Кошки издавна считаются помощниками, спутниками и даже настоящими друзьями людей, а потому усатым-полосатым посвящено немало песен. В нашей подборке — домашние любимцы на любой вкус: черный кот Булата Окуджавы, рыжая кошка «Чили», а еще — сказочный Чеширский кот Владимира Высоцкого и мультяшный котенок с улицы Лизюкова. Предлагаем намурлыкать 28 лучших песен о кошках.
«Он давно мышей не ловит, усмехается в усы. Ловит нас на честном слове, на кусочке колбасы», — неудивительно, что в ироничной, а местами даже саркастичной песне «Про черного кота» слушатели увидели «двойное дно»: уж не генералиссимус ли подразумевается за кошачьей маской в композиции? Однажды на прямой вопрос об этом Окуджава уклончиво ответил, что поет вообще не про кота, а про жильцов, и в дальнейшем поддерживал эту линию. И нельзя сказать, что соврал: «Оттого-то, знать, не весел дом, в котором мы живем. Надо б лампочку повесить — денег все не соберем».
Короткая жалобная песня прозвучала в советском фильме о беспризорниках «Республика ШКИД» (1966), снятом по мотивам одноименной повести Григория Белых и Л. Пантелеева (псевдоним Алексея Еремеева). Композитором фильма стал Сергей Слонимский, который вообще-то больше специализировался на симфониях и операх, но на этот раз решился взяться и за «блатные» песни. Однако собственных познаний в подобном фольклоре ему не хватало, и он обратился за помощью к директору «Ленфильма» Илье Киселеву, который и сам когда-то был беспризорником. Непростое детство было и у автора повести Еремеева. Но из песни о кошке он помнил только четыре строчки, процитированные в книге, а мотив канул в Лету. В результате мозгового штурма, устроенного Слонимским вместе с Еремеевым и Киселевым, была подобрана более или менее аутентичная мелодия, отражающая настроение песни.
В фильме ее исполняет юный актер Александр Кавалеров, сыгравший роль воспитанника по прозвищу Мамочка школы-коммуны для трудных подростков. Кстати, в книге этой сцены нет, а в картине она стала одной из самых запоминающихся. В дальнейшем песня обрела множество каверов и обросла дополнительными куплетами.
Слова к будущей песне «Черный кот» Михаил Танич сочинил буквально за полчаса. Показал текст композитору Юрию Саульскому, и тот сразу же сел за пианино. Получившийся вариант мелодии для этой песни автор счел слишком незамысловатым, но Танич заверил, что композиция должна быть максимально простой и запоминающейся. Тогда Саульский для «зажигательности» добавил в нее элементы популярного в те годы на западе твиста (кстати, этот факт впоследствии сыграл свою роль на отношении властей к новой песне).
Композитор предложил исполнить будущий хит певице Тамаре Миансаровой. Та дала согласие и в перерыве между выступлениями записала песню. Впервые новинка прозвучала в радиоэфире передачи «Доброе утро» и сразу же обзавелась поклонниками и завоевала популярность. И даже когда чиновники, работающие в сфере культуры, пытались поставить на «Черном коте» клеймо безыдейности и найти в истории о животном скрытый (возможно, даже политический!) смысл, люди по-прежнему слушали задорную песню, отплясывали под нее на танцах и знали все слова наизусть: «Говорят, не повезет, если черный кот дорогу перейдет. А пока наоборот: только черному коту и не везет». Впоследствии песню перепело множество других исполнителей, самые запоминающиеся каверы были у групп «Браво» и «Доктор Ватсон».
«Песня кота Матвея» прозвучала в музыкальной сказке «Новогодние приключения Маши и Вити» (1975), снятой по мотивам пьесы Павла Финна «Маша и Витя против «Диких гитар». «Дикие гитары» — это, по сюжету, вокально инструментальное трио антигероев: Бабы Яги, Лешего и, соответственно, кота Матвея. Последнего в фильме сыграл Михаил Боярский. Его кандидатуру на роль поющего кота режиссеру Игорю Усову предложил актер Георгий Штилль (Леший в сказке), аргументировав это тем, что Боярский — музыкант, и у него есть усы.
