«Сколько песен мы с вами вместе спели маме своей родной. А про папу до этой песни песни не было ни одной», – утверждается в известнейшей детской композиции «Папа может». Опровергаем этот факт и представляем рейтинг топ-22 песен про отца: от середины прошлого века до наших дней. В нем – слова благодарности, воспоминания о детстве и даже драматические истории.
Строго говоря, романс «Доченьки мои» – о любви к дочерям, но по факту личность отца, в очень зрелом возрасте внезапно погрузившегося в мир пеленок и погремушек и души не чающего в своих девочках, раскрывается там гораздо глубже, чем непосредственно объекты его обожания: «У меня завелись ангелята – завелись среди белого дня. Все, над чем я смеялся когда-то, – все теперь восхищает меня!»
Песня полностью построена на биографии автора. Любовь всей своей жизни он встретил в 1940 году, будучи 51-летним мужчиной и находясь в эмиграции в Китае (из СССР он уехал в 1920 году из-за «страсти к приключениям» и «юношеской беспечности» и потом много лет не мог получить разрешения на возвращение). Его избранницей стала на тот момент 17-летняя Лидия Циргвава. В 1942 году пара поженилась, а в 1943 году родилась их старшая дочь Марианна. Три месяца спустя Александру Николаевичу удалось получить добро на въезд в СССР, в 1944 году родилась его вторая дочь Анастасия, а в 1945-м – посвященная девочкам песня: «Много русского солнца и света будет в жизни дочурок моих, и что самое главное – это то, что Родина будет у них!»
По воспоминаниям Анастасии Вертинской, когда девочки впервые услышали, как их отец исполняет эту теплую песню, то долго рыдали после строк: «И закроют доченьки оченьки мои, и споют на кладбище те же соловьи». «Я с папой тогда долго не разговаривала. Сказала ему: «Зачем ты так спел? Дай мне слово, что не будешь это петь, иначе я с тобой не буду дружить. Ты никогда не умрешь!» – рассказывала Анастасия.
«Папа может, папа может все, что угодно: плавать брассом, спорить басом, дрова рубить. Папа может, папа может быть кем угодно. Только мамой, только мамой не может быть!» – без этой шутливой песенки уже много лет не обходится ни один детский утренник, посвященный мужчинам: День защитника Отечества или День отца. За долгие годы эту композицию исполнило множество детских коллективов, любят ее горячей любовью и сценаристы рекламных роликов.
Но в августе 2022 года о песне «Папа может» общественность вспомнила внепланово и в новом ключе: екатеринбургская журналистка Юлия Сафронова заявила, что настоящим автором этого детского хита является ее отец – недавно скончавшийся композитор Александр Сафронов, много лет назад занимавший должность директора новоуральского Театра кукол «Сказ» и писавший музыку к спектаклям. А текст песни якобы сочинил главный режиссер театра Владимир Сенков. Поводом для появления композиции стал концерт, посвященный 15-летию учреждения культуры, и юная Юлия вместе с ровесниками исполняла песню со сцены. По словам Сафроновой, авторских прав на песню его отец с коллегой не оформили, в Союз композиторов он не вступил, поэтому оказался в забвении.
Как обстояли дела на самом деле, сложно сказать. Однако официально авторами песни являются Владимир Шаинский и Михаил Танич.
«Лучше папы друга нет, поверьте, – рядом и в кино, и на концерте. Даже в зоопарк неинтересно без него идти», – эта детская песенка стала заглавной для советской комедии «Приключения маленького папы», ориентированной на юную аудиторию. Фильм был снят по мотивам книги Александра Раскина «Когда папа был маленький», а главный саундтрек кинокартины исполнила 10-летняя Ольга Рождественская, оставшаяся за кадром. Впрочем, она и ранее была уже знаменита исполнением песен к фильмам и продолжила заниматься этим и в последующем.
«В доме волнение, шум, удивление. Это не сказка, а быль: где-то за городом, очень недорого папа купил автомобиль», — эта песня была специально написана Аллой Пугачевой для советского детского фильма «Звездное лето». Напомним, по сюжету, из пионерского лагеря на поиски приключений убежали трое ребят. Песня в исполнении Пугачевой звучит в момент, когда школьникам приходится продолжать свое путешествие на машине музейного образца.
