Майкл Джексон — поп-идол, выдающийся артист, музыкант и танцор. Его фирменный стиль ежегодно копируют миллионы подражателей, клипы гениальны и проникновенны, хореография уникальна и доведена до совершенства, а новаторство во всех сферах проявления таланта Майкла Джексона поражает. В августе 2023 года музыканту исполнилось бы 65 лет. Предлагаем вашему вниманию рейтинг топ-10 песен Майкла Джексона.
«Billie Jean» — второй сингл с шестого студийного альбома «Thriller» (1982), ставший одной из самых популярных композиций поп-иконы и символом его фирменного стиля. Именно на презентации «Billie Jean» Майкл Джексон впервые продемонстрировал свою знаменитую «лунную походку» и образ с белой перчаткой, расшитой стразами.
Трек написан Майклом Джексоном и спродюсирован совместно с Куинси Джонсом.
По утверждению артиста, опытный продюсер не распознал в «Billie Jean» будущий мировой хит и предлагал его переделать, но Джексон настоял на первоначальном варианте и оказался прав.
Текст песни основан на реальных событиях из жизни исполнителя и его братьев, которых постоянно преследовали фанатки. Певец рассказывал, что Билли Джин, о которой поется в песне, — это собирательный образ девушки, утверждающей, что он является отцом ее ребенка.
«Billie Jean» стала мировым хитом, взлетев на первые строчки чартов и принеся Джексону две премии «Грэмми».
Клип на песню стал первым музыкальным видео темнокожего исполнителя, которое попало в активную ротацию популярного телеканала MTV. Это событие стало революционным и открыло путь на телевидение многим другим талантливым темнокожим артистам.
Еще один культовый хит Майкла Джексона с одноименного альбома «Thriller», который остается самым продаваемым альбомом всех времен.
Песня была написана британским музыкантом Родом Темпертоном. Изначальное название «Starlight» сменилось на практически противоположное, когда продюсер трека Куинси Джонс предложил Темпертону придумать наименование для всего альбома.
Клип «Thriller» спустя сорок лет не теряет своей популярности: на июнь 2023 года на официальном Youtube-канале Майкла Джексона ролик набрал более 900 млн. просмотров.
14-минутное видео выглядит как настоящий хоррор-фильм в стиле 1950-х. Также в видео присутствует массовая хореография, которая впоследствии стала одной из отличительных особенностей клипов Джексона.
«Исходя из моих личных убеждений, я хочу подчеркнуть, что этот фильм никоим образом не поддерживает веру в оккультизм», — гласит текст, появляющийся перед началом видео.
Певец был вынужден вставить его в клип, так как лидеры религиозной организации Свидетели Иеговы, членом которой Джексон с детства являлся, усмотрели поклонение демонам и угрожали исключением из сообщества.
В 2020 году песня была признана синглом с наибольшими продажами в США.
«Black or White» была выпущена в 1991 году и ознаменовала новую волну популярности Джексона со времен «Billie Jean».
Текст песни обращает внимание на проблемы расового неравенства и призывает к единству.
На момент записи песни Джексон сотрудничал с продюсером Биллом Боттреллом. Он активно участвовал в поиске оригинального звучания с использованием новых технологий и сэмплов. Исполнение рэп-секции Боттреллом звучит во второй половине композиции, хотя изначально для записи планировали пригласить одного из популярных тогда рэп-исполнителей. Услышав демозапись, Джексон настоял на версии, выбранной продюсером.
Гитарное соло в полной версии «Black or White» сыграл известный американский рок-музыкант, гитарист группы Guns N’ Roses Сол Хадсон, известный как Слэш.
При создании клипа Майкл Джексон также проявил креативность и нестандартный подход к съемкам. Клип был снят с использованием самых последних достижений в области компьютерной графики, в том числе морфинга, и стал одним из самых дорогих музыкальных видеоклипов в истории.