«Прошу запомнить многих, кто теперь со мной знаком: Чеширский кот — не просто кот, что чешет языком», — песня стала одной из 27, составивших дискоспектакль «Алиса в стране чудес». Слова абсолютно всех композиций написал Владимир Высоцкий. Это стала его первая работа, адресованная юным слушателям (к тому же настолько масштабная!), которая увидела свет.
По воспоминаниям его второй жены Людмилы Абрамовой, ранее Высоцкий написал поэму для детей, но когда понес ее показывать «профессионалам», то те разнесли ее в пух и прах. В его душе осталась «соленая рана», из-за которой он даже поначалу отказывался работать над «Алисой». Кстати, о «профессионалах» — выход этой пластинки также пытались запретить. Но к счастью, безуспешно.
«Вместо микрофона хвост берет Мурлыка. Песенка не новая, но зато своя», — композиция о любящем творчество рыжем коте была популярной в середине 80-х годов. ВИА «Синяя птица», которому «Мурлыку» в свое предложил сам композитор Александр Морозов, пел со сцены запоминающийся припев, и после слов «кис-кис» зал хором продолжал: «Мяу!» Кстати, в исполнении «Синей птицы» этот отчасти детский хит получился веселым и шутливым, а вот в исполнении ВИА «Красные маки» «Мурлыка» звучит более серьезно.
Песня «Кошки» вышла на первом магнитоальбоме «Браво» (1984) одноименной группы. Кстати, эта же песня в конце 80-х годов часто звучала на финском радио — ею рекламировался второй официальный и четвертый порядковый альбом коллектива «BRAVO» (1987) (не путать с названием магнитоальбома).
Существует версия, что идея написать песню на стихотворение американского поэта принадлежала солистке группы Жанне Агузаровой: «Кошки не похожи на людей, кошки – это кошки. Люди носят шляпы и пальто, кошки часто ходят без одежки». Агузарова и стала первой исполнительницей зажигательной композиции.
«Но если вы котенок и вас зовут Василием, то лучше, чем Воронеж, нет города нигде!» — милая забавная песенка о любви к малой родине прозвучала в рисованном мультфильме «Котенок с улицы Лизюкова» (1988). По сюжету, уставший спасаться от дворовых собак котенок Василий мечтает превратиться в большого зверя, которого все боятся. Его мечта сбывается: он переносится в Африку и становится бегемотом… Режиссером мультфильма выступил Вячеслав Котеночкин, к тому моменту снявший 16 выпусков «Ну, погоди!» и выступивший как художник-мультипликатор несметного количества мультфильмов.
В Воронеже в 2003 году открыли памятник котенку Василию. Как и положено, он установлен на улице генерала Лизюкова. Кстати, именно на этой улице прошло детство Виталия Злотникова, ставшего автором сценария мультфильма.
Несмотря на то, что практически все партии в романтичной песне «Котенок» исполняет Игорь Николаев, а Наташе Королевой по факту досталась роль бэк-вокалистки, песня вошла именно в ее дебютный альбом «Желтые тюльпаны» (1990). В то время восходящей звездочке эстрады было всего 17 лет, а уже два года спустя она официально стала «котенком бродячей жизни» взявшего ее под свое крыло музыканта, поэта и композитора. Через много лет Королева исполняла этот хит сольно.
Интересный момент: внимательным слушателям проигрыши этой красивой композиции напоминают отдельные музыкальные моменты из «You Never Give Me Your Money» The Beatles и «Listen To Your Heart» Roxette.
«Блудливые коты блуждают по помойкам. Они там рыщут в поисках дела — в темных углах не оконченной где-то стройки, на радиаторах грея тело», — песня вошла во второй магнитоальбом группы «Мумий Тролль» «Делай Ю-Ю» (1990). Восемь лет спустя он полностью был перезаписан в составе двойного сборника «Шамора». Если говорить о первом издании, то запись велась с помощью обычного советского магнитофона. Звукорежиссером выступил Евгений Звиденный — участник владивостокских групп «Туманный стон» и «Третья стража», который семь лет спустя стал бас-гитаристом, клавишником и бэк-вокалистом «Мумий-Тролля». Но и в 1990 году в записи песни «Блудливые коты» он исполнил партию аккордеона.