Отметим, что, кроме этой, в картине звучит еще две песни Примадонны: «Звездное лето» (ставшая заглавной) и «Три желанья». Все они впоследствии вошли в ее третий студийный альбом «Поднимись над суетой» (1980).
Душевная, близкая и понятная каждому слушателю песня «Остров детства» впервые прозвучала в телепрограмме «Праздничный вечер в Останкине» в 1985 году и была объявлена как «новая песня Оскара Фельцмана и Михаила Рябинина». Лирический герой со светлой грустью вспоминает прошлое: «С детством расстаться всегда очень грустно: белый кораблик уплыл – не вернешь. Воспоминаний светлое чувство станет сильнее, чем дольше живешь». И, конечно, на «острове детства» есть место папе: «Вот я купаюсь в извилистой речке, чувствую сильные руки отца, и потому мне легко и беспечно, и потому плыть могу без конца».
«Оглянись, ты же стала взрослей. Согласись, ты устала от блеска огней, потеряла любовь, респектабельной став. Но, признайся, твой папа был прав!» – песня-обращение к меркантильной девушке, имеющей «внешность, манеры и выгодный брак», но в итоге чувствующей себя одинокой, вошла во второй альбом «Секрет» одноименной рок-группы. Почти все композиции с этого альбома, включая названную, стали хитами, а сам альбом стал дважды платиновым. Более того, в 2010 году журнал «Афиша» на основе опроса молодых музыкантов составил рейтинг лучших российских альбомов всех времен, и «Секрет» занял в нем 49 место.
Актуальная во все времена тема отцов и детей поднимается в полушутливой песне Владимира Преснякова-младшего «Папа, ты сам был таким», вышедшей в 1989 году и давшей название его первому полноценному студийному альбому. Кстати, два года спустя эта композиция стала одним из саундтреков к советской социальной драме Эльдара Рязанова «Небеса обетованные» – она звучит фоном во время сцены в кафе.
«Тебе не нравится наш музон – все говоришь, что примитивен он. Ты в чем-то прав, но пойми нас: хотя бы вспомни, как ругали джаз», – пел 21-летний Пресняков-младший, и в этих строках читаются моменты биографии его отца. Напомним, что Владимир Пресняков-старший – музыкант, композитор, аранжировщик – в молодости увлекался джазовой музыкой, играл на саксофоне, причем поначалу тайком, потому что владение этим музыкальным инструментов в те годы в СССР не приветствовалось.
Песня посвящена отцу поэта, прозаика и барда Марка Фрейдкина – школьному учителю и хохмачу, известному своим отношением к жизни на грани иронии, сарказма и черного юмора. В юные годы Марк Иехиеельевич делал все возможное и невозможное, чтобы «заслужить» статус непутевого сына, и из всех передряг его вытаскивал отец, поэтому каждая новая их встреча комически обыгрывалась родителем фразами вроде «век бы тебя не видеть». Но и в этом ворчании слышалась любовь. Именно о таких ситуациях и речь в песне: «И пришел бы я в дом к отцу. Он бы мне разогрел супцу, и из высохших шпрот сделал бы бутерброд, и сказал бы: «Давись, проглот!»
Но большую известность эта композиция получила в исполнении участника группы «Машина времени» Евгения Маргулиса. По его воспоминаниям, впервые он услышал ее в годовщину смерти своего отца, и «очень трогательная и такая очень пронзительная» песня взяла его за живое. Кстати, он признается, что не любит ее исполнять на концертах, потому что она для него «как поминальная молитва».
Клип на песню «Папа» – третий в биографии «Вируса» и дебютный для второго состава группы: в целях увеличения прибыли от концертов продюсеры группы набрали трио ребят, внешне похожих на уже успевших завоевать любовь молодежи основных участников. «Двойники» ездили по гастролям параллельно с настоящим «Вирусом», выступая на сцене под его фонограмму.
«Снова к ней бегу я, и опять не спится: дочка разбудила – папа ей приснился. Ей не объяснишь: папы нету с нами, папа не придет, засыпай, моя родная», – по сюжету песни, «нету папы, убили папу». Вероятно, это отсылка к событиям лихих 90-х.
