Советскому зрителю многие замечательные картины становились подарком к 1 января. Эта двухсерийная лента режиссера Яна Фрида по одноименной комедии Лопе де Вега в переводе Михаила Лозинского тоже стала таковым. Фильм «Собака на сене» вышел на экраны в первый день 1978 года. Здесь блистательно играют Маргарита Терехова, Николай Караченцов, Михаил Боярский, Армен Джигарханян.
История проста, но интересна. Графиня Диана де Бельфлор (Маргарита Терехова) и ее секретарь Теодоро (Михаил Боярский) осознают, что влюблены друг в друга. Но Теодоро ухаживает за служанкой графини, а она сама не может снизойти до брака с безродным. Однако стараниями Тристана (Армен Джигарханян) – слуги-ловкача Теодоро, все становится возможным.
Особый колорит фильму придает именно музыкальная составляющая. Композитором в картине был Геннадий Гладков, а тексты песен написал Михаил Донской. Как Николай Караченцов занял в картине место Михаила Боярского, кто говорил и пел за Армена Джигарханяна и что не понравилось в картине чиновникам от культуры – расскажем обо всем этом.
По режиссерской задумке роль Теодоро изначально должен был играть не Михаил Боярский. Ему отводилось более скромное место – роль маркиза Рикардо. На Теодоро пробовались Олег Янковский и Олег Даль. Однако кинофортуна улыбнулась именно будущему Д’Артаньяну. Эта роль стала на тот момент очень значимой для Боярского. Возможно, именно благодаря ей он потом и попал в стан мушкетеров.
Место маркиза Рикардо оказалось вакантным, и на него отлично подошел Николай Караченцов. Режиссер, впрочем, попытался вернуть Боярского обратно, но Маргарита Терехова вступилась за своего экранного избранника, и режиссер Ян Фрид ретировался.
Теодоро – Боярский, Рикардо – Караченцов и Тристан – Джигарханян, основные мужские персонажи, пели своими голосами. Только в одном из куплетов своего «слугу» Джигарханяна подменил на вокале «хозяин» Боярский. Кроме того, Армен Борисович снимался сразу в нескольких картинах и из-за занятости не смог озвучить речь своего персонажа, за него говорит Игорь Ефимов.
Актрисы же в певицы не годились. За Маргариту Терехову в роли Дианы, Анарду в роли конфидентки графини и Марселу в роли ее горничной пела актриса Ленинградского театра музыкальной комедии Елена Дриацкая. Так у женских персонажей появился один голос на всех. Итак, 10 песен из фильма «Собака на сене» (1978).
Удалую и хулиганскую песню поет слуга Теодоро Тристан. Это как раз тот куплет, который за Армена Джигарханяна исполнил Михаил Боярский. «Ты мне друг и ты мне брат – собутыльник. Не сердись, коль дам под за… Под-затыльник!» – незатейливо, но задорно исполняет в кругу хмельных приятелей проныра Тристан.
«Ах, если б можно, если б можно было, чтоб сердце самовольно разлюбило… Увы, оно лишилось власти, подчинено любовной страсти», – поет страдающей от душевных терзаний графине Диане ее верная Анарда. Но мы то с вами уже знаем, что эта повесть не самая печальная на свете и речь в ней не о Ромео и Джульетте.
Советы от Тристана, которые сейчас бы назвали «лайфхаком». Обратите внимание, ведь эти рецепты проще, чем рецепт приготовления бутерброда с котлетой.
«Если вы на женщин слишком падки, в прелестях ищите недостатки. Станет сразу все намного проще: Девушка стройна, мы скажем: мощи! Умницу мы наречем уродкой. Добрую объявим сумасбродкой», – при следовании этим советам даже напрягаться не придется.
«Как трудно сделать вид, что влюблена. Как трудно позабыть любовь былую. Чем я усердней мыслями бичую, тем все живее в памяти она», – поет безутешная молодая горничная, понимая, что счастья с Теодоро ей не обрести.
«Самопрезентация» двух претендентов на руку и сердце графини Дианы. Молодого и рьяного маркиза Рикардо и его возрастного оппонента графа Федерико. «Слепой Амур, в меня пустил стрелу ты, и закипела молодая кровь. Я не намерен ждать ни полминуты: Пришла любовь…», – готов броситься в омут с головой Рикардо.
«Что проку в этих молодых мужчинах? – скажу я сам себе наедине. Видней мужская красота в морщинах, и седине…», – занимается аутотренингом граф Федерико. Впрочем, никому из этих славных парней в любви не повезет.
В этих куплетах весельчак Тристан продолжает веселить зрителя. Простая, незатейливая рифма и энергичность исполнения гарантируют успех в компании друзей. «Как-то раз зашел монах к монашке, собирался поиграть с ней в шашки. А монашка как кремень: Ныне, отче, постный день!»; «Полюбилась мяснику блондинка. Ах, – сказал, –отменная грудинка! А потом сказал смелей: Замечательный филей!»
В образности мышления Тристану не откажешь. Куплеты очень не понравились советским чиновникам от культуры. Они казались им пошлыми и вульгарными. Однако из картины их не вырезали.
Влюбленные должны страдать – неоспоримое правило с начала времен. Неважно по какому поводу и есть ли он вообще. Путь к совместному счастью проходит через терновник. Иначе, как почувствовать, что ты это самое счастье обрел?
«Любовь, зачем ты мучаешь меня? Ведь я забыть тебя была готова. Зачем же тень твоя приходит снова, Жестокой болью душу мне казня?» – поет графиня Диана. «Любовь, чего ты хочешь от меня? Ты в сердце, как змея, вползла украдкой. Его надеждой обольщая сладкой, мечтанием несбыточным дразня. Любовь, зачем ты мучаешь меня?» – вторит ей Теодоро. Свой тернистый путь эти влюбленные пройдут и окажутся в объятиях друг друга.
Эта песня звучит на начальных титрах фильма, настраивая зрителя на лирический лад. «Настанет день и час, любовь к тебе придет. Зови иль не зови. Где встретишь ты ее, не знаешь наперед. Темны пути любви», – уверен герой Михаила Боярского.
«Сталь подчиняется покорно: Ее расплющивает молот. Ее из пламенного горна бросают в леденящий холод. Вот как мое пытают сердце: Воспламеняют нежным взглядом, но стоит сердцу разгореться, надменным остужают хладом», – терпит муки от коварной красавицы Дианы пылкий юноша Теодоро.
Бессмертная классика – серенада. Звеня шпорами и шпагой удалой молодец Рикардо пытает счастья под балконом избранницы, взяв для поддержки ребят из местного инструментального ансамбля и голосистого бэк-вокалиста.
«Венец творенья – дивная Диана. Вы – сладкий сон, Вы – сладкий сон. Виденьями любовного дурмана я опьянен, я опьянен», – с чувством и выражением, играя лицом поет маркиз. Разве можно это забыть, услышав даже один раз? Съемки картины проходили в Ялте и декорациями служил Левадийский дворец. В массовке задействовали местных жителей. Среди них были и непрофессиональные актеры и певцы. Коротышка, выглядывающий из-за спины Рикардо – Караченцова и вытягивающий самые высокие ноты, был как раз из таких.