Сталин, Блоха и дядя Лёва: какие спектакли посмотреть, пока театральный сезон не закончился

Сталин, Блоха и дядя Лёва: какие спектакли посмотреть, пока театральный сезон не закончился «Моцарт «Дон Жуан». Фото: Екатерина Цветкова

Театральный сезон 2021 подходит к концу, но еще можно успеть на интересные московские премьеры. На какие спектакли стоит сходить рассказывает наш обозреватель Анастасия ПЛЕШАКОВА

«Левша»

  • Где: Театр Наций
  • Когда: 1, 2 июля.
  • Продолжительность: 1 ч. 40 мин.

Режиссер Максим Диденко поставил спектакль по повести Николая Лескова. Некое божество, изящную английскую блоху в разных составах исполняют этуаль Мариинского театра Диана Вишнева и прима-балерина Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Ксения Шевцова. Как известно из литературы, механическую блоху подковал тульский мастер Левша. Его играют Евгений Стычкин и Александр Якин. По жанру это спектакль — балет, опера, докудрама. Спектакль почти безмолвный. Текст Лескова артисты не говорят. Левша изъясняется современным нам языком. Драматург Валерий Печейкин написал для него интересные монологи, а текст самого произведения Лескова идет в виде подписей к картинкам на экране. «По жанру – это борщ, а по сути – исследование феномена русской хтони», – так определил характер своей новой постановки режиссер Максим Диденко.

Некоторые критики уже написали, что «Левша» и не спектакль вовсе. Это некое представление на стыке цирка и балета, где деревенские мужики, танцуют «пластическую кулебяку» на тему японских хокку. К тому же зрелище дорогущее очень. Еще бы, если блоху играет прима мирового балета. К тому же поющая. Это театральный эксперимент и первая в жизни Дианы Вишневой вокальная партия. Спектакль сопровождает живой звук. Художник Мария Трегубова соорудила на сцене «гору русской земли», которую изготовили в специальных цехах для монументальной сценографии. Семиметровая декорация выросла примерно до высоты трехэтажного здания. Из сахарной ваты сделаны парики… Все очень красиво.  

«Папа»

Второй заход в «Современник» режиссера Евгения Арье со спектаклем «Папа». Первый случился полтора года назад. Тогда главного героя, измученного деменцией Андрэ, играл Сергей Гармаш. Но он ушел из театра вместе со спектаклем. В новой версии папу играет Сергей Шакуров. Еще в спектакле заняты: Виктория Толстоганова (она была и с Гармашом), Олег Феоктистов, Янина Романова, Дарья Белоусова, Сергей Гирин.

 «Папа» — самая известная пьеса французского писателя Флориана Зеллера. Что если однажды сознание, работавшее прежде как швейцарские часы, выходит из строя? Мысли становятся зыбкими, грань между реальностью и сном стирается, а память ускользает. Врачи это называют возрастными когнитивными изменениями. Ну а для человека, столкнувшегося с этой проблемой, — ужас потери себя как личности.

«Дядя Лёва»

  • Где: Театр на Малой Бронной
  • Когда: 31 мая, 2 и 20 июня.
  • Продолжительность: 1.40 мин.

Спектакль «Константина Богомолова» по пьесе «Покровские ворота». Эту пьесу Леонида Зорина сыграли впервые именно в Театре на Бронной. Это было в 1974 году, поставил тот спектакль Михаил Козаков, он был тогда артистом театра на Бронной. Потом в 1982 году Козаков-режиссер поставил невероятно популярный телефильм «Покровские ворота». Волшебное, атмосферное ретро, повествующее о событиях, которые происходили во второй половине 1950-х годов с жителями коммунальной квартиры у Покровских ворот. Главную роль сыграл 20-летний Олег Меньшиков.

В премьере Театра на Бронной, как и во многих других постановках Константина Богомолова, распределение ролей до последнего остается в тайне. Даже название спектакля, ранее заявленного как «Покровские ворота», Богомолов поменял на «Дядю Лёву». Хоботова? Но известно, что в спектакле заняты: Игорь Верник, Владимир Храбров, Иван Шабалтас, Александра Ребенок, Александра Ревенко, Александр Семчев, Людмила Хмельницкая, Ирина Старшенбаум, Василиса Перелыгина, Лариса Богословская, Аскар Нигамедзянов и другие.

«Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция»

  • Где: Театр «Мастерская Петра Фоменко»
  • Когда: 2, 3 , 18, 28 июня, 10, 20 июля.
  • Продолжительность: 2 часа 50 минут.
«Моцарт «Дон Жуан». Фото: Екатерина Цветкова

Театральная сказка в постановке Дмитрия Крымова. Как всегда у Крымова, сюжет не очень ясный. Но эту непонятность Дмитрий Анатольевич очень внятно объясняет: «Иногда ты сам не знаешь, чего ты хочешь и даже что и кого ты любишь. И почему воздушный шарик должен лежать именно в левом кармане пиджака как талисман — на удачу…». 
В этой сказке будет и металлургический завод в Кривом Роге, и коктебельские камушки, и попытка объяснить, чем отличаются художественные штампы от художественных приёмов… И много всего другого необычного и интересного, как и бывает в сказке. А главное, — совершенно неузнаваемые исполнители. В спектакле заняты Евгений Цыганов. Он играет режиссера, грим такой, что Цыганова не узнать. Заняты: Тагир Рахимов, Александр Моровов, Игорь Войнаровский, Роза Шмуклер, Амбарцум Кабанян…

«Немец»

  • Где: Театр «Центр Драматургии и режиссуры»
  • Когда: 8, 9 июня.

Для своего режиссёрского дебюта Павел Акимкин (актёр, музыкант, композитор) выбрал рассказ современной российской писательницы Леры Манович «Немец». Это трогательная и весёлая история о семье, в которую по школьной программе обмена приехал подросток из Германии. Немецкий мальчик по имени Пиус. Атмосфера в семье  – так себе: в одной квартире живут сразу несколько поколений, и все домочадцы – женщины. И каждая из них старается окружить гостя заботой: и девочка-школьница, и её мама-писательница, и своенравная бабушка, и почти столетняя прабабушка. С какими обескураживающими деталями отечественного быта придётся столкнуться Пиусу и как изменятся героини после встречи с юным иностранцем. Остроумный текст и по-семейному тёплая постановка. В спектакле заняты молодые артисты театра.

«Чудесный грузин»

  • Где: МХАТ им.Горького
  • Когда: 11, 12 июня. 
  • Продолжительность: 1 час 50 мин.

Спектакль-провокация о том, как никому неизвестный Иосиф Джугашвили стал «отцом народов».  История молодого революционера-подпольщика, отправленного партией на задание в Батуми, перерастает в настоящий детектив, главной тайной которого остается загадка личности самого Сталина. Мало вскрыть правду о том, как в молодые годы этот «чудесный грузин» (как его называл Ленин) проводил теракты, шел по головам своих же соратников. Важно еще понять причины и цели его поступков.

Режиссер Рената Сотириади считает, что ее спектакль не про Сталина, а про игру страстей – манипуляцию чужими слабостями в угоду своим собственным: «Мы хотим показать, как, играя человеческими страстями, Сталин шел к поставленной цели. Сегодня власть и деньги строятся на таких же манипулятивных техниках, на страшной игре. Поэтому в финале мы хотим перекинуть мостик в сегодняшний день».

Расскажите об этом друзьям!