«Человек и Кошка» — пожалуй, самая известная песня группы «Ноль», вошедшая в четвертый студийный альбом «Песня о безответной любви к Родине» (1991), являющийся, за исключением одной композиции, полностью акустическим. Идея «Человека и Кошки» родилась, когда вокалист группы и баянист Федор Чистяков пришел по объявлению о продаже гитары в крошечную, бедно обставленную квартиру. Нечаянно наступив в стоявшее на полу кошачье блюдце с молоком, музыкант подумал о том, что, наверное, сильная нужда заставляет хозяина расстаться с инструментом, а затем родилась строчка: «Человек и кошка плачут у окошка».
Однако эта песня — чуть более серьезная, чем просто о тоске пары живых существ. В каждом припеве неспроста фигурирует «порошок целебный», после которого «и печаль отступит, и тоска пройдет», — определенный период жизни Чистякова был именно таким, причем речь идет совсем не о лекарствах. Кстати, впоследствии музыкант глубоко погрузился в религию, отказавшись от пагубных привычек, а потому желание исполнять эту песню у него пропало. Однако он написал нечто вроде сиквела — «Кошка и Человек».
На «Человека и Кошку» создано множество каверов, среди них есть и зарубежные. Наибольшую популярность получило исполнение песни актером Сергеем Гармашем, прозвучавшее в фильме «Стиляги» (2008).
Полушутливая, задорная, но нежная песня «Киса Лариса» о «розовых ушках», «ямочках на щечках» и любви в «туманных глазах» «подружки» лирического героя зазвучала со сцены в исполнении Вячеслава Добрынина в 1991 году: «Киса, киса, киса, ты, моя Лариса. Мягкая, пушистая девочка моя…» Спустя три года композиция вошла в девятый сольный альбом певца «Никто тебя не любит так, как я» (1994).
«Лунный, лунный, лунный кот свет из лужи пьет и пьет. Все темней в моем окне», — одна из наиболее популярных в творчестве Натальи Ветлицкой песен вошла во второй сольный альбом певицы «Плейбой». По ее воспоминаниям, песню ей подарил композитор Илья Духовный, который, в отличие от других авторов, не старался «сорвать куш побольше». Видимо, этот широкий жест укрепил взаимное желание сотрудничество, а потому музыку ко всем композициям следующего альбома Ветлицкой — «Раба любви» (1996) — написал именно Духовный.
«Кошка, кошка, черный зверь, мне, пожалуйста, поверь. Я к любимому иду: не накличь беду», — легкая, позитивная, полная юношеского оптимизма песня вошла в дебютный альбом Кристины Орбакайте «Верность» (1994). В то время певице было 23 года, и прошло менее двух лет, как она начала строить сольную карьеру.
«Дверь в лето» — песня, где повествование ведется от имени кота и разбитая на две части. Соответственно, она открывает и закрывает второй студийный альбом группы «Чиж & Co» «..О любви» (1995). Первая часть — довольно печальная: «Меня побили камнями на детской площадке. Я ушел чуть живым, скрывался в чужом районе». А вот вторая уже внушает оптимизм: «И теперь я знаю, что там, за дверью в лето, — это место для тех, кто выжил зиму и осень. Эти дверь повсюду и в тоже время их нету…» Интересно, что аналогичный прием использован в альбоме «Animals» (1977) британской группы «Pink Floyd», только там «двойная нагрузка» выпала на композицию «Pigs on the Wing». Более того, «Чиж» напрямую отсылает к этой песне: «Ведь любой дурак знает: кошке нужен дом, хотя б уголок, просто укрытье». В то время как у «Pink Floyd» есть строки: «And any fool knows, a dog needs a home. A shelter…» («И любой дурак знает, что собаке нужен дом. Убежище»).
Сергей Чиграков (Чиж) позаимствовал «Дверь в лето» из репертуара своей харьковского друга-музыканта Сергея Кочерги, который и является ее автором. Добавим, что в композиции упоминается некий Хайнлайн — американский писатель, авторству которого принадлежит фантастический роман «Дверь в лето» (1956). Кот главного героя этого произведения зимой пытался выходить из дома через разные двери, словно надеясь, что одна из них ведет в лето.
