«Обыкновенное чудо» – двухсерийный советский мюзикл от режиссера Марка Захарова. На экранах он прочно обосновался в 1979 году. Премьера состоялась 1 января. С тех пор фильм ежегодно показывают на новогодние праздники. Зрители его очень любят, ведь в картине сыграли легендарные артисты. Кроме того, это сказка. Кто же их не любит!
Марку Захарову предложили снять этот фильм по одноименной пьесе Евгения Шварца в 1977 году. Режиссер поначалу достаточно холодно отнесся к этому предложению. Пьеса его не цепляла, да и в успех фильмов подобного формата он не верил. Однако решил взяться за работу, но все интерпретировать по-своему – сделать фильм музыкальным. Захаров пригласил постоянных соавторов по музыкальной и поэтической теме – Геннадия Гладкова и Юлия Кима, и любимых актеров – Андрея Миронова, Олега Янковского, Александра Абдулова, Евгения Леонова, Евгению Симонову.
Стоит оговориться, что первая экранизация пьесы, поставленная режиссерами Эрастом Гариным и Хесей Локшиной в 1964 году, зрителю не зашла (Марк Захаров не сразу взялся за работу еще и по этой причине). Вторая попытка экранизировать «Обыкновенное чудо» стала чудесной.
Несомненно, большой долей успеха фильм обязан блистательному актерскому ансамблю, музыке Гладкова и стихам Кима. Кстати, Юлий Ким в те годы был в опале и в титрах значился как Ю. Михайлов.
Вишенкой на этом киноторте стала мастерская режиссура самого Захарова.
Главный герой фильма – Волшебник. Развлекая себя и жену, он выдумывает сказки, герои которых оживают и приходят в его дом, начиная жить собственной жизнью. Однако очередная сказка получилась не очень веселой. Так всегда случается, когда задеты самые искренние чувства.
Когда-то много лет назад Волшебник придумал «сказку наоборот» – превратил медведя в человека. К звериному облику бедолага должен был вернуться лишь после поцелуя влюбленной в него принцессы. Тут бы сострить, что на каждое чудовище найдется своя красавица, но юноша-медведь в исполнении Абдулова сам давал фору всем красавцам и красавицам.
Медведь в облике юноши встречает в доме своего создателя девушку. Конечно же, та оказывается Принцессой и влюбляется в него. Поцелуй неизбежно превратит парня в зверя, не желая стать ревущим обитателем леса на глазах у Принцессы, он убегает.
Если в названии фильма есть слово «чудо», то оно должно непременно случиться. Пересмотрите этот фильм, или посмотрите, если еще не видели. В чем-то по-детски наивный, но светлый и добрый, с легкой ноткой грусти он обязательно вам понравится.
Геннадий Гладков написал для фильма шесть песен, но в окончательный вариант вошло только пять. Это «Песня Волшебника», «Куплеты Администратора», «Дуэт Эмилии и Трактирщика», «Баллада Администратора» и «Прощальная песня». Андрей Миронов поет сам. Леонид Серебренников исполняет «Песню Волшебника», в роли которого снимался Олег Янковский, и партию Трактирщика, которого играет Юрий Соломин. Лариса Долина поет за даму Эмилию в исполнении Екатерины Васильевой.
Исполнитель: Леонид Серебренников
Геннадий Гладков для записи песни пригласил Леонида Серебренникова к себе домой, сел за рояль и объяснил, как мог: «Значит, так! Там такая мишень, стоит молодой медведь, а волшебник целится ему в лоб, сбоку костер и твоя песня. Понял?» Певец ответил, что понял, но на самом деле, конечно же, слабо представлял себе, что будет происходить на экране. Однако вышло все на славу.
Помните первую строчку этой песни: «Нелепо, смешно, безрассудно, безумно, волшебно…»?
Исполнитель: Андрей Миронов
«Хорошо, когда женщина есть – леди, дама, синьора, фемина…» – это начало песни, задающее тон дальнейшему ее восприятию. Миронов, как всегда, был неподражаем. Артист не только великолепно исполнил ее, но и буквально спас. Песни в картине могло не быть вовсе.
В эпизоде про бабочку и воробышка: «А бабочка крылышками бяк-бяк-бяк-бяк, а за ней воробышек прыг-прыг-прыг-прыг…» цензоры увидели угрозу советской нравственности и потребовали убрать из картины. Дескать, что это за фривольности такие! Захаров взялся отстаивать композицию. Кто знает, чем бы это отстаивание закончилось, но Андрей Миронов был любимцем не только народа, но и партийных чиновников – песню в его исполнении оставили.
Исполнители: Лариса Долина и Леонид Серебренников
После записи «Песни Волшебника» Серебренникову позвонил композитор картины Геннадий Гладков. Исполнитель решил, что та запись оказалась неудачной и придется все переписывать. Однако опасения не подтвердились. Его звали на запись еще одной песни, но только уже в дуэте с молодой Ларисой Долиной.
В те времена не принято было указывать, кто поет за кадром, поэтому фамилии Серебренникова в титрах нет, как и Долиной.
Исполнитель: Андрей Миронов
В фильме Администратор вытягивает жребий, по которому, ему придется сунуть голову в пасть льва – войти в комнату к Принцессе, пообещавшей застрелить любого, кто к ней приблизится. Администратор пытается увильнуть от этой неприятной ситуации, но, как говорили древние римляне, «Alea jacta est» – жребий брошен.
Вернувшись от Принцессы живым, он в песенной форме поведал о случившемся.
Исполнители: Андрей Миронов и хор
Одна из самых узнаваемых композиций советского кино и визитная карточка фильма «Обыкновенное чудо». Удивительно, но в начале своей карьеры Андрей Миронов стеснялся и боялся петь. Благо, что эта боязнь с опытом прошла. В этой картине он исполнил основные музыкальные партии и, хотя его роль была второстепенной, многие зрители отмечали именно его игру и пение:
«Давайте негромко, давайте вполголоса, давайте простимся светло. Неделя, другая, м мы успокоимся. Что было, то было, прошло…»