Театральный сезон 2021 подходит к концу, но еще можно успеть на интересные московские премьеры. На какие спектакли стоит сходить рассказывает наш обозреватель Анастасия ПЛЕШАКОВА
Режиссер Максим Диденко поставил спектакль по повести Николая Лескова. Некое божество, изящную английскую блоху в разных составах исполняют этуаль Мариинского театра Диана Вишнева и прима-балерина Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Ксения Шевцова. Как известно из литературы, механическую блоху подковал тульский мастер Левша. Его играют Евгений Стычкин и Александр Якин. По жанру это спектакль — балет, опера, докудрама. Спектакль почти безмолвный. Текст Лескова артисты не говорят. Левша изъясняется современным нам языком. Драматург Валерий Печейкин написал для него интересные монологи, а текст самого произведения Лескова идет в виде подписей к картинкам на экране. «По жанру – это борщ, а по сути – исследование феномена русской хтони», – так определил характер своей новой постановки режиссер Максим Диденко.
Некоторые критики уже написали, что «Левша» и не спектакль вовсе. Это некое представление на стыке цирка и балета, где деревенские мужики, танцуют «пластическую кулебяку» на тему японских хокку. К тому же зрелище дорогущее очень. Еще бы, если блоху играет прима мирового балета. К тому же поющая. Это театральный эксперимент и первая в жизни Дианы Вишневой вокальная партия. Спектакль сопровождает живой звук. Художник Мария Трегубова соорудила на сцене «гору русской земли», которую изготовили в специальных цехах для монументальной сценографии. Семиметровая декорация выросла примерно до высоты трехэтажного здания. Из сахарной ваты сделаны парики… Все очень красиво.
Второй заход в «Современник» режиссера Евгения Арье со спектаклем «Папа». Первый случился полтора года назад. Тогда главного героя, измученного деменцией Андрэ, играл Сергей Гармаш. Но он ушел из театра вместе со спектаклем. В новой версии папу играет Сергей Шакуров. Еще в спектакле заняты: Виктория Толстоганова (она была и с Гармашом), Олег Феоктистов, Янина Романова, Дарья Белоусова, Сергей Гирин.
«Папа» — самая известная пьеса французского писателя Флориана Зеллера. Что если однажды сознание, работавшее прежде как швейцарские часы, выходит из строя? Мысли становятся зыбкими, грань между реальностью и сном стирается, а память ускользает. Врачи это называют возрастными когнитивными изменениями. Ну а для человека, столкнувшегося с этой проблемой, — ужас потери себя как личности.
Спектакль «Константина Богомолова» по пьесе «Покровские ворота». Эту пьесу Леонида Зорина сыграли впервые именно в Театре на Бронной. Это было в 1974 году, поставил тот спектакль Михаил Козаков, он был тогда артистом театра на Бронной. Потом в 1982 году Козаков-режиссер поставил невероятно популярный телефильм «Покровские ворота». Волшебное, атмосферное ретро, повествующее о событиях, которые происходили во второй половине 1950-х годов с жителями коммунальной квартиры у Покровских ворот. Главную роль сыграл 20-летний Олег Меньшиков.
В премьере Театра на Бронной, как и во многих других постановках Константина Богомолова, распределение ролей до последнего остается в тайне. Даже название спектакля, ранее заявленного как «Покровские ворота», Богомолов поменял на «Дядю Лёву». Хоботова? Но известно, что в спектакле заняты: Игорь Верник, Владимир Храбров, Иван Шабалтас, Александра Ребенок, Александра Ревенко, Александр Семчев, Людмила Хмельницкая, Ирина Старшенбаум, Василиса Перелыгина, Лариса Богословская, Аскар Нигамедзянов и другие.
Театральная сказка в постановке Дмитрия Крымова. Как всегда у Крымова, сюжет не очень ясный. Но эту непонятность Дмитрий Анатольевич очень внятно объясняет: «Иногда ты сам не знаешь, чего ты хочешь и даже что и кого ты любишь. И почему воздушный шарик должен лежать именно в левом кармане пиджака как талисман — на удачу…».
В этой сказке будет и металлургический завод в Кривом Роге, и коктебельские камушки, и попытка объяснить, чем отличаются художественные штампы от художественных приёмов… И много всего другого необычного и интересного, как и бывает в сказке. А главное, — совершенно неузнаваемые исполнители. В спектакле заняты Евгений Цыганов. Он играет режиссера, грим такой, что Цыганова не узнать. Заняты: Тагир Рахимов, Александр Моровов, Игорь Войнаровский, Роза Шмуклер, Амбарцум Кабанян…
Для своего режиссёрского дебюта Павел Акимкин (актёр, музыкант, композитор) выбрал рассказ современной российской писательницы Леры Манович «Немец». Это трогательная и весёлая история о семье, в которую по школьной программе обмена приехал подросток из Германии. Немецкий мальчик по имени Пиус. Атмосфера в семье – так себе: в одной квартире живут сразу несколько поколений, и все домочадцы – женщины. И каждая из них старается окружить гостя заботой: и девочка-школьница, и её мама-писательница, и своенравная бабушка, и почти столетняя прабабушка. С какими обескураживающими деталями отечественного быта придётся столкнуться Пиусу и как изменятся героини после встречи с юным иностранцем. Остроумный текст и по-семейному тёплая постановка. В спектакле заняты молодые артисты театра.
Спектакль-провокация о том, как никому неизвестный Иосиф Джугашвили стал «отцом народов». История молодого революционера-подпольщика, отправленного партией на задание в Батуми, перерастает в настоящий детектив, главной тайной которого остается загадка личности самого Сталина. Мало вскрыть правду о том, как в молодые годы этот «чудесный грузин» (как его называл Ленин) проводил теракты, шел по головам своих же соратников. Важно еще понять причины и цели его поступков.
Режиссер Рената Сотириади считает, что ее спектакль не про Сталина, а про игру страстей – манипуляцию чужими слабостями в угоду своим собственным: «Мы хотим показать, как, играя человеческими страстями, Сталин шел к поставленной цели. Сегодня власть и деньги строятся на таких же манипулятивных техниках, на страшной игре. Поэтому в финале мы хотим перекинуть мостик в сегодняшний день».