Автор текста Анастасия ПЛЕШАКОВА
28 и 29 января в «Табакерке» премьера спектакля «Мольер, avec amour». Режиссер Сергей Газаров предложил свою версию пьесы Михаила Булгакова «Полоумный Журден», которая является адаптацией «Мещанина во дворянстве» Мольера.
Великий французский драматург сочинил свою комедию по заказу Людовика ХIV как «смешной турецкий балет»: требовалось высмеять османскую делегацию, не оценившую роскошь и блеск парижского двора. У Булгакова была другая задача: через необычную форму «театр в театре» показать не только сцену, но и закулисье вместе с артистами, оказавшимися в экстремальной ситуации — главный исполнитель внезапно заболел и нужно делать срочный ввод.
Газаров же задумал сделать спектакль-праздник. Как объяснил худрук «Табакерки» Владимир Машков: в «Мольере, avec amour» все подчинено одной задаче, чтобы в наше тяжелое ковидное время зритель радовался и любил жизнь.
Значительную часть комедии, рассказывающей о том, как Журден, парижский мещанин, богатый человек, помешался на том, что он — знантный дворянин, составляет музыкальный дивертисмент (балеты и пение). В Театре Табакова пошли дальше и превратили Сцену на Сухаревской площади в подиум. По бокам сидят зрители. Их ожидает необычное дефиле. На «языке» происходит действие. Выход на подиум — через вращающиеся двери задника. На дверях нарисованы огромные портреты Булгакова и Мольера. За сценографию отвечает художник Александр Боровский.
Спектакль начинается с эффектного боя на шпагах. Михаил Хомяков, исполняющий роль Журдена, учит молодых артистов виртуозно драться на рапирах. Это оправдано: Хомяков – не только артист, но и педагог Театральной школы Табакова (теперь это вуз). Его ученики уже работают в «Табакерке» и теперь выходят с мастером на одну сцену. Хотя для спектакля балет со шпагами поставил, разумеется, не он, а мастера европейского исторического фехтования.
За костюмы к спектаклю отвечала художник Мария Боровская. Она придумала для Журдена-Хомякова умопомрачительные высокие парики. Все что ниже шеи облачила в рюши и воланы. У Журдена нет малинового пиджака, зато есть малиновые штаны, как и у всякого знатного господина. Госпожу Журден играет Александр Фисенко. Его выход на сцену в сногсшибательных женских платьях с корсетами, в сапогах-ботфортах, туфлях на каблуках — «гвоздь» программы. Мария Боровская призналась, что некоторые идеи для костюмов ей подсказали модные показы Жана-Поля Готье. Во всяком случае знаменитые бюстгальтеры-пули и конусы на платьях Фисенко – это оттуда. Для довершения облика лицо мадам Журден украшает трехдневная щетина.
Костюм учителя фехтования (Василий Бриченко) похож на наряд из магазина для взрослых. У философа Панкрасса (Игорь Петров) из ушей валит дым. Каждый персонаж этого маскарада хорош по-своему.
Сергей Газаров щедро включил в свой спектакль вокально-танцевальные интермедии, как и задумано в пьесе. Кстати, Михаилу Булгакову многие театры отказывали в постановке «Журдена» именно по причине его сложного технического исполнения и множества пластических трюков. Но чем богат Театр Олега Табакова, так это молодыми и талантливыми, поющими и танцующими артистами.
Танец живота на «свадьбе сына турецкой султана» в исполнении восточных красавиц Яны Сексте, Арины Автушенко, Натальи Качаловой выполнен на достойном уровне и вполне заменил менуэты и арабески. Bellydance ставила чемпионка мира в этом жанре Анна Жлудова. Чемпионы мира по латиноамериканским танцам поставили румбу для Маркизы Доримены и Маркиза Доранта (их сыграли Ольга Красько и Владислав Миллер).
Когда спектакль уже закончился, но артисты не успели показать все, на что они способны, Хомяков-Журден объявил: у нас еще остались номера, люди же старались… И пошли бить степ чечеточники, исполнители street dance — танцевать современные ритмы. Под занавес показали полноценное дефиле и спел тенором Павел Шевандо (в спектакле он играл учителя музыки). Даже была «цитата» из кинофильма «Гори, гори моя звезда» в память об Олеге Табакове, учителе, мастере, создателе «Табакерки». В одном из номеров артистки театре Мольера исполнили песню о трех пажах, под которую молодой Табаков-Искремас учил «девочек» танцевать «в полную ногу». Для довершения маскарада не хватало только укротителя змей и пожирателя шпаг и огня. Но и без них получился почти совершенный аттракцион, скрещенных между буффонадой и фэшн-шоу.
Правда в финале у меня вдруг возникло ощущение дежавю. Год назад Сергей Газаров вернул на сцену Театра Табакова гоголевского «Ревизора» почти с тем же составом исполнителей и тоже в игровом стиле спектакля-буфф. Чечетка, клоунада, гротеск и трюки там тоже были…