Материнство всегда было плодотворной почвой для песен. Мамам – добрым, понимающим и всепрощающим – посвящено множество композиций. Слушая наш рейтинг, можно поплакать над «Балладой о матери», проникнуться взаимной с самым родным человеком благодарностью, вдохновившись песней Анжелики Варум, подивиться мудрости мамы из композиции Филиппа Киркорова, поиронизировать над «Мамочкой» «Стрелок» и не только. Итак, лучшие песни о маме.
Песня «Мама» впервые прозвучала в «Голубом огоньке» 1965 года. Размеренная мелодия и незамысловатый, но сердечный текст сразу полюбились зрителям. Возможно, секрет народной любви к «Маме» заключается и в искренности ее исполнения – в этой композиции есть элементы биографичности: «Помню, впервые меня проводила, слезы стараясь скрывать. Ты об одном у вагона просила – только почаще писать». Десятью годами ранее Эдита Станиславовна, окончив в Польше педагогическое училище с отличием и выиграв в конкурсе, получила направление на учебу в СССР. Стоя на вокзале и провожая дочь в чужую страну, ее мама почувствовала сердцем, что дочь уже не вернется назад в полном смысле этого слова. Так оно и вышло.
В основу этой драматичной песни легла история о пожилой женщине, услышанная поэтом Андреем Дементьевым в санатории на Кавказе. Ее 20-летний сын некогда ушел на фронт. Вскоре он пропал без вести, никакой информации о нем не было, но мать продолжала верить, что однажды он вернется. Много лет спустя она увидела сына на кадрах военной кинохроники…
Так родились строки о всепоглощающей материнской любви, которой не помеха ни годы, ни расстояния, ни даже смерть: «Мать узнала сына в тот же миг, и пронесся материнский крик. – Алексей! Алешенька! Сынок! – словно сын ее услышать мог. Он рванулся из траншеи в бой. Встала мать прикрыть его собой…» Позже выпускник консерватории Евгений Мартынов написал музыку на этот пронзительный текст.
Впервые песня прозвучала в 1972 году на фестивале «Алло, мы ищем таланты!» – ее исполнила солистка ансамбля «Водограй» Людмила Артеменко. В этот же период Мартынов предложил композицию Софии Ротару, и та с радостью включила ее в свой репертуар. В 1974 году песня в ее исполнении стала финалистом «Песни года».
Впоследствии «Балладу о матери» исполняли также Евгений Мартынов, Лев Лещенко, Иосиф Кобзон, Зара и другие.
К моменту написания песни Виктор Гинзбурский уже был автором нескольких десятков песен, а Владимир Мигуля – студент композиторского факультета консерватории – только начинал делать первые шаги на музыкальном поприще. Он написал душевную мелодию и показал ее Гинзбурскому, с которым ранее был даже не знаком, и у последнего в голове сразу родились строки: «Поговори со мною, мама, о чем-нибудь поговори».
Но не тут-то было: их совместное творение было в пух и прах разбито на песенной секции Союза композиторов. Гинзбурский очень расстроился, а Мигуля, уверенный в большом будущем песни, решил искать другие лазейки на эстраду и предложить композицию Людмиле Зыкиной. Однако тогда певица была на гастролях, и предложение было переадресовано на тот момент восходящей звезде Валентине Толкуновой, которая с радостью его приняла.
Впервые песня прозвучала в эфире программы «Доброе утро» 8 марта 1973 года, а в 1974 году стала лауреатом музыкального фестиваля «Песня года».
Мало кто помнит, что песня, в настоящее время ставшая просто гимном материнства, первоначально звучала в финале совместного советско-румынско-французского музыкального фильма «Мама» по мотивам сказки «Коза и семеро козлят» (правда, козлят там было пятеро), премьера которого состоялась в СССР в 1977 году, в Румынии — в 1976-м. Роль Козы тети Маши исполнила Людмила Гурченко, Михаил Боярский перевоплотился в волка по имени Серый.
Во время съемок сцены на катке Гурченко сломала ногу, и пока она была в больнице, режиссеру Элизабете Бостон предложили заменить актрису, но та ответила категорическим отказом, уточнив, что либо будет работать с Гурченко, либо оставит этот проект. В итоге Людмила Марковна продолжала съемки в гипсе.
В наши дни фильм незаслуженно забыт, но проникновенная, нежная песня продолжает жить: «Мама – первое слово, главное слово в каждой судьбе. Мама жизнь подарила, мир подарила мне и тебе».
«Пусть мама услышит, пусть мама придет, пусть мама меня непременно найдет. Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети», – это трогательная песня прозвучала детским голоском Клары Румяновой, озвучившей главного героя, в мультфильме «Мамонтенок ищет маму».