«Знаешь, папа, я богаче подруг: рядом мама, и дочка, и внук», – полная иронии над собой, добрая и светлая песня-исповедь Ирины Аллегровой быстро завоевала любовь слушателей. Сюжет композиции, где исполнительница обращается к умершему родителю и рассуждает о своей жизни, полностью построен на ее биографии: «Тоску-печаль как злую муху прогонит светлая душа. Я стала бабкой -молодухой, хотя чертовски хороша».
По воспоминаниям Аллегровой, с самого детства у нее складывались очень теплые отношениями и с мамой, и с папой, они всегда были ее опорой и поддержкой. В 1994 году ее отец – режиссер, актер, артист цирка Александр Саркисов-Аллегров – ушел из жизни, что стало настоящим ударом для всей семьи. Оправиться от горя помогло счастливое событие: год спустя Аллегрова, в свои 43 года, стала бабушкой, а ее 23-летняя дочь Лала – мамой: «Со мною рядом внук-красавец, и я в нем папу узнаю». Кстати, мальчику дали имя Александр.
«Батя» – песня о встрече взрослого сына с отцом и их воспоминаниях, давшая название всему альбому Александра Маршала 2003 года, посвященному памяти его отца – военного летчика Виталия Минькова. А потому на этой пластинке почти все композиции так или иначе связаны с военной тематикой. Не стал исключением и «Батя»: «Давай-ка, батя, снова вспомним твоих друзей по эскадрилье – тех, кто однажды не вернулся, не дотянув чуть-чуть, домой».
Добавим, что первоначально Александр Миньков (настоящая фамилия Маршала) пытался пойти по стопам отца и поступил в авиационное училище, но два года спустя сделал выбор в пользу музыки.
Песня про ушедшего из семьи отца, по которому очень скучает дочь, вошла во второй студийный альбом Акулы «Без любви» (2003). «У тебя семья другая. Я хочу, чтоб очень счастлив был. Я уже прекрасно понимаю и не верю, что ты меня забыл», – текст композиции написала сама Оксана Почепа (настоящее имя Акулы), но, насколько известно, к реальной жизни автора и исполнительницы эти грустные строки не имеют никакого отношения: девочка росла в полной семье, окруженная заботой и любовью от обоих родителей и старшего брата.
Песня «С Днем рождения, папа» вошла в третий студийный альбом «Красок» «Весна» (он же «Синий альбом»). Несмотря на типичную для группы дискотечно-танцевальную мелодию, композиция получилась очень трогательная, светлая, и по сей день используется для поздравления взрослыми дочерьми любимых отцов: «Дни летят, недели, что ж – ну так устроена земля. С днем рожденья, папа! Знай, что я всегда люблю тебя». Особую душевность композиции придает текст в самом ее конце, записанный в прозе от имени не обезличенной лирической героини, а самой исполнительницы: «Папочка, ты самый лучший на свете. Я очень тебя люблю! Пусть у тебя все будет хорошо! Твоя дочь Оксана». Правда, эти способные довести до слез даже самого стойкого отца строки есть не во всех версиях песни.
Отметим, что Оксана Ковалевская родилась в небольшом поселке под Минском в семье педагогов. Кроме нее, в семье воспитывалось еще два мальчика.
«Отец, редко видимся мы с тобою, отец, чтоб спросить тебя, как дела, – дела не ждут. Отец, я хочу быть тебя достоин. По дороге твоей через жизнь я иду», – искренняя песня-обращение к родителю со словами благодарности от выросшего сына вышла в составе альбома «Соло» (2005) известного шансонье.
Отметим, что сам Шуфутинский рано остался без матери – она погибла, когда мальчику было пять лет. Поэтому его самыми близкими людьми в детстве были бабушка и дедушка по отцу, а также непосредственно сам папа – участник Великой Отечественной войны, врач.
«Папа, нарисуй белый океан, посади медведя на большую льдину. Я стала замечать, что мне немного жаль, что я не родилась мужчиной», –песня, имеющая много общего с автобиографией авторы и исполнительницы, вошла в альбом «Шопен» (2006).
