Автор текста Семен ЕЛЕНИН
В 2020 году старейшая металлическая группа России «Ария» отмечает свой юбилей
В нынешнем году группе «Ария» исполняется 35 лет. Группа планировала хорошенько отметить это событие с армией своих поклонников туром по стране. Так и будет. Но из-за коронавируса даты юбилейных концертов пришлось скорректировать. Например, концерты в Москве (ВТБ Арена) и Санкт-Петербурге (СК Юбилейный) перенесены на 2021 год.
Тем не менее, день рождения группы — это все-таки конкретная дата в календаре. 31 октября 1985 года.
Сейчас «Ария» — одна из самых популярных рок-групп России, даже спустя треть века собирающая аншлаги на любых площадках. А день рождения — прекрасный повод вспомнить, как все начиналось.
КОНЕЦ 70-Х: ВСТРЕЧА ОТЦОВ-ОСНОВАТЕЛЕЙ
Гитарист Владимир Холстинин был одним из основателей будущей команды и единственный участник самого первого состава, который связан с «Арией» все эти 35 лет. Больше 30 лет в группе играет бас-гитарист Виталий Дубинин. Вместе ребята начали играть еще в середине 1970-х, в далекие свои институтские времена.
— Мы поступили в Московский Энергетический институт, МЭИ, — рассказывал Владимир Холстинин в программе «Квартирник НТВ у Маргулиса». — Для новеньких было повешено объявление, что нужно прийти 31 августа на субботник. Пришли только 5 дураков из 30 тысяч студентов МЭИ — я, Виталик и еще трое. Нам сказали — тут делов-то на полчаса, вот эти железные кровати надо перенести на пятый этаж. Носили до вечера. Так мы и познакомились с Виталиком.
Группа, в которой играли будущие «арийцы», называлась «Волшебные сумерки» (студенты перепевали песни известных иностранных групп). Кстати, в какой-то момент Дубинин группу покинул, чтобы написать диплом, а вокалистом позвали небезызвестного Артура Беркута. Но в «Волшебных Сумерках» будущий голос «Арии» пробыл недолго — буквально через пару месяцев он получил приглашение в «Автограф» (группа исполняла арт-рок, а в разные годы через нее прошли, например, Крис Кельми и Сергей Мазаев).
1983: «АЛЬФА»
Институтская группа в итоге сошла на нет и в 1983-м Холстинин с Дубининым оказались в только-только собранной группе «Альфа». Предполагалось, что коллектив будет исполнять песни в стиле хард-рок (так оно, конечно, и было), но в историю «Альфа» все-таки вошла хитом полегче — в 80-х у многих советских граждан на «катушках» и магнитофонах крутилась песня «Гуляка» на стихи Сергея Есенина («Я московский озорной гуляка, / По всему тверскому околотку / В переулках каждая собака / Знает мою легкую походку»).
И, кстати, именно в «Альфе» Холстинин познакомился с другим будущим отцом-основателем «Арии» Аликом Грановским.
1985: «ПОЮЩИЕ СЕРДЦА»
В 1985-м Холстинин и Грановский оказываются в группе «Поющие сердца». Это был такой классический советский вокально-инструментальный ансамбль — строгие костюмчики на концертах, эстрадные песни, приписка к филармонии и непременный художественный руководитель — композитор Виктор Векштейн. (Кстати, если интересно, самая известная песня «Поющих сердец» — «Кто тебе сказал» (ну вы помните: «Я каждый жест, каждый взгляд твой в душе берегу…», музыку Вячеслав Добрынин написал)). Параллельно из не менее кондового ВИА «Лейся, песня» пришел Валерий Кипелов. И именно Векштейн помог реализовать собственные идеи молодым ребятам, мечтавшим играть собственные песни в стиле Iron Maiden и Black Sabbath. . Он решил переформатировать «Поющие сердца». И это стало для русского рока историческим событием.
— Когда мы появились у Векштейна со своими безумными идеями, я поразился мужеству этого человека, — вспоминал Владимир Холстинин. — 15 лет он руководил успешным вокально-инструментальным ансамблем. И вдруг он решил все бросить и начать новую жизнь. И решил, что хэви-металл — это его.
Холстинину и Кипелову на тот момент было 27 лет, Грановскому — 26.
1985: «АРИЯ»
— Сначала у нас не было названия и вариантов никаких не было, — говорит Холстинин. — И я решил подойти основательно. У меня был словарь иностранных слов. Я его за три дня прочитал весь, выписывая слова, которые легко запоминаются, скандируются, и переводятся одинаков и в русском языке, и в английском. Ну, мания величия была… (Кстати, «Мания величия» — так назывался дебютный альбом группы, — Авт.) Мы же думали — а вдруг поедем за границу? А тут лаконичное название — «Ария». Одинаково звучит что в России, что там.
