Советский зритель увидел легкую лирическую комедию «Покровские ворота», рассказывающую историю жителей коммунальной квартиры, в феврале 1983 года. Фильм полюбился зрителям во многом благодаря своей музыкальной теме. Звучавшие в картине песни были так или иначе уже известны, но комедия обновила их в зрительской памяти. «Часовые любви» и «Песенка об Арбате» Булата Окуджавы стали звучать отовсюду, а легкие композиции «Все стало вокруг голубым и зеленым» и «Неудачное свидание» стали прочно ассоциироваться с этим фильмом. Итак, лучшие песни из фильма «Покровские ворота».
Расскажем, как запел Олег Меньшиков в роли Костика Рюмина, какая композиция появилась в картине по протекции Леонида Броневого, и почему режиссер не утвердил Андрея Миронова.
В основу сценария фильма «Покровские ворота» легла комедия драматурга Леонида Зорина «Покровские ворота», которую он написал в 1974 году. За режиссуру картины взялся Михаил Козаков. Самым сложным оказалось подобрать актера на одну из главных ролей – роль Костика Рюмина, которую Леонид Зорин списал с самого себя. На пробах отсмотрели 19 претендентов, но ни один из них не устроил режиссера. Однако на помощь супругу-режиссеру пришла Регина Козакова. Она пригласила на пробы юного студента Щукинского училища Олега Меньшикова, он показался ей очень подходящим для этой роли. После проб стало понятно – вот он, Костик.
Вообще режиссер отверг кандидатуру Андрея Миронова на роль Льва Хоботова. Знаменитый актер был не прочь сняться в картине. «Ты слишком известен для жителя коммуналки», – заявил он Миронову и тот остался не у дел. А роль, сделавшую его известным, получил Анатолий Равикович. Козаков, подбирая актеров, следовал принципу, что коммуналка – это неизвестные лица, но среди них одно известное, Велюров. Он – артист. На эту роль отлично подошел Леонид Броневой.
Официальным композитором картины стал джазовый композитор и дирижер, руководитель ансамбля «Мелодия» Георгий Гаранян. Инструментальная композиция, которую он наиграл режиссеру на рояле, последнему не понравилась, и он ее забраковал. Однако потом, услышав ее вместе с оркестром, решение изменил.
Также в фильме звучат песни Булата Окуджавы («Живописцы», «Песенка об Арбате», «Часовые любви»), Александра Цфасмана, Исаака Дунаевского. Отдельно музыка к одному из самых популярных и любимых зрителем фильмов никогда не издавалась.
Легкая и ироничная песня появилась в 1920-х годах. В классическом варианте она звучит на два голоса – мужской и женский, в фильме же ее исполняют аспирант Костик Рюмин (Олег Меньшиков) и артист эстрады Аркадий Велюров (Леонид Броневой).
«Я у аптеки! А я в кино искала вас! Так, значит, завтра, на том же месте, в тот же час!» – все же знают эти строки? В кино эта песня звучала и ранее. В 1979 году режиссер Станислав Говорухин использовал ее в своей знаменитой картине «Место встречи изменить нельзя». Там «Неудачное свидание» исполнили Наталья Крачковская и Валентин Кулик.
Фильм начинается этой песней Окуджавы. Композиция была написана им в 1959 году и есть мнение, что посвятил он их своему другу художнику и скульптору Юрию Васильеву. Режиссер Михаил Козаков отмечал, что песни Булата Окуджавы «зацементировали» фильм. Песни – о Москве и москвичах, фильм, в общем-то, о том же. Исполняет их сам автор, в только ему присущей манере. Они идут фоном и не отвлекают от сюжета, а дополняют его. «Живописцы, окуните ваши кисти в суету дворов арбатских и в зарю», – вот где они, краски московской жизни.
Песня была написана в 1941 году, до начала Великой Отечественной войны, специально для фильма «Сердца четырех». В годы войны эта легкая картина-водевиль не вышла, и увидела свет только в 1945 году. Песня стала популярной. В «Покровские ворота» эта композиция попала по предложению Леонида Броневого. Артист исполнил ее от лица своего персонажа эстрадного артиста Аркадия Велюрова. Леонид Броневой настолько вжился в роль, что сам себе аккомпанировал на рояле.
«Ах, Арбат, мой Арбат, ты – мое призвание. Ты – и радость моя, и моя беда», – одна из самых узнаваемых и любимых песен Окуджавы. Гимн Арбату, написанный в 1959 году, отлично показал дух эпохи несмотря на то, что действие самой картины и происходит чуть раньше – в 1956-м, накануне VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов.
Песня сопровождает романтическую линию героев – Москва, Арбат, любовь. Написанная в 1958-м песня содержит очень красочные образы столицы. Они, скорее, не явные, а спрятанные в сознании жителей Москвы, и пробуждаемые этими строками: «Сквозь зимы и вьюги к Москве подступает весна. Часовые любви на Волхонке стоят. Часовые любви на Неглинной не спят».
Исполняя эту песню, бард мог менять географическую привязку. Так, в фильме в одной из строчек Окуджава поет: «Часовые любви у Покровских не спят».
Песня была написана к 800-летию Москвы, в 1947 году. С тех пор она стала одним из гимнов столице и ее жителям. Песня «Дорогие мои москвичи» вошла в репертуар легендарного Леонида Утесова. Он пел ее вместе со своей дочерью Эдит. Именно это исполнение считается каноническим. Песня звучит в конце картины «Покровские ворота».
Вариантов исполнения песни существует немало. В 1984 году для фильма-концерта «Вместе с Дунаевским» ее исполнили народные артисты СССР Олег Басилашвили и Алиса Фрейндлих. Свою версию записал и Валерий Сюткин совместно с группой Light Jazz Она вошла в альбом «Москвич 2015».