Напомним, что Елена Хрулева (настоящая фамилия Ваенги) родилась в Североморске, а детство ее прошло в Мурманской области – отсюда и «белый океан», и медведь на льдине, и заявленные в песне «глаза северных цветов», и северное сияние. Елену и ее сестер воспитывали достаточно строго, а отец стал последним, кто признал в дочери артистку, и это признание было неожиданным (по его мнению, такое высокое звание нужно было заслужить): однажды он услышал песню, строки которой его зацепили, и он спросил у Елены, кто их автор. Оказалось, что ту композицию написала его собственная дочь, к творческой деятельности которой ранее он относился скептически.
«Песня в самое сердце» – так охарактеризовали поклонники группы «Чай вдвоем» композицию «Прости…» (чаще ее называют по первой строчке припева – «Жизнь разбита пополам»). И действительно – в ней разворачивается драматическая история расставания двоих когда-то любивших друг друга людей, воспитывающих общего ребенка, для которого описываемые события становятся, наверное, еще большим ударом, чем для ее непосредственных участников: «Я надеюсь, будешь старше, ты меня поймешь. Но впиваются слова, будто в сердце нож: «Папа, прошу тебя не уходи». Песня стала заглавной для одноименного альбома группы, вышедшего в 2006 году.
Полон какого-то бессильного отчаяния и душевного опустошения и клип на эту эмоциональную композицию: «А можно попрошу я об одном: когда другой откроет двери в дом, пусть не зовут они его отцом, своим отцом». Его сюжет потянет на полноценную короткометражку – в нем есть и бурная ссора разбегающихся в разные стороны жизни родителей, и появление любовницы на пороге дома, и страдания маленького мальчика, оказавшегося в самом эпицентре этого кошмара.
Песню «Папины дочки» вокалист и гитарист группы Владимир Кристовский сочинил, посмотрев несколько пилотных серий одноименного комедийного телесериала, завоевавшего впоследствии – в 2008-2009 годах – статус лидера среди российских ситкомов. «Он самый счастливый из нас – посланный небесами. Он вам не старый баркас, а фрегат с парусами», – песня про неунывающего отца-одиночку, воспитывающего пять дочерей, очень отражает настроение сериала, а потому стала его заглавной темой. В интерьерах квартиры экранной семьи Васнецовых и при непосредственном участии героев и снят клип на эту позитивную композицию.
Еще один разговор взрослого сына с отцом – песня Мачете «Папа». На этот раз в фокусе внимания автора и исполнителя Ярослава Малого (лидера групп «Токио» и «Мачете») – рассуждения о жизненных ценностях: «Сила там, где любовь, папа, я точно знаю! Кто-то думает, что в деньгах, кто-то – что в стволе пистолета. В моей жизни было и то, и другое – порожняк. Не дай Бог умереть за это». В одном из интервью Ярослав рассказал, что песня очень впечатлила его отца: «Когда папа услышал эту песню, он сказал, что рад, что я все понял. Для меня это была самая большая награда».
Напомним, что изначально «Мачете» задумывался исключительно как интернет-проект, который должен был существовать параллельно с группой «Токио». Клип на философскую песню «Папа» был в тройке первых, выпущенных новым проектом.
Песня «Дочь отца» с признанием любви и словами гордости и восхищения вышла в 2004 году – к 60-летию Ралифа Сафина – папы автора и исполнительницы. «В твоих глазах вижу себя, в твоих словах слышу себя. Где боль твоя – моя слеза. Правда одна – я дочь отца», – поет Алсу своим мягким нежным голосом. Не умаляя заслуг Алсу, отметим, что ее отец – предприниматель, политик, некогда нефтяной магнат – и правда всегда поддерживал дочь всеми доступными способами в процессе становления ее сценической карьеры.
Очень проникновенным является клип на эту композицию: кадры, где Алсу играет на фортепиано, сменяются кадрами из семейного архива, где за инструментом сидит Алсу-малышка, а также значимыми в жизни исполнительницы моментами: фрагментом из ее самого первого клипа «Зимний сон», кусочком выступления на «Евровидении-2000» (напомним, тогда Алсу с песней «Solo» заняла второе место, на тот момент это был самый высокий результат России за всю историю музыкального конкурса), отрывком медленного танца с отцом на собственной свадьбе — эта сцена, пожалуй, самая трогательная.
