Музыкальная комедия «Свадьба в Малиновке» режиссера Андрея Тутышкина и сценариста Леонида Юхвида вышла на экраны в 1967 году и заняла в том году второе место в прокате. Фильм посмотрели порядка 74 миллионов зрителей и множество крылатых фраз из картины ушло в народ.
Картина была основана на оперетте, впервые поставленной на сцене в 1937 году, этим она и обязана своей музыкальности. Однако в киноверсию вошли не все номера, в противном случае хронометраж ленты пришлось бы значительно увеличить.
Музыку для оперетты и фильма написал композитор Борис Александров. В картину вошли тексты песен авторства Виктора Типота (он писал либретто для оперетты), а также народные песни.
Роль Яшки-артиллериста в картине колоритная, но второстепенная. Режиссер Андрей Тутышкин видел Яшкой только Михаила Пуговкина. Артист был утвержден заочно, без проб. Однако у ассистента режиссера были свой кандидат на роль и она уверяла, что никак не может дозвониться до Пуговкина и его нет в Москве. Когда Тутышкин засомневался в правдивости этих слов, он сам позвонил Михаилу Пуговкину. Тот оказался свободен и уже на следующий день приехал на съемочную площадку. Сам актер потом вспоминал, что эта роль стала для зрителей одной из самых запоминающихся его работ.
Картину снимали в Полтавской области, некоторые сцены были отсняты в настоящей Малиновке неподалеку от Харькова. Многие местные жители с удовольствием снимались в массовке. Таким народным, в прямом смысле этого слова, актерам платили от 50 копеек до 3 рублей за съемочный день. Больше платили тем, кто приходил с гусем или уткой, или умел хорошо танцевать.
В картине есть артисты, поющие своими голосами, и те, за кого это делали профессиональные исполнители. К первым относятся Михаил Пуговкин (Яшка-артиллерист), Николай Сличенко (Петря Бессарабец), Михаил Водяной (Попандопуло). Вокальным голосом Владимира Самойлова (Назар Васильевич Дума) стал голос Игоря Новолошникова, за Людмилу Алфимову (Софья Михайловна Дума) пела Валентина Левко, а за Валентину Николаенко в роли их дочери Яринки – Галина Ковалева. Гелий Сысоев (пастух Андрейка) пел на экране голосом Михаила Егорова.
Персонаж Михаила Водяного Папандопуло просит Владимира Самойлова в образе солдата сыграть что-нибудь такое «чтоб душа развернулась, а потом обратно завернулась».
«В Одессе жил – купался в море я Черном. Знали на пляже все меня. Куплеты пел – играть умел на гитаре. Любовью я играл шутя…Картина ясная – любовь несчастная. А сердце страстное горит в груди…», – поет потом под переливы гармони адъютант Попандопуло.
Эту песню Яшка поет, танцуя со своей возлюбленной Комарихой. «Эх, отшагал я по земле чужой. Эх, и мечтал я о земле родной. Шел я лесами, шел по ночам. Любо мне тут и рад я Вам», – поет веселый артиллерист.
Песню поют влюбленные пастух Андрейка и Яринка. «У дороженьки стояла алая калина. В путь дорожку провожала казака дивчина… На коня казак садится. Говорит: пора проститься. Будь счастлива и здорова, девица черноброва», – звучит классическая казачья песня.
«Hа морском песочке я Марусю встретил, в розовых чулочках, талия в корсете… Вдруг, патруль, облава, заштормило море. До свиданья, пава, я вернуся вскоре…», – хулиганская и озорная песня от самого колоритного персонажа картины Попандопуло.
Анднейка поет эту песню, стоя на вершине холма любуясь красотами природы и подставляя свое лицо ветру. «Ой, ветер, мой ветер. Скажи мне, куда ты торопишься целую ночь. Скажи ты мне, ветер, товарищ крылатый, не хочешь ли хлопцу помочь?» – звучит очень лирично.
Эту нежную и лиричную песню поет Софья Дума. По сюжету, она потеряла мужа 15 лет назад. «Ноет, ноет, ноет головонька. Нечем, нечем увязать. Эх, да пуста дороженька. Эх, не с кем, не с кем погулять. Эх, да и не с кем, не с кем погулять», – Софья еще не знает, что судьба готовит ее встречу с мужем.
Яринка и красный конник Петря Бессарабец на два голоса поют одну из самых мелодичных песен в фильме. «Здесь никто, никто моих не услышит жалоб. Даже если бы я их в сердце не сдержала», «Не туманьте слезы взор, не томи кручина. Неужели в жизни ждет позор бедную дивчину?» – поют герои на фоне красивых и почти бескрайних просторов.
«Широкая степь от пожаров дымится. Осыпаны вишни не цветом, золой. Но, крылья, раскинув, как вольная птица, солдатская песня летит над землей», – поет под гармонь солдат в окружении сельчанок.
– Не смотри ты лютым зверем. – Разве зверем я смотрю? – Если любишь, значит веришь. – Я и верю, и люблю. Но ведь должен твой Андрейка знать, где ты была всю ночь. – Раз еще спросить посмей-ка, прогоню сейчас же прочь, – вот такая проверка на доверие от Яринки для своего возлюбленного Андрейки.
«Приготовьтесь, фрау-мадам. Я урок вам первый дам. Надо к небу поднять глаза и запрыгать, ну как коза. Ну-ка, смелее, напрямик, с вашей фигурой это шик. Раньше так, потом вот так. Да, я плясать мастак», – дает танцевальный мастер-класс Горпине Дормидонтовне артиллерист Яшка.
С этим танцем связана интересная история. «В ту степь» – переиначенное название танца Two steps («Два шага»). На экране номер длится около минуты, но на его репетиции ушло полтора месяца. Ставила танец балетмейстер Галина Шеховская. Зоя Федорова, исполнительница роли Горпины, не могла присутствовать на репетиции, партнершей Михаила Пуговкина становилась. Яшка говорит, что узнал об этом танце за границей, однако он никак не мог этого сделать. Танец появился в 1920-х годах в США. Вернувшийся из австрийского плена артиллерист никак не мог знать о нем.
«Ой, при лужку, при луне. При счастливой доле. При знакомом табуне конь гулял на воле… Ты гуляй, гуляй, мой конь, пока не споймают. Как споймают, то суздают шелковой уздою!» – пожалуй, самая известная песня, звучащая в картине. Ее поют Петря Бессарабец и красные кавалеристы.