Тамара Синявская не любит отмечать дни рождения. И, когда интервью у нее берут журналистки, говорит им что-то вроде: «Ну, вы же сами должны понимать: какой женщине понравится, что она стала на год старше?» Впрочем, она по-прежнему прекрасно выглядит и следит за собой. А много лет назад именно роман Магомаева и Синявской вдохновил Пахмутову на песню «Мелодия». Когда же они чуть не расстались — композитор написала «Прощай, любимый»…
Карьера Синявской стартовала в детстве: она начала петь в три года. А чуть повзрослев полюбила петь в подъездах: в парадных старых московских зданий прекрасная акустика, словно в храмах. Но карьера певицы могла и не состояться: в детстве Тамара очень увлекалась медициной, играла во врача. А еще занималась танцами во Дворце пионеров. Однако ни балериной ни медиком в итоге не стала.
Зато поступила в музыкальное училище при Московской консерватории, и уже во время учебы выступала в хоре Малого театра, получая солидные деньги — пять рублей за концерт. Ну а потом перешла дорогу, разделяющую два знаменитых московских театра, и начала петь в Большом. Успела спеть Татьяну в «Евгении Онегине» в дуэте с великим Сергеем Лемешевым на его знаменитом последнем выступлении в образе Ленского (Лемешеву было под 70, а его герою — всего 18; он исполнял его арии в 501-й раз). Пела осторожно, чутко, чтобы не заглушать голос пожилого певца, и он ее очень за это благодарил.
Имя Синявской, конечно, неотделимо от имени ее мужа Муслима Магомаева. Как бы буквально воплощая строчку из стихотворения Агнии Барто, они с Тамарой ходили парой: часто вместе выступали, вместе давали интервью, находя друг для друга множество теплых слов… Магомаев подробно рассказывает об их встрече, переросшей в любовь, а затем и в брак, в своих мемуарах.
Столкнулись они в Бакинской филармонии, которая носит имя деда Муслима Магометовича — Абдул-Муслима Магомаева, знаменитого азербайджанского композитора. Сам певец видел в этом знак судьбы: предок словно помог ему повстречать будущую жену. А непосредственно их познакомил поэт Роберт Рождественский на концерте по случаю Дней российской культуры. Через несколько дней Муслим и Тамара вместе отправились в чайхану, и так там наелись, что на следующий день пропустили экскурсию в город Нефтяные Камни, устроенную Гейдаром Алиевым. «Нам с Тамарой хотелось не шумного общества, а уединения».
«После бакинской встречи, — пишет Магомаев, — наше знакомство продолжалось в Москве, хотя Тамара была замужем. Я стал бывать у них дома. Вскоре мы поняли, что не можем не видеться. Случалось, и ссорились — думаю, именно из-за такого двусмысленного положения Тамары: любовный треугольник всегда мучителен.
Как-то, после некоторой паузы, вызванной очередной ссорой, мы встретились в Кремлевском Дворце съездов. И снова почувствовали тягу друг к другу, необходимость быть вместе. Встречи стали чаще. А потом было испытание наших чувств разлукой: Тамара на полгода уехала на стажировку в Италию. Я звонил ей каждый день, мы разговаривали минут по 30–40. Через швейцарского брата Кемала посылал ей цветы…» (У Магомаева в Швейцарии жил родственник, Кемал Зейналзаде).