Добрый, местами грустный и тревожный, но непременно со счастливым финалом, он был снят по сказке детской писательницы Дины Непомнящей (настоящая фамилия – Романович). А сказка, в свою очередь, была написана под впечатлением от громкого события в мире науки – в 1977 году в Магаданской области при разработке золотоносного месторождения во льдах был случайно найден прекрасно сохранившийся детеныш мамонта. Ученые предположили, что десятки тысяч лет назад малыш погиб, упав в яму с водой и грязью. Дина Непомнящая добавила в эту историю доброты, теплоты и фантазии – и получилась сказка, которую любит уже не первое поколение детей.
Кстати, тот самый мамонтенок, вдохновивший автора на ее написание, обосновался в Зоологическом музее Зоологического института Российской академии наук и получил негласное имя Дима.
«Позабудь об этом дне, спор не нужен никому. Не читай нотаций мне – мама, это ни к чему», – слушая песню «Музыка нас связала», которая в свое время была необычайно популярной, трудно поверить, что ее текст очень тяжело дался автору Валерию Соколову: строки не желали ложиться на написанную Андреем Литягиным мелодию.
На конечный вариант текста его вдохновила история, рассказанная Литягиным. Несколько лет назад на одной из дискотек будущий композитор пригласил на танец Маргариту Суханкину, начинающую делать первые шаги в певческой карьере. Молодые люди разговорились и нашли точку соприкосновения — любовь к музыке, что позволило им в последующем записать песню, но на любительском уровне (речь об альтернативном проекте «Зона активности»).
На этом история могла бы закончиться, но в 1986 году Литягин собрал первый состав группы «Мираж» и в соавторстве с Соколовым написал композиции для первого альбома. Суханкину пригласили для исполнения вокальных партий – правда, она записала только три песни (другие пять – Наталия Гулькина), сделав ставку на развитие карьеры оперной, а не поп-певицы. При работе над вторым альбомом Соколов вновь вспомнил о Маргарите, с которой его связала музыка, что и послужило идеей для очередной песни.
Кстати, авторы и исполнители совершенно не видели в ней будущего хита, считая проходным вариантом. Но слушатели решили иначе.
Тревожная, рвущая сердце песня «Мама», в которой звучат ноты сожаления и безысходности, вышла уже после ухода солиста Юры Шатунова из группы «Ласковый май» и была включена в его дебютный сольный альбом «Ты помнишь…» (1994). Популярность композиции связана не только с именем и проникновенной манерой исполнителя, но, наверное, и с тем, что он сумел через творчество выразить собственную боль: «Я, выходя домой из школы, встретился с днем больным и скорбным. Как безнадежные уколы, теплые струи хлещут город…»
Напомним, у Юры Шатунова было тяжелое детство. 18-летней матери и 23-летнему отцу было не до воспитания сына, а потому большую часть времени он проводил у бабушки с дедушкой. Вскоре родители развелись, дед умер, а мать вышла замуж во второй раз, но отношения с отчимом у мальчика не сложились. Затем Юра оказался в школе-интернате – причиной послужили серьезные проблемы со здоровьем у его мамы. Она умерла от сердечной недостаточности, когда сыну было всего 11 лет.
Музыка к будущей песне «Мамины глаза» пришла к композитору Евгению Кобылянскому как озарение, без черновиков – будто бы свыше, когда в его семье случилось горе – стало известно об онкологическом заболевании его мамы. Написанную мелодию он показал поэту Симону Осиашвили, и тот написал текст, от которого у всех без исключения на глазах наворачиваются слезы: «Мамины глаза, дай вам Бог увидеть счастье всех своих детей и прощать, а не прощаться. Мамины глаза, как жаль, что не погаснуть вам нельзя».
Исполнительницей композиции авторы видели только Тамару Гвердцители, да и она была впечатлена этим произведением. Во время записи песни она попросила сделать все возможное, чтобы справиться с работой с одного – максимум двух дублей, так как во время исполнения идет глубокая внутренняя работа, эмоциональный всплеск, который невозможно повторять несколько раз подряд. И песню записали с первого дубля. Кстати, по этой же причине Тамара Гвердцители никогда не поет «Мамины глаза» на бис.
Песня «Мне мама тихо говорила», вошедшая в альбом Филиппа Киркорова «Скажи Солнцу: «Да!», является своего рода ремейком ремейка – популярной израильской песни «Toda» («Спасибо», 1988), исполняемой Хаимом Моше. В израильском варианте эта композиция – о благодарности перед Всевышним за все, что есть в этом мире. И она, в свою очередь, «выросла» из греческой «Ola kala, ola orea» («Все в порядке», 1969) Йоргаса Далараса, рассказывающей о взаимоотношениях лирического героя с ветреной возлюбленной на фоне исторического события – волнений на Кипре в 60-е годы.