«Beat It» — очередной хит, рожденный в сотрудничестве Майкла Джексона и продюсера Куинси Джонса. Песня в стиле рок-музыки направлена на прекращение насилия и призывает к мирному разрешению конфликтов.
Один из наиболее известных элементов этой песни — гитарное соло Эдди Ван Халена (бывшего гитариста хард-рок-группы «Van Halen»), записанное им абсолютно безвозмездно. Оно делает «Beat It» одной из самых узнаваемых песен Майкла Джексона.
После релиза трек сопровождал ролики социальной рекламы по борьбе с вождением в нетрезвом виде, за что исполнитель получил награду в Белом доме от Рональда Рейгана.
В клипе Джексон выступает в роли миротворца и предотвращает неизбежное противостояние двух враждующих уличных банд. Для достоверности происходящего в видео на съемки были приглашены 80 настоящих бандитов из афроамериканских группировок.
«Beat It» была положительно принята как слушателями, так и критиками, а также была отмечена престижными наградами: «Грэмми» и «American Music Awards».
Песня родилась из желания Джексона записать композицию на гангстерскую тематику. В основу «Smooth Criminal» легла композиция «Al Capone», написанная ранее.
«Smooth Сriminal» начинается со звуков дыхания и мгновенно узнаваемого бита, который с помощью синклавира был создан из сердцебиения певца.
В тексте песни упоминается знаменитое «Annie, are you OK? Are you OK, Annie?». Подобные фразы используются для проверки сознания на курсах по оказанию первой медицинской помощи. Кукла «Resusci Anne» для обучения навыкам реанимации хранилась на студии, где Майкл Джексон записывал свой альбом.
Также трек известен своим видеоклипом, который был снят в формате короткометражки. Для съемок певец выбрал образ гангстера 1930-х годов, подражая своему кумиру Фреду Астеру — величайшему мастеру музыкального жанра в кино.
Впервые в клипе на «Smooth Сriminal» Джексон продемонстрировал свой знаменитый «антигравитационный наклон»: исполнитель наклонялся вниз всем телом на прямых ногах до угла 45 градусов к поверхности пола. Позднее для использования наклона в концертных турах, Джексон и его команда разработали и запатентовали специальные удерживающие ботинки.
Идея написания песни пришла Джексону после прочтения им статьи об убийстве полицейским подростка-афроамериканца. История стала основой не только для текста, но и сценария клипа.
Певец объяснял, что употребляет слово «bad» в значении «крутой», а не «плохой». Изначально Джексон планировал записать трек дуэтом с Принсем. В те годы между исполнителями было напряженное соперничество и обмен фразами «Who’s bad?» («Кто круче?»), которые употребляются в песне, мог ярко проиллюстрировать их отношения. Но Принс от сотрудничества отказался.
В «Bad» используется звучание электромеханического органа Хаммонд, который дополняет звуковой ряд.
Композиция сопровождает рекламные ролики компании Pepsi с Майклом Джексоном в главной роли, а также используется в видеоигре «Michael Jackson’s Moonwalker», созданной по мотивам одноименного фильма.
Клип на песню снял знаменитый режиссер Мартин Скорсезе. Полное музыкальное видео длится 18 минут, в нем используется некоммерческая версия песни. В ротацию на телевидении вошла сокращенная, 4-минутная, версия клипа.
Полное видео получило награды различных престижных премий, в том числе как самый продаваемый альбом солиста-мужчины в Великобритании, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса. Видео было высоко оценено критиками как одно из самых знаковых и величайших видео всех времен.
Песня Майкла Джексона с его восьмого студийного альбома «Dangerous» (1991). Она была записана в сотрудничестве с продюсером Тедди Райли в стиле ритм-н-блюза.
«Remember the Time» — ностальгическая композиция, в которой артист поет о том, что скучает по своей бывшей возлюбленной и вспоминает те моменты, когда они были вместе. Композицию Джексон посвятил Дайане Росс, в которую был влюблен с детства и искренне надеялся жениться на ней. В свою очередь, Дайана не воспринимала всерьез намерения юного музыканта и вышла замуж за другого, чем разбила сердце Майкла.