Кстати, о цветах: Муслим Магометович очень любил преподносить их супруге. Та в одном из последних совместных с мужем интервью, незадолго до его смерти, вспоминала: «Он мне дарил огромное количество цветов и, кстати, до сих пор дарит, слава Богу. Был случай, когда Муслим, возвращаясь с какой-то поездки, завернул ко мне на гастроли в Казань. Я пела Любашу в «Царской невесте», и в антракте, когда я вышла на поклон, мне поднесли огромный букет – меня за ним не было видно. Там было сто пятьдесят четыре гвоздики! Представляете, что это за букет? Весь зал ахнул. И, конечно, когда [Магомаев] появился в ложе, зрителям было не до оперы. Весь зал шумел…» Впрочем, и ежедневные звонки в Италию обходились в огромные суммы — но Магомаев, по словам Тамары Ильиничны, был невероятно щедр и при этом скромен (потом не любил ходить с женой на рынки, потому что продавцы-азербайджанцы при виде певца чуть ли не падали в обморок, а потом пытались бесплатно отдать ему все, что лежало на прилавке. Магомаев же от таких подарков всегда отказывался).
Тогда, в 1974-м, разговоры влюбленных велись через телефонисток, так что все беседы Магомаева и Синявской невольно подслушивала женщина, их соединявшая. В результате певцы с ней почти подружились (во всяком случае, потом созванивались). А Александра Пахмутова в разгар романа написала и отдала Магомаеву одну из самых известных своих песен — «Ты моя мелодия, я твой преданный Орфей».
Но что поразительно: в какой-то момент, еще до свадьбы, Магомаеву и Синявской показалось, что их отношения подходят к концу. «Видимо, все шло к тому, что нам надо расстаться… Александра Пахмутова и Николай Добронравов, почувствовав, что в наших с Тамарой отношениях назревает разрыв, написали для нее песню «Прощай, любимый»… Но прощания не получилось… Мы оказались вместе… А песни «Мелодия» и «Прощай, любимый» стали нам особенно памятны».
В конце концов Тамара Ильинична развелась со своим мужем. Но поженились они с Муслимом Магометовичем не сразу. Их, по сути, поженил художник Таир Салахов. Зашел в гости и вдруг решительно сказал: «Ну что вы ходите-бродите, время тянете? Чего еще испытывать?.. Давайте-ка ваши паспорта. У меня в Союзе художников помощник есть шустрый, он все устроит» (тогда обычным «брачующимся» приходилось ждать три месяца от момента подачи документов до регистрации).
Оформить брак постарались максимально тихо: без торжественных речей и стечения публики. Но все равно публика стеклась, как только новобрачные вышли из ЗАГСа. Видимо, его работницы успели обзвонить всех своих подруг, и самого популярного певца в стране встретила толпа поклонниц. Положение спас тот же Салахов: Магомаев вытолкнул его вперед и начал громко поздравлять со свадьбой, будто он и был молодым мужем…
Потом поехали в Черемушки, в ресторан «Баку», и перед ним тоже собралось множество поклонников и поклонниц. «В зал они, естественно, не могли попасть, поскольку он был закрыт для других посетителей. Люди стояли на морозе и ждали, когда я начну петь. Я попросил открыть большие окна и пел стихийно собравшимся слушателям… А потом два месяца болел бронхитом».
Первый канал по случаю юбилея Синявской повторяет сериал «Магомаев». Тот впервые вышел в эфир весной 2020 года. И тогда же Тамара Ильинична прокомментировала в интервью «Комсомолке» подбор актеров на главные роли.
Про Милоша Биковича она сказала: «Мне показалось, что из всех актеров этот молодой юноша больше всех подошел на роль Муслима. Видимо, было что-то в несуетном движении. В какой-то мягкой интонации. Может быть, чисто внешнее сходство, издалека, понимаете? Естественно, меня это касалось, поэтому я была очень внимательна».
А про утверждение актрисы на роль себя самой (это Ирина Антоненко, «Мисс Россия-2010») певица сообщила: «Не могу сказать, чтобы я долго определялась с этим. Посмотрела несколько вариантов мизансцен с актерами. И по тому, как Милош и Ирина взаимодействовали между собой, я поняла, что при определенной работе, вполне возможно, что-то получится. Кроме того, я была приглашена как консультант, подкорректировала определенные моменты, события, даты, моменты появления друг друга в наших жизнях. Даже какие-то обороты речи».