13 и 14 мая 2023 года в театре Пушкина в Москве состоится премьера спектакля «Зойкина квартира» по Булгакову. Актер, режиссер и художественный руководитель театра Пушкина Евгений Писарев поделился своими взглядами на предстоящую постановку, а также рассказал о своих театральных кумирах, репертуаре театра, любимых постановках, близкой дружбе с РАМТом и «Сатириконом», преподавании в школе-студии МХАТ и планах на юбилейный, 75-й, сезон.
— Известно, что один из ваших любимых актеров — Андрей Миронов, используете ли его образ, творческую манеру в каких-либо постановках современного Театра Пушкина?
— Сложно ответить. Честно говоря, не очень понимаю, как это возможно. Каждый артист по-своему уникален. Андрей Миронов был моим кумиром в детстве. Я счастлив, что у меня была возможность видеть его живьем в спектаклях театра Сатиры и на концертах. Я тогда был школьником и об актерской профессии понимал не так много; меня увлекла скорее творческая энергия Миронова, его обаяние, легкость. Иногда человек вырастает и разочаровывается в своих кумирах: они оказываются не такими идеальными, как образы, нарисованные в детском воображении. Я рад, что в моем случае с Андреем Мироновым такого не случилось. Сейчас, будучи профессионалом, понимаю, что этот артист для меня остается образцом служения профессии, отношения к театру, к партнерам и друзьям.
— Театр Пушкина часто обращается к классике. Как это можно соотнести с вашими личными предпочтениями — вам ближе классические спектакли, переосмысления знакомых сюжетов или, наоборот, все-таки интереснее новые совсем современные истории?
— Безусловно, наш вектор — все-таки классические произведения. Но когда режиссер обращается к классике — это отнюдь не означает, что он ставит классический спектакль. Конечно, важно обращать внимание на современную драматургию, но она часто оказывается сиюминутной: поставленный по ней сегодня спектакль уже завтра может оказаться неинтересным. А классика доказывает свою актуальность столетиями, и разговор о сегодняшнем дне через нее может получиться даже более современным. К тому же пьесы, которые мы называем классическими — это еще всегда мастерски написанные пьесы, где учтены законы драматургии, где есть язык автора, определен жанр, созданы сложные характеры. Поэтому в моем личном рейтинге классические пьесы в приоритете.
— Какой из поставленных на данный момент вами спектаклей является любимым и почему?
— Не хочется говорить банальностей, но в некотором смысле спектакли как дети — невозможно сказать, кого ты любишь больше. Причем любовь эта никак не связана со зрительским успехом. Наоборот: больше оберегаешь именно те спектакли, которые не обласканы любовью публики. Конечно, тот спектакль, работой над которым ты непосредственно занят в данную минуту, приковывает к себе все твое внимание и занимает больше места в сердце. В этом смысле на сегодняшний день мой любимый спектакль — «Зойкина квартира», над которой сейчас работаю в Театре Пушкина.
— Чем по вашему мнению Театр Пушкина отличается от всех остальных московских театров?
— Этот вопрос, конечно, лучше задавать зрителям. Если верить тому, что нам говорят, то Театр Пушкина уютный, теплый, обаятельный, не пафосный, но праздничный и нарядный. Наш театр — дом, который всегда рад гостям, а артисты и творческая команда — прежде всего компания, которой приятно работать вместе. И зритель это чувствует. Кроме того, театр всегда в какой-то мере отражает своего художественного лидера и, мне кажется, у нас с Театром Пушкина характер совпадает: гостеприимство, любовь к праздникам, семейственность — все это есть и во мне, и в атмосфере нашего театра.
— Есть ли у вас не театральные хобби? Получается ли на них найти время?
— Я обожаю путешествия. Чтобы разгрузить голову, отключиться от рабочих мыслей, мне обязательно нужно сменить обстановку. Можно уехать в Подмосковье, можно на Алтай, главное — уехать. Неважно, активный отдых или нет, когда меняется картинка перед глазами — силы приходят сами собой. Поэтому я очень люблю гастроли: они тоже дают возможность сменить обстановку, и это всегда большая радость для меня.
— Постановка каких современных режиссеров на сегодняшний день вас восхищает и вдохновляет? И какие московские театры вам импонируют?
— Мне интересны молодые режиссеры, их взгляд на классику, понимание современных проблем. Выделять кого-то я бы не стал. Режиссер — это человек, который учится всю жизнь. Сегодня спектакль удался, завтра не удался — так бывает и у молодых, и у опытных профессионалов. Если говорить о театрах — то самая близкая дружба у нас с РАМТом и «Сатириконом» (и там я, кстати, не пропускаю ни одной премьеры). Эти театры близки по духу Театру Пушкина, между нами существует глубокое взаимопонимание.
В Театре имени Пушкина мы каждый год проводим режиссерские лаборатории: у них могут быть разные темы, направления, формат, но цель всегда одна — поиск новых имен среди молодых деятелей театра. В этом сезоне, например, мы провели «Пушкин Lab» — лабораторию, посвященную творчеству поэта, чье имя носит наш театр, — в рамках которой режиссеры сделали три разных и по-своему интересных эскиза. Наша следующая лаборатория, «Угол зрения», наоборот предлагает участникам полную свободу в выборе материала: главное, чтобы режиссерские идеи совпадали с нашим творческим вектором.
— Сложно ли совмещать работу художественного руководителя и мастера школы студии МХАТ? Задействованы ли ваши студенты в постановках театра Пушкина?
— Сложно. Но, с другой стороны, это довольно естественное соединение. Олег Павлович Табаков мне говорил: «Знаешь, почему у меня такие хорошие ученики? Потому что я учил их для себя». Не важно, как сложились их судьбы, кто-то захотел в театр прийти, кто-то не захотел. Если ты не просто работаешь педагогом и за деньги делишься опытом, а видишь молодого человека или актрису-студентку и мыслишь будущим, тогда становится понятно, зачем их учить. Потому что абстрактная работа педагога для меня никогда не была интересна. Да, наверное, меня и приглашают возглавить курс, понимая, что большую часть ребят я обеспечу работой и своей поддержкой. Студентов обязательно занимаю в постановках Театра Пушкина: и мне, и им важно понять на практике, что такое театр. Все-таки обучение в театральном институте от реального театра далековато. Они могут быть хорошими артистами, но театр — это еще и умение работать в команде. Поэтому я погружаю их в атмосферу театра заранее и понимаю сразу, кто из них театральный человек, а кто — нет.
— Последний вопрос: в 2024 году Театр Пушкина откроет юбилейный 75 сезон. Как театр готовится отметить эту знаменательную дату? Чем планирует удивить зрителя?
— Как говорится, хочешь насмешить Бога — расскажи ему о своих планах. Конечно, внутренне я готовлюсь к этой дате, но конкретных планов пока нет. Хочется встретить 75 сезон в мире и согласии внутри нашего дома, в атмосфере творчества и радости. А какой конкретно будет поставлен спектакль — не так важно. Любой спектакль — это всего лишь кирпичик в строительстве театра. Хочется, чтобы театр жил, продолжал радовать наших зрителей и давал возможность тем, кто в нем работает, заниматься любимым делом. А пока приглашаем на «Зойкину квартиру» Михаила Булгакова, премьера которой состоится в мае на сцене Театра имени Пушкина.