В варианте Филиппа Киркорова на широко известную чуть ли не по всему миру мелодию был положен текст-исповедь перед матерью: «Мне мама тихо говорила: «Зачем ты отчий дом оставил?» Ловил жар-птицу в высоком небе – упал на камни я без сил. К родным долинам пришел с повинной твой блудный сын, твой блудный сын».
Сильная, выжимающая слезы даже из самых сдержанных слушателей песня была написана в 90-е годы и вошла в альбом «Бродяга» (1996). По одной из версий, в тот момент мама поэта, композитора и исполнителя Олега Газманова Зинаида Абрамовна тяжело болела, но сын по ряду объективных причин не мог находиться рядом с ней. Берущие за душу строки вкупе с проникающей прямо в сердце мелодией будто бы помогают попросить прощения: «Мама, я без тебя всегда скучаю. Мама, хожу и поезда встречаю. Мама, как грустно мне без теплых рук твоих».
К слову, Зинаида Абрамовна, прошедшая Великую Отечественную войну и много лет проработавшая врачом-кардиологом, скончалась в 2006 году на 86-летнем возрасте. В 2020 году на своей странице в соцсети Олег Газманов поделился снимками из семейного архива и рассказал о героине песни, отметив, что ей в тот день могло бы исполниться 100 лет.
По другой версии (кстати, озвученной самим Газмановым в 2018 году в соцсетях) композицию «Мама» он написал для сына Родиона, но у парня в тот момент начинал ломаться голос, а потому он долгое время не мог вытягивать нужные ноты. Пришлось отцу брать «работу» сына на себя.
«Она говорит, что нельзя целоваться, а можно только за ручку держаться. Она не выносит сцены в постели и говорит, что вся страна на панели», – с этой местами провокационной песни и такого же дерзкого клипа (хотя это вполне укладывалось в музыкальный контекст 90-х годов) начался путь на сцене группы «Стрелки». 29 ноября 1997 года клип вышел в эфире телеканала РТР, и этот день принято считать днем рождения коллектива. Затем «Мамочка» вошла в дебютный альбом «Стрелки идут вперед» (1998).
Интересно, что текст этой вполне попсовой песни написан рок-поэтессой Маргаритой Пушкиной, известной по сотрудничеству с группами «Ария» и «Кипелов». Она же является автором еще одной песни «Стрелок» – «Ну-ка, ну-ка, ну-ка…»
«Мама, ради бога, я ни капли не пьяна, и не одинока, и не просто влюблена – пропадаю я, пропадаю я», – эта песня вошла в одноименный альбом 1997 года. Клип на нее авторы охарактеризовали как мелодраму (это указано в начальных титрах), а главные роли в нем сыграли Любовь Успенская и Борис Щербаков. Кстати, актер двумя годами ранее снимался в клипе исполнительницы шансона и городских романсов на песню «Карусель». Впоследствии он признался, что именно после этих музыкальных видео его стали узнавать на улице. А еще поползли слухи, что отношения между Успенской и Щербаковым вышли за пределы чисто профессиональных, но сами герои домыслов эту информацию опровергают. Более того, супруга Щербакова в прекрасных отношениях с Успенской.
Песня «С Днем рождения, мама» вошла в альбом «Бисер» (2000) Дмитрия Маликова, а в 1999 году была удостоена премии «Золотой граммофон». Отдельного внимания заслуживает клип на нее – это видео режиссера Юрия Грымова можно назвать полноценным драматическим фильмом в миниатюре. Кстати, и задействованы в нем были настоящие актеры: Валерий Трошин, герой которого – любитель ночных клубов и запрещенных веществ – оказывается за решеткой, а также Лариса Лужина, сыгравшая его мать. Съемки велись на протяжении трех суток, и не только в павильонах, но также в ночном клубе и здании суда.
«У тебя уже подрастают внуки. Жизнь трудна, как боль, и проста, как гамма. Ты прости за боль, ты прости за муки. Я тебя люблю, дорогая мама», — строки этой песни очень полюбились слушателям и не забыты по сей день.