«Котик» — песня, давшая название второму альбому дуэта «Вкус меда», на котором решил опробовать продюсерские навыки Михаил Шуфутинский. «Приблатненный» сюжет, проскальзывающие нотки шансона, сладкие голоса солисток (одной из них была Алена Иванцова) и знаменитое «мяу!» Шуфутинского — вот, что вспоминается о клипе на бывшую некогда популярной песню: «Котик, котик, ах, ты как наркотик, котик! От губ твоих кружится голова…»
Кстати, после выхода этой пластинки шансонье понял, что наигрался в продюсера, и фактически отпустил «Вкус меда» в свободное плавание. Вскоре группа распалась.
Нежная, вкрадчивая песня «Мягкие лапки» выступила контрастной на фоне большинства танцевальных композиций третьего студийного альбома Андрея Губина «Было, но прошло» (2000). Вопреки расхожему мнению, автор и исполнитель не считал композицию, давшую название пластинке, главной в этом ряду. Сам Губин делал ставку на «Облака», «Он тебя не любит», «Никогда» и полюбившиеся многим «Мягкие лапки»: «Спи, моя нежная крошка. Ночь пролетит незаметно — ждать недолго нам осталось, ждать до рассвета. Утром дела и заботы нас закружат без оглядки. Моя крошка, моя кошка — мягкие лапки». Что ж, каждая из этих песен нашла своего слушателя.
«Над кошкой плывут облака, московские звезды щекочут лапы. Хотя бы немного молока — и можно быть сильной, а нужно быть слабой, — песня «Кошка московская» вошла в третий студийный альбом группы «Рубеж» (2001). Режиссером клипа на нее стал Павел Руминов, ранее уже снявший видео на композицию «Моя певица» группы «Мумий-Тролль».
Диана Арбенина вспоминает, что съемки дались ей нелегко. По задумке Руминова, в первом кадре она должна была курить, смотреться в зеркало и есть яблоко. Но ей стало очень плохо от сигареты. Кое-как отсняв запланированные мгновения, Арбенина бегом отправилась в туалет, чтобы, выйдя оттуда, услышать о необходимости еще одного дубля… Однако все страдания были не напрасны — клип получился оригинальный, чуть ироничный, полный неожиданных ракурсов и интересных планов.
Песня, под которую считал своим долгом погрустить о своей нелегкой судьбе каждый уважающий себя подросток середины нулевых годов, оказывается, была написана еще в 2001 году — солистом белгородской андеграундной группы «Рычаги Машин» Евгением Гоковым (aka Джон Конор). В этот период басистом и бэк-вокалистом коллектива был Иван Алексеев, в настоящее время известный как Noize MC. Впоследствии он ушел из группы, объединившись с другим белгородским хип-хоп исполнителем — Адиком 22ВО7 — в дуэт «Face2Face». При участии подруги Маськи они перепели «Кошку», и именно это исполнение взяло слушателей за душу: «Что ей снится, когда слезы на ее ресницах, когда в эту ночь опять не спится?»
«Когда я стану кошкой» — одна из двух сольных песен, которыми участница «Фабрики звезд-2» Мария Ржевская обзавелась за время участия в проекте. И хотя победительницей Маша не стала (но в полуфинал выйти сумела), композиция приобрела завидную популярность, а ее исполнительница стала обладательницей премии «Песня года-2003»: «Наверно, в следующей жизни, когда я стану кошкой. На-на-на-на…»
В 2009 году Ржевская вместе с супругом и дочерью эмигрировала в Великобританию, а Максим Фадеев, продюсировавший «Фабрику звезд-2» и творчество Марии первое время после проекта, решил, что теперь песня по наследству песня переходит Лайме Вайкуле — певица исполнила ее на «Новой волне-2010». Пела ее и Лолита. А в декабре 2021 года свою версию «Когда я стану кошкой» представила Анна Дзюба — экс-солистка проекта Artik & Asti. Однако не все оценили этот номер — в Сети посыпались восхищенные свежие комментарии к оригинальному клипу Марии Ржевской. Да и сама первая исполнительница песни не осталась безучастной, поблагодарив слушателей за внимание и отметив, что «не пела банально про кошку», а «пела про девять жизней и надежду».