Рита Дакота называет «Цунами» «болючей песней-исповедью». Это композиция-воспоминание о тяжелом детстве с отцом, страдающим алкогольной и наркотической зависимостью, и первоначально клип на нее не предполагался – слишком сложно с моральной точки зрения сопроводить тот накал эмоций, что идет в песне, видеорядом. Но идея видеоролика пришла ей во сне, и команда решила: клипу быть. Кстати, роль мамы в нем исполнила актриса Агата Муцениеце, которая, услышав песню, расплакалась и изъявила желание участвовать в съемках.
По словам Риты, первое, что она сделала, после выхода клипа, – это написала отцу, с которым не общалась 15 лет. Она считала нужным сказать, что герой клипа – это не калька с родителя, а собирательный образ, слепленный из множества историй слушателей, которые те прислали в качестве отзывов на песню. Например, по словам Дакоты, ее отец никогда не поднимал руку ни на нее, ни на маму – в клипе же представлена обратная ситуация. Более того, вскоре после его выхода впервые за много лет состоялась встреча Риты с мамой и папой втроем, прошедшая в довольно теплом ключе. А все потому, что, по словам Дакоты, «Цунами» не про ненависть и неприязнь, а про принятие и прощение: «Я сильная, я снова смогу доверять кому-то светлому, смелому, но пока не сумела я. Прости меня, ты мне напомнил отца, и я уйду от обстрела…»
«Лирическая песня про наших пап», как назвал ее автор и исполнитель Вячеслав Мясников, впервые прозвучала в шоу «Уральские пельмени» в феврале 2018 года – в выпуске, посвященном Дню защитника Отечества. Вскоре после этого в Сети появился клип. В нем кадры, где Мясников поет эту песню под гитару, сменяются фрагментами видео из его семейного архива, где фигурируют трое его сыновей. За четыре с лишним года ролик набрал 24 млн просмотров и почти 12 тыс. комментариев со словами благодарности и воспоминаниями слушателей о своих отцах. И это неспроста – композиция пробуждает самые добрые и светлые чувства: «Я хочу, чтобы все из людей понимали все эти масштабы: половина души у детей называется словом «папы».
Кстати, когда в июле 2021 года от осложнений, вызванных короновирусной инфекцией, скончался отец Мясникова, то звезда «Уральских пельменей» в тот же день сообщил о своем горе подписчикам в соцсетях, сопроводив пост видеороликом, собранным из архивных фотографий, наложенных именно на эту песню. «Песня про пап» вошла в альбом «Папа, со мной побудь» (2018). Кстати, композиция, давшая ему название, – тоже про папу.
Сильная, вызывающая слезы песня «Папа» впервые была исполнена Лолитой летом 2019 года на фестивале Лаймы Вайкуле в Юрмале, в октябре состоялась премьера студийной версии, в ноябре вышел клип – черно-белый, эмоциональный, глубокий, как и текст композиции: «Ты знаешь, как сделать мне больно. Ты знаешь, как плюнуть мне в душу. Довольно, больше не может быть хуже». Это видео-размышление о взаимоотношениях отцов и дочерей, о том, что чувствуют оставленные родителем дети. Однако сама Лолита на своей странице в соцсетях перед выходом песни просила слушателей не плакать: «Эта песня очень светлая – про то как раз, что мы отпускаем. Отпускаем и себя».
Отметим, что в «Папе» — много личного для певицы. В детстве она чувствовала себя одинокой и недолюбленной из-за того, что брак ее родителей не одобрялся родственниками с обеих сторон, а сами родители занимались построением карьеры, а не воспитанием дочери. Когда девочке было 11 лет, ее отец эмигрировал в Израиль и получил клеймо политического эмигранта. Мама не захотела ехать следом, а на Родине ее карьера резко обрубилась из-за «статуса» мужа. Вскоре супруги развелись, а через четыре года после отъезда отец Лолиты умер.