Песня «Белые розы» – визитная карточка Юры Шатунова, под которую рыдали тысячи слушателей. Незамысловатый текст как код записан в воспоминания каждого, кто был рожден в СССР. Песня, которую называли примитивной, многие годы звучит на радио и больших ретрофестивалях. Она смогла пережить и многих своих критиков и, к сожалению, самого исполнителя. 23 июня экс-солист группы «Ласковый май» скончался от обширного инфаркта. Ему было 48 лет.
Датой рождения группы «Ласковый май» считается 6 декабря 1986 года, тогда в Оренбурге местный музыкант Сергей Кузнецов решил создать детский музыкальный коллектив. Директору детского дома удалось найти деньги на музыкальное оборудование и инструменты. Осталось найти солиста. Прослушав два десятка ребят, Кузнецов уже было отчаялся, но ему подсказали, что в Акбулакском детдоме есть парень с отличным слухом.
За «будущей звездой» выехали в ночи на автомобиле, прослушали мальчишку, и это оказалось именно то, что хотел Сергей. Юное дарование звали Юрой Шатуновым, особого интереса к пению он не проявлял, предпочитая играть в хоккей. Но к новому 1987 году было решено подготовить праздничный концерт из уже написанных Кузнецовым песен.
Когда после удачного концерта Сергей навеселе возвращался домой, ему в голову пришла фраза про белые розы. Наутро, заварив крепкий чай, музыкант за 15 минут написал текст к песне, которой суждено было стать визитной карточкой группы и безусловным хитом на все времена.
Весь следующий год Кузнецов со своей группой выступал на вечерах в интернате, репетировал новые песни. А первым исполнителем «Белых роз» мог стать участник группы Сергей Серков. Когда Шатунов в очередной раз убежал с репетиции играть в хоккей, руководитель именно ему предложил встать к микрофону и исполнить новую песню. Но Серков на тот момент очень стеснялся петь и потому отказался.
Во время записи песни произошел неприятный инцидент. Шатунов случайно отпил из бутылки с перекисью водорода, которая использовалась для дискотечного дыма, приняв ее за воду. Пришлось вызывать скорую помощь, а на восстановление голоса ушло два месяца.
16 февраля 1988 года в Доме пионеров Промышленного района Оренбурга был записан первый альбом «Ласкового мая». 14-летний Юра Шатунов три раза подряд спел 6 песен, Кузнецов выбрал лучшие дубли и с помощью магнитофонов «Эльфа» и «Комета» наложил вокал Юры на минусовки, записав их на бобину. «Белые розы» были заглавной песней альбома.
С новорожденным альбомом Кузнецов помчался в кооперативные студии звукозаписи, но там ему говорили, что качество звука неважное, материал непрофессиональный. Лишь продавец привокзального ларька за 30 рублей согласился взять альбом для тиражирования. Он распространял кассеты через проводников поездов дальнего следования, и вскоре пошли большие заказы на новый тираж. А уже через два месяца Кузнецову стали поступать звонки из различных регионов от концертных кооперативов с приглашением выступить.
Когда в ларьках и на рынках зазвучала песня о беззащитных розах, спетая невинным, чуть гнусавым мальчишеским голосом, советская массовая культура содрогнулась. К тому времени вокально-инструментальные ансамбли отживали свое, работая по старинке. Публика, уже вкусившая мелодизм итальянских поп-артистов и фирменный стиль «Модерн Токинг», хотела модных красивых песен о простых чувствах. И «Белые розы» пришлись массовому слушателю, уставшему от закостенелости эстрады, по вкусу. Почти дворовая песня, кустарная запись, непритязательная аранжировка, неровный вокал – все это уступало искренности исполнения 14-летнего подростка с непростой судьбой.
«Белые розы, белые розы, беззащитны шипы, что с ними сделал снег и морозы, лед витрин голубых. Люди украсят вами свой праздник лишь на несколько дней. И оставляют вас умирать на белом, холодном окне», – белые беззащитные цветы в этой композиции были символом брошенных людей, которых использовали и выбросили за ненадобностью.
Песня про замерзающие на окне розы выражала чувства людей, оказавшихся в новых перестроечных реалиях, потерявших почву под ногами, не нашедших себя. Некоторые фанаты считают, что «Белые розы» посвящены воспитанникам детских домов, которые как цветы на окне всеми забыты и брошены, и лишь шипы помогают им выжить в этом холодном мире.
В мае 1988-го года администратор группы «Мираж» Андрей Разин, ехавший в поезде, услышал песни «Ласкового мая» на магнитофоне у соседа по купе, стал его расспрашивать про такие простые, но ни на что не похожие песни. Тот рассказал, что это ансамбль, состоящий из сирот оренбургского детдома, солиста вроде бы убили. Услышав «Белые розы», предприимчивый Разин принял судьбоносное решение: сойти на следующей станции с поезда и ехать в Оренбург. Он разыскал Кузнецова, предложил ему перезаписать песни уже на профессиональной аппаратуре, а сам отправился в детский дом за подростками, которых привёз в Москву. Уже через несколько недель никому неизвестные мальчишки выступали под кассету с голосом Шатунова.
Приехав в Москву, Кузнецов был неприятно удивлен, что в Парке Горького какие-то мальчики выступают под песни «Ласкового мая». Разин напустил дыма и пояснил, что это такая раскрутка. Скорее всего, он сам хотел стать главным солистом набирающей популярность группы, потому в первую очередь просил записать песни с его голосом и тянул с переездом Шатунова в Москву.