Песня «Котенок» стала «фирменной» для участника, а затем и победителя телепроекта Первого канала «Фабрика звезд-3», продюсером которого выступил Александр Шульгин. Многие поклонники реалити-шоу предполагали, что «Котенок» посвящен 16-летней Маше Вебер — также участнице телепроекта, с кем у сына знаменитого исполнителя романсов возникла взаимная симпатия: «Я весь для тебя, котенок. Ты уснешь со мной, на моих руках. Ты еще совсем ребенок, ты еще паришь где-то в облаках». Позднее один из администраторов шоу рассказывал, что они не спускали глаз с 21-летнего сердцееда — боялись, что в закулисье шоу он позволит себе лишнего в отношении школьницы. Вопреки чаяниям фанатам, во что-то серьезное взаимоотношения Никиты и Маши так и не вылились.
В 2004 году на песню «Котенок» был снят клип, героями которого стали исполнитель и не меньше десятка длинноногих красоток. Режиссером стал Федор Бондарчук. А композиция в этом же году была удостоена премии «Стопудовый хит» от «Хит-FM», да и в целом долгое время занимала лидирующие места в разнообразных хит-парадах.
Маша Вебер запомнилась поклонникам телепроекта «Фабрика звезд-3» (2003) не только юным возрастом (как было сказано ранее, на момент участия в реалити-шоу ей было всего 16), но и двумя сольными песнями на отчетных концертах: «Знаки» и «Московская тоска». Последняя песня — уютная и романтичная — в свое время была особенно популярной.
Возможно, этому поспособствовал и пушистый соисполнитель — для пущего зашкаливания мимимишности (хотя в те годы и слова-то такого не было) Маша вышла на сцену с прижатым к груди котенком: «Ночь лежала я на руках твоих, как кошка. Просто ты не спал — ты спасал от тоски московской…» Кстати, после «Фабрики» Вебер вошла в состав группы «Тутси», а затем, после некоторой паузы, начала сольную карьеру.
Песня «Котик» вышла в составе восьмого студийного альбома белорусской группы «Ляпис Трубецкой» «Капитал» (2007). Эта пластинка очень отличалась от всех предыдущих наличием политической сатиры, а песня «Котик», в свою очередь, отличалась от большинства других песен альбома как раз-таки отсутствием намека на политическую составляющую: «Нет, нет, нет, котик не уходи! Сказочный рассвет ждет нас впереди. Прости меня, котик!»
Светлая оптимистичная песня «Мама-кошка», по словам автора и исполнительницы Марины Максимовой, была написаны в первые недели после рождения дочери Александры. Собственно, этой маленькой девочке и посвящены строки: «Красота не сила, даже войны не власть. Я запомню все, что было, чтобы ей рассказать: как небо плыло, как смотрели глаза, такие, как у тебя». Композиция стала частью альбома «Одиночка» (2009).
Кстати, в 2013 году у Максим вышла еще одна «кошачья» песня, но с более печальным сюжетом: «Вспоминай хоть понарошку мое сердце, сердце-крошку. Снова, снова у окошка жду его. Я просто кошка».
Вопреки жизнерадостности песни группы «Чили» «Кошка», в клипе на нее представлена совершенно невеселая история о мужчине-тиране, превратившем любимую в куклу, исполняющую все желания. Но, несмотря на серьезность ситуации, ролик получился очень комичным, ведь роль избалованного деспота сыграл участник команды КВН «Уездный город» Евгений Никишин. А «рыжей кошкой», сумевшей вырваться из-под подчинения, стала, конечно же, Ирина Забияка — солистка коллектива: «Я так хотела тела-тела рыжей кошки, ходить по крыше краю-краю лап немножко».
Романтичное видео на песню «Котик» стало четвертым русскоязычным клипом победителя музыкального конкурса «Евровидение-2009» Александра Рыбака. Напомним, музыкант белорусского происхождения, представлявший Норвегию, набрал максимальное количество баллов в истории конкурса на тот момент.Возвращаясь к «Котику», отметим, что песня была написана примерно годом-двумя ранее и ждала своего часа. Режиссером видео стал Рустам Романов, с которым Рыбак в последующим продолжил сотрудничество, сняв через год клип на песню «Люблю тебя как раньше». И, конечно же, в «Котике» нашлось место так очаровавшей слушателей еще во время «Евровидения» скрипке. По словам, автора и исполнителя, эта композиция — признание «от всех парней всем девушкам мира»: «Давно решил, что не влюблюсь я больше никогда, и тут явилась ты, мой котик, котик, котик, котик».