Виктор Векштейн предоставил музыкантам музыкальную студию для записи альбома. «Мания величия» была завершена 31 октября 1985-го — эта дата в итоге и стала официальным днем рождения группы.
1986: ПЕРВЫЕ КОНЦЕРТЫ И УСПЕХИ
Первый концерт «Ария» дала в мае 1986 года. Выступили в первом отделении с хэви-металл-программой, затем переоделись в «классику» и доиграли концерт как «Поющие сердца». Какое-то время коллектив из одних и тех же музыкантов так и существовал — в виде двух групп.
Затем «Ария» успешно выступила на рок-фестивале «Литуаника» в Вильнюсе и московской «Рок-панораме», прихватив несколько дипломов. Но о собственных полноценных гастролях речь пока не шла. Виктор Векштейн в это время пытался выбить для «тяжелой» группы право официально выступать с собственной программой. Для этого пришлось надуть худсовет, номинально вписав авторами некоторых песен популярных советских композиторов. Например, — Давида Тухманова (этот человек «День Победы» и «Последнюю электричку» написал!).
12 сентября 1986 года группу пригласили на ответственное прослушивание. В зале ДК АЗЛК собралась целая комиссия Министерства культуры СССР, которая должна была решить участь «Арии». Сейчас, конечно, это звучит дико — но да, посторонние дяди и тети коллегиально решали, имеют ли молодые ребята с длинными волосами и дикими по форме гитарами играть на концертах песни собственного сочинения. Впрочем, прослушивание прошло успешно. Комиссия утвердила название новой группы — «Ария», но что важнее — дала «добро» на исполнение целой программы в стиле тяжелого рока. На тот момент ни у кого больше таких вольностей не было.
Так «Ария» стала первой хэви-металлической группой, которой было разрешено выступать по всей стране. К этому моменту, кстати, группа записала альбом «С кем ты?», который стал активно расходиться среди любителей рока на магнитофонных кассетах.
1986: РАСКОЛ
Гастроли по-прежнему шли в формате «Ария»/«Поющие сердца»: полконцерта играли рок, вторую половину — эстрадные песни. Из-за этого внутри группы начались брожения. Впрочем, там много чего наслоилось. Кто-то был возмущен, что музыкантам слишком мало платят, кто-то — тем, что Векштейн запрещал без его разрешения даже с журналистами общаться… «Бунт на корабле» случился после концерта в Ставрополе — несколько человек заявляют о своем уходе из команды. Худрук Векштейн уговаривает молодых людей спокойно решить все вопросы, вернувшись в Москву. Он устраивает «Арии» несколько концертов на больших площадках (проходят с аншлагами), но те не менее о своем уходе заявляют сразу пятеро!
Грановский, гитарист Андрей Большаков, клавишник Кирилл Покровский и ударник Игорь Молчанов собирают собственную группу — «Мастер» и начинают писать дебютный альбом. Большаков включает в него свои песни «Воля и разум» и «Встань, страх преодолей», ранее выпущенные на альбоме «Арии» «С кем ты?».
Пятым ушедшим становится Александр Львов, который был звукоинженером «Арии» и играл на барабанах во время записи первого альбома. Львов входит в состав «Парка Горького».
1987: «ГОРОЙ АСФАЛЬТА» И 1 МЛН ПЛАСТИНОК
Холстинин и Кипелов вынуждены набирать новый состав. На роль бас-гитариста в «Арию» приглашен давнишний приятель Виталий Дубинин. Еще одним важным приобретением становится гитарист Сергей Маврин (экс-«Черный кофе»). Вместе с ним приходит ударник Максим Удалов.
Так, состав укомплектовали. Но уход Большакова внезапно аукается еще раз. Он запрещает «Арии» исполнять на концертах песни, к написанию которых он имел отношение, а это — почти весь предыдущий альбом и самые известные на тот момент хиты группы.
Катастрофа?! «Ария» в этот момент действительно оказывается в сложном положении. Но это, похоже, только заводить команду. Группа пишет новый альбом, который теперь считается едва ли не самым лучшим во всей долгой истории «Арии». Пластинка «Герой асфальта» выходит на фирме «Мелодия», из-за бешенного спроса многократно допечатывается и ее итоговый тираж превышает 1 млн экземпляров! Бешенных денег от продаж записей сами музыканты, увы, не видят. Зато после выпуска диска популярность группы рвется в космос — заглавный хит «Герой асфальта» и «Улица Роз» давно уже «классика» рок-музыки на русском языке.
И, конечно, в истории «Арии» происходит еще одно важнейшее событие. Если почти все тексты первых двух альбомов написал Александр Елин, то теперь (ныне и присно) основным поэтом главной русской металлической группы становится Маргарита Пушкина.