Все летние дискотеки 1988 года прошли под знаменем «Белых роз», кассеты с альбомом раскупались как горячие пирожки, а на сельских танцплощадках альбом звучал целиком по нескольку раз в течение всех танцев. Разин, используя метод «Миража» с солистками, открывающими рот под чужую фонограмму, стал запускать по стране бесчисленных двойников, поющих под фонограмму Шатунова. Как выглядит солист, на тот момент никто не знал, потому ввести зрителей в заблуждение было проще простого. Сам Юра лишь осенью смог приехать в Москву, и 1 октября 1988 года на студии Юрия Черавского «Рекорд» песни первого альбома были перезаписаны.
К тому времени сенсационный успех «Ласкового мая» уже было невозможно игнорировать, и о группе стала писать пресса, Андрей Разин подогревал интерес всевозможными слухами, что он является племянником генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева, а также объявлял набор одаренных людей в свою студию. «Звуковая дорожка» назвала «Ласковый май» открытием года, а 8 января 1989 года в популярной музыкальной программе «Утренняя почта» показали песню «Белые розы», и вся страна впервые увидела Юру Шатунова.
Это был простой, но трогательный ролик, где симпатичный паренек шел по обычным зимним улицам среди прохожих в нелепых зимних шапках, трогательно пел про белоснежные цветы. Потом в типичном диско-баре тех лет вокруг него кружила девица, чем-то напоминающая Наталью Ветлицкую, в мини-юбке с ярким макияжем.
После показа клипа «Белые розы», тем, кто имел дело с клонами, стало понятно, что их обманули. «Комсомольская правда» оперативно провела журналистское расследование, связанное с возникновением групп-двойников «Ласкового мая» и другими махинациями Разина.
Успех песни был феноменальным. Фирма «Мелодия», которая даже эстрадных корифеев могла не выпускать годами, тут оперативно выпустила вначале миньон с «Белыми розами», а затем и долгоиграющую пластинку «Ласкового мая». «Комсомольская правда» включила «Белые розы» в ежегодно выпускаемую пластинку лучших песен «Музыкальный телетайп».
Началась «розовая» эпидемия: на эстраде одна за другой стали появляться песни про розы различных цветов («Веселые ребята», «Электроклуб», «Фристайл» и другие пытались повторить успех коллектива из детдома).
В 1989 году Сергей Кузнецов разругался с Разиным по поводу авторских отчислений и покинул группу, которую создал. Новые альбомы «Ласкового мая» выходили чуть ли не ежемесячно, количество солистов увеличилось, а в 1992 году, вскоре после ухода Юрия Шатунова, группа распалась.
Все последующие годы «Белые розы» продолжали жить со своими слушателями. Песню пели в караоке, она звучала на радиостанциях и на ретрофестивалях, на нее делали ремиксы и кавера.
Первый ремейк на хит «Ласкового мая» в пародийном ключе «Белые козы» сделал для программы «50/50» ее ведущий Сергей Минаев вместе со своим другом Владимиром Маркиным. В 2002 году дуэт повторил свой номер на самой первой «Дискотеке 80-х»:
«Белые козы, белые козы, беззащитны рога. Что с вами сделали снег и морозы, лишив нас молока? Люди украсят вами свой праздник лишь во время еды. И заставляют вас умирать, набив свои животы…», – так звучал припев пародии.
В начале 2000-х эпатажная королева рок-н-ролла Жанна Агузарова представила свою версию «Белых роз» на английском языке. Певица исполняла ее в новогодней «Большой стирке» Андрея Малахова и в своем «Бенефисе» на НТВ: «Я полюбила эту песню, когда она только появилась в 80-х. Она вызывала споры в музвкальных кругах. Я сразу прочувствовала хитовую мелодию и красивый голос Юры Шатунова. Это forever. Дарю всем вам версию на английском языке». На английском языке этот хит исполняла и группа «Рефлекс».
Весело и задорно в 2004 году перепел легендарный шлягер ВИА «Волга-Волга», включив его в альбом «Хорошая песня для детей». В 2008 году на проекте «Суперстар» король русского шансона Михаил Шуфутинский замахнулся на нетленку и исполнил ее в своей незабываемой манере. Пел он этот хит и на других мероприятиях.
В 2014 году группа A’Studio и ее солистка Кети Топурия спели свой вариант хита в концерте «Неголубой огонек». Яркий и динамичный кавер в стиле рок записала в 2018 году группа «Rock Privet».
В 2008 году хитом новогоднего польского телеэфира стали «Белые розы» в исполнении певицы Наташи Урбаньской, которая исполнила ее в казацкой папахе и мохнатых унтах. Прозвучавшую по телевидению песню тут же подхватили многие ресторанные ансамбли в Польше. В том же году украинская группа «ТиК» выпустила украиноязычную версию легендарного хита под названием «Білі троянди», которая затем попала в их альбом «Тихий». Пела «Белые розы» и Верка Сердючка.
Конечно, нельзя не вспомнить и про хит Димы Билана 2019 года «Про белые розы», который и в своем тексте и «олдскульном» звучании был отсылкой к «Ласковому маю» и его главной песне. Шатунов исполнил этот трек для альбома «13 друзей Билана».
На свой творческий вечер на конкурсе «Новая волна» в 2021 году Билан пригласил Шатунова, который с успехом исполнил эту песню, а позже они ее спели дуэтом на афтепати.
«Белые розы» стали парадоксом эпохи: морщившиеся в раздражении критики были вынуждены признать, что, несмотря на кажущуюся простоту, песня стала успешнее многих более крепко сделанных и круто аранжированных песен, спетых профессиональными вокалистами. Талант Кузнецова, искренность Шатунова, авантюризм Разина в этом сыграл роль или это коллективная национальная ностальгия по ушедшему без возврата странному, но яркому времени – одно лишь можно сказать, что у «Белых роз» счастливая песенная судьба, сделавшая и песню и исполнителя легендарными.