Песня с провокационным припевом «Подождем твою маму, подождем твою мать» была написана Игорем Сорокиным («паспортное» имя Игорька), когда население страны дружно разгребало последствия дефолта 1998 года. В то время парень жил в Новосибирске, и денег не хватало даже на еду. Однажды он, блуждая по городу с пустым желудком, увидел дорогущую иномарку, за рулем которой сидела красивая девушка. В тот момент ему почему-то подумалось, что, будь он ее молодым человеком, то остался бы голодным, наверняка она не сильна в кулинарии. Так за несколько минут родился, пожалуй, единственный хит Игорька: «Я вчера очень грустный сидел – с самого утра ничего и не ел. В холодильнике моем шаром как прокатило – я вообще-то и забыл, что там когда-то что-то было».
Кстати, те, кто застал взлет этой песни, до сих пор не могут разобраться в словах припева: что же варит мама девушки главного героя? Кофе? Кашу? Классно?
Песня с мудрыми словами и по-аллегровски удалой мелодией запала в сердца слушателей: «Мама, ни о чем ты не жалей – далеко до осени твоей. Мама, далеко, до сентября. Просто взрослой стала дочь твоя». Она вышла в 2000 году и была включена в альбом «Все сначала» (2001).
Изначально Ирина Аллегрова исполняла эту композицию вместе с дочерью Лалой, позже появилась и сольная версия. Правда, некоторые строки пришлось заменить. «И засыпала чаще я, но не под колыбельную, а под кассету с песнею твоей», – пела Лала в дуэте с мамой. «Баюкала ты дочь мою, но не под колыбельную…» – обращалась сольно со сцены Ирина Аллегрова к своей маме.
Возможно, успех композиции связан с ее автобиографичностью. В 19 лет начинающая певица Ирина Аллегрова выскочила замуж, в следующем году родила дочь («Прости, что очень рано ты, так рано стала бабушкой…»), развелась с супругом и продолжила строить карьеру, регулярно оставляя Лалу на попечение бабушки. Бабушка, кстати, она же мама Ирины – тоже родом из мира прекрасного: Серафима Сосновская была актрисой и певицей («Ах, мама, птичка певчая моя!»).
Особенно ярким исполнение песни мамы было на бенефисе Аллегровой в 2000 году. Тогда на сцене собрались четыре поколения их семьи: Серафима Михайловна, сама Ирина Александровна, Лала, а также маленький сын Лалы Александр.
«Но ты уезжаешь к маме, сердце которой камень – не растопить слезами никогда…» – под эту подростково-лиричную песню кружились пары на школьных дискотеках в начале нулевых. Ее исполнителем был коллектив «Турбомода» – детище популярнейшей группы «Руки Вверх!» (кстати, за схожесть репертуара и музыкального направления их поначалу постоянно путали).
Клип с неожиданным финалом на эту песню стал дебютным для «Турбомоды», и в его создании принимал непосредственное участие фронтмен группы «Руки Вверх!» Сергей Жуков. «Я хотел показать трагическую историю большой и чистой любви, какая бывает только раз в жизни. Все получилось достаточно правдоподобно, а главного героя нашли совершенно случайно – Вася прилетел в Питер отдохнуть, а в итоге попал на съемочную площадку», – рассказывал тогда Жуков.
«А вы не трогайте, не трогайте меня, не задавайте мне вопросов глупых зря и так сердито не качайте головой – сегодня к маме я приехала домой», – это одна из первых песен группы «Краски», начинавшей свое творчество в Беларуси. В 2001 году в минском ночном клубе они презентовали альбом «Ты уже взрослый», куда и вошла эта песня, получившая впоследствии популярность во всем СНГ. В 2002 году альбом был переиздан в Москве под названием «Старший брат».
Во время съемок клипа на песню про долгожданную встречу с мамой стилисты довели солистку группы Оксану Ковалевскую до слез. Девушка привыкла к своей фирменной прическе с подколотыми прядями, а теперь требовалось снять все многочисленные заколки. Оксана проплакала час, но согласилась на эксперимент. Правда, позже, когда локация съемок сменилась на ночной клуб, она все равно вернулась к привычному образу.
С песней «Ты знаешь, мама» Диана Гурцкая, как птица Феникс, восстала из пепла. Дело в том, что в 2001 году от онкологического заболевания умерла ее мама, которая всю жизнь была опорой, поддержкой и лучшим другом особенной дочери. Диана очень тяжело переживала потерю, о выходе на сцену не могло быть и речи. И когда Игорь Крутой предложили исполнить новую песню-исповедь, то исполнительница, проникнувшись, постепенно начала возвращаться к жизни: «Теперь облака между нами – с тобой не поговорить. Ты знаешь, как больно, мама, одной по земле ходить».
На композицию был снят клип. Режиссером выступил Тигран Кеосаян, которого полные глубокой печали слова в сочетании с берущей за душу мелодией довели до слез. Кстати, начинается видео с реального портрета мамы Дианы Гурцкой.