1988: РАЗРЫВ С ВЕКШТЕЙНОМ
«Ария» активно гастролирует по Союзу, впервые выезжает в Германию, получая от западных журналистов звание «русских Iron Maiden». Клип на «Улицу Роз» показывают в программе «Взгляд» (тогда, знаете ли, любой показ по телеку по последствиям был почти идентичен номинации на «Гремми»), а группа с этой же песней участвует в отборе на «Песню-88» — главный в СССР телевизионный музыкальный конкурс.
Тем не менее, в «Арии» назревает новый кризис. И связан он с Виктором Векштейном. Музыканты требуют пересмотра коммерческих условий — оказывается, что менеджер три четверти концертных сборов оставляет персонально себе. После долгих внутренних переговоров «арийцы» решаются на смену менеджера. Теперь делами группы управляет Юрий Фишкин, который параллельно работает и с «Автографом» (а там в этот момент поет Артур Беркут, помните?).
1989: ЕЩЕ ОДНА «КЛАССИКА»
«Ария» записывает новый альбом «Игра с огнем», а «Мелодия» продает 850 тысяч пластинок.
После разрыва с Векштейном выясняется, что формально он оказался владельцем названия «Ария». Поэтому концерты группе приходится играть со странной пометкой «Ария-89» на афишах. Впрочем, никаких претензий после расставания с группой Виктор Векштейн не предъявлял. В 90-м он трагически погиб в возрасте 50 лет.
СМУТНЫЙ 90-Й
После развала Союза кризис охватил все сферы. Рухнули гастроли — концертов почти не осталось. Валерий Кипелов вспоминал, что в те годы подрабатывал сторожем. Холстинин в это время таксовал. Дубинин и Маврин едут работать музыкантами в Германию, но спустя несколько месяцев возвращаются, и группа записывает альбом «Кровь за кровь» (он выходит в 1991-м).
ЧТО БЫЛО ДАЛЬШЕ
Денежные проблемы приводят к очередному кризису и внутри команды. Валерий Кипелов начинает выступать на концертах с «Мастером» (сам он говорит, что это лишь подработка, но коллеги воспринимают это как уход из группы) и на место вокалист «Арии» приглашается Алексей Булгаков.
Что было дальше?
1997: «Я СВОБОДЕН»
Казалось бы, все вопросы решены? Все счастливы? Возможно, со стороны так и выглядело. Но в 1997-м Валерий Кипелов записывает с гитаристом Мавриным «сольный» альбом «Смутное время». Именно на нем впервые исполнена песня «Я свободен» (слова Маргариты Пушкиной и Валерий Кипелова, музыка Валерий Кипелова).
«БЕСПЕЧНЫЙ АНГЕЛ», «ШТИЛЬ» И ДРУГИЕ
Конец 90-х «Ария» встречает в звании классической российской рок-группы с миллионами фанатов по всей стране.
2002: КИПЕЛОВ УХОДИТ. НАВСЕГДА
Окончательный уход Валерия Кипелова из «Арии» происходит в августе 2002 года, после финального концерта тура в Лужниках. На следующий день было объявлено о создании новой группы «Кипелов». В ней помимо Кипелова и Маврина играют и другие бывшие «арийцы» — Сергей Терентьев (гитара), Александр Манякин (ударные).
2002-2011: АРТУР БЕРКУТ
Уже спустя два месяца «Ария» объявляет имя своего нового вокалиста. Им становится давно известный Холстинину и Дубинину Артур Беркут. Группа выпускает сингл «Колизей», а следом за ним и целый альбом «Крещение огнем». Фанатское сообщество разделяется — часть поклонников считает, что голос Беркута не соответствует стилю группы. Впрочем, на посещаемости концертов это не особо отражается. Группа продолжает туры и выступление на больших фестивалях.
С Артуром Беркутом «Ария» записывает еще один альбом, «Армагеддон».
В июне 2011-го группа заявила об увольнении Беркута. Для самого музыканта, с его слов, это стало неожиданностью — конфликтов внутри группы не было. Позже стало известно, что втайне от вокалиста «арийцы» предпринимали попытки вернуть в группу Валерия Кипелова, но тот отказался. Новым солистом «Арии» стал совсем другой человек.
2011-Й И ДАЛЕЕ
По поводу человека с микрофоном «Ария» несколько месяцев держала интригу.
В июле 2011 года было объявлено о скором выходе нового альбома «Феникс» и только в сентябре — о том, кто станет вокалистом легендарной группы. Михаил Житников из подмосковной группы «Гран-КуражЪ» обратил на себя внимание мэтров после участия в трибьют-альбоме «Арии» (множество не самых известных музыкантов перепевали хиты «арийцев»).
К Житникову армия поклонников «Арии» отнеслась более-менее благосклонно. На текущий момент он записал с командой три полноценных альбома (помимо «Феникса» это «Через все времена» и «Проклятье морей»), а также перезаписал «Крещение огнем».
История группы продолжается. Новые песни, новые идеи, гастроли.
«Арии» — 35!