне дали прекрасную машину «Мерседес» с водителем на полтора года, и я привык ездить на заднем сиденье.
— Вы говорите о том, что безумно любите работу. Готовы сниматься бесплатно, если к вам придет молодой режиссер, покажет хороший сценарий, но скажет «Извини, гонорара не будет»?
— Ну, не такие же крайности… Хотя вот у Жени Григорьева в «Подельниках» я снимался практически бесплатно, за чисто символические деньги, пару копеек. Но сценарий был классный, и я к тому моменту уже долго ждал актерского вызова, возможности выступить в совершенно нетипичном для себя амплуа. Конечно, когда эта возможность возникла, я был счастлив — даже сам готов был приплатить! Так что я открыт к предложениям. Конечно, без денег сниматься не хочется, но всякое может быть.
— А что будет в ближайшее время?
— Сейчас приступаем к съемкам детской сказки «Колотун», там я играю бургомистра сказочного города Бурвиль Эндриана. На главной площади стоит его памятник самому себе. Честолюбивый малый. Я уже придумал смех к этому персонажу. Очень греет меня этот образ. Про остальные проекты я не могу пока говорить.
Еще я все чаще примеряю на себя роль ведущего. Праздники, корпоративы. Кто-то скажет, что это фу, а я так не скажу. Хороший заработок, во-первых. А во-вторых, это как школа: ты преодолеваешь себя, раскрепощаешь свои зажимы.
— А какие у вас зажимы?
— Ну, не то чтобы совсем зажимы, но боязнь публики, импровизации. Сейчас с ней уже нормально, но раньше было — когда ты работаешь не в рамках роли, а говоришь на открытые темы.
— И как вас принимают?
— Отлично! Я не супервелеречивый, но открытый в хорошем смысле. Не подумайте, что я себя нахваливаю, но я обаятельный, чего греха таить. Мне сразу нужно наладить личный контакт с каждым зрителем, и им это нравится. Поэтому получается такое классное времяпровождение.
В стоимость билета входит: welcome drink (игристое вино / красное вино / белое вино / лимонад) и сет легких закусок (изумрудные оливки, харисса из печеных перцев и томатов, ливанский хумус с зеленью и зернами граната, итальянская чиабатта, чипсы с семенами льна). Дополнительно (не входит в стоимость билета) у каждого гостя будет возможность заказать напитки, а также сырное, мясное, или ягодное ассорти.