А еще исполнительница считает эту песню пророческой. «Надежный, ласковый, родной, он только мой, он мой. А я за ним как за стеной…» – все это можно сказать об адвокате Петре Кучеренко, ставшем в 2005 году законным супругом Дианы.
Песня «Мама» вошла во второй альбом «Время X» (2012) рок-группы «Louna». В ней участники как бы извиняются – каждый перед своим самым близким человеком — за то, что выбрали рок-музыку делом жизни, ведь у простых обывателей есть стереотип, что музыканты этого направления – лентяи и бунтари: «Мама, я прошу – не ругай меня, если я ложусь спать в начале дня. Я открыла дверь — он в нее вошел. Жизнь моя теперь – это рок-н-ролл!» Композиция три недели подряд была на вершине хит-парада «Нашего радио», всего пробыв в этом чарте 13 недель.
Интересно, что в съемках клипа на эту песню (режиссер – Святослав Подгаевский) приняли участие не только участники группы, но и их мамы – все, кроме мамы гитариста Сергея Понкратьева, которая так и не смогла перебороть смущение перед камерой. Более того, в видео включено несколько фрагментов интервью с мамами, где последние рассказывают о своем отношении к выбору детей. Несмотря на «роковость» музыки и характерный вокал, клип получился очень теплый и уютный. А еще — искренний, потому что в нем много непостановочных моментов.
История гармоничных отношений мамы и дочки представлена в невероятно доброй, светлой и трогательной песне «Ты моя» в исполнении Валерии и ее дочери Анны Шульгиной. По сюжету клипа, взрослая Анна приезжает в дом к маме, и они проводят уютный семейный вечер: пекут пирог, пересматривают старые фото и видео, наслаждаются общением друг с другом. «Если бы я рисовала мир, ты была бы самой счастливой», – с этой строки начинаются оба куплета, один из которых преисполнен чистой материнской любовью, другой – дочерней.
Кстати, в одном из интервью Валерия и Анна рассказывали, что не всегда их отношения были такими идеальными. В пору подросткового возраста дочка была колючим ежиком, к которому непросто подступиться. Но они вместе прошли это испытание и теперь уверены друг в друге: «Ты же лучше меня, ты красивей меня – я твердить не устану. Ты же лучше меня. Ты добрее меня…»
Душевная песня «Мама», как и потрясающей красоты клип, режиссером которого стал Сергей Ткаченко, сразу завоевали место в сердцах поклонников Анжелики Варум. Известно, что мелодия была написана Игорем Крутым для Лары Фабиан, но, услышав ее, Варум загорелась идеей самой спеть под нее, а композитор не возражал.
«Ты и я так друг друга слышим. Ты – это я, через двадцать с лишним. Мама моя, ты рождаешь вновь и вновь бескорыстную любовь», – в песне и видео рассказывается история взаимоотношений между двумя самыми близкими людьми. Пожилая мама и средних лет дочь гуляют по берегу океана, под фантастически красивым небом, на фоне скал, вспоминают прошлое и в своих воспоминаниях переносятся на десятки лет назад, молодея на глазах: «Все чаще хочется взглянуть назад, листая старенький альбом. Такие юные глаза, этот сарафан – ты прекрасна в нем».
По словам Варум, сроки начала съемок пришлось переносить из-за того, что затянулись поиски главной героини. В результате они наслоились на гастроли певицы, так что ей приходилось контролировать съемочный процесс дистанционно. «Но в итоге все получилось ровно так, как мне и представлялось», – резюмировала Анжелика.
Сингл «Спасибо за все, мам», ставший совместным для Мари Краймбрери (Марина Жадан) и Елки (Елизавета Иванцив), добирается до самых глубин души. Любопытно, что первый куплет в нем посвящен родной маме Мари («До утра посидим, и поеду тихо. Ты сама воспитала такую дикую…»), а второй – их общему с Елкой продюсеру Алене Михайловой, которую певицы считают второй мамой («Я столько раз себе желала тебя, и вот же – моя вторая мама, с мурашками по коже…»). Все это в сочетании с эмоционально сильным припевом («Спасибо за всё, мам! Я всегда была не по годам, веря звездам и не доверяя глазам. В пустословии – правда, во тьме – свет, но этот мир ты перекрасила в розовый цвет!») просто не дает возможности слушателям сдержать слезы.
Концертная версия песни была представлена в декабре 2019 года на сольнике Мари Краймбрери. Выступление было дополнено видеозаписями из детства певицы, общими кадрами с Аленой Михайловой и студийными видеопортретами исполнительниц, что произвело на зрителей очень сильное впечатление.