Видеоклип на «Remember the Time» также входит в список самых дорогих клипов в истории и снят в стилистике Древнего Египта. В видео задействованы только темнокожие артисты, а также присутствуют популярные афроамериканцы: актер Эдди Мерфи, топ-модель Иман, баскетболист Мэджик Джонсон. Тем самым Джексон в очередной раз постарался привлечь внимание к существующему расовому неравноправию, историческому наследию Африки и ее народов.
Песни Майкла Джексона отличаются своими запоминающимися и необычными битами. «They dont care about us» — не исключение. А бридж композиции состоит из более чем трехсот аудиодорожек с разнообразными ударными, что создает уникальное звучание.
Основной темой трека является социальная несправедливость и расизм. В тексте песни Джексон обвиняет политиков в безразличии к судьбам неимущих граждан, в ущемлении их прав.
В ходе создания песни артист столкнулся с критикой и обвинениями в антисемитизме, в результате чего ему пришлось изменить некоторые текстовые строки. Однако из-за шумихи вокруг песни радиостанции все равно отказывались брать ее в ротацию, и в итоге в США «They dont care about us» не стала такой популярной, как в Европе.
На песню было снято два видеоклипа — бразильская и тюремная версия. Первая была снята в одной из трущоб Рио-де-Жанейро режиссером Спайком Ли. По сюжету ролика Джексон прогуливается по фавеле, общается с ее жителями и танцует под барабаны. Губернатор Рио долго не давал согласие на проведение съемок, считая, что демонстрация неблагополучного района повредит имиджу города и власти. Съемки состоялись, но провокационный клип подвергли цензуре на телевидении.
После выхода видео власти Рио обратили внимание на насущные проблемы в трущобе и искоренили наркоторговлю. На месте съемок в 2010 году в знак благодарности музыканту установили памятник.
Джексон остался недоволен результатом съемок первой версии и принял решение снять другой вариант в одной из тюрем Нью-Йорка. В клипе главный герой поднимает бунт вместе с сокамерниками и требует восстановления справедливости. Кадры чередуются с документальными материалами, демонстрирующими избиение и насилие над арестантами. Тюремная версия клипа так и не попала на телеканалы.
Песня, которая совмещает в себе различные жанры, такие как соул, поп и госпел, была написана для Майкла Джексона Саидой Гарретт и Гленом Баллардом.
Текст песни посвящен социальному неравенству и необходимости изменить мир, начав с изменения с самого себя. Музыкант поет о том, что каждый из нас должен внести свой вклад в создание лучшего будущего, принять ответственность за свои поступки и поведение. В песне звучат философские отрывки, в которых Джексон говорит о том, что должен изменить в себе, чтобы стать лучшим человеком и лучшим гражданином мира.
Певец хотел создать душераздирающий видеоклип на «Man in the Mirror», чтобы лишний раз напомнить людям о проблемах общества. Ролик был смонтирован режиссером Дональдом Уилсоном из кадров новостных репортажей: в нем демонстрируются кадры голода, бедности африканских народов, войн.
Сингл и клип получили престижные музыкальные награды, а доходы с продаж «Man in the Mirror» были отправлены на благотворительность.
Идея песни пришла в голову Майклу Джексона за семь лет до ее выхода: в 1988 году во время гастролей по Австрии. В то время в СМИ часто поднимался вопрос экологии — вырубка амазонских лесов, разлив нефти в океанах, последствия войн. Чувствительная натура Джексона не могла оставить без внимания столь важную тему.
Изначально композиция называлась «What About Us», ее демоверсия была записана во время подготовки альбома «Dangerous» (1991). Джексон планировал записать 13-минутный трек, состоящий из трех частей: оркестрового вступления, основной части и стихотворения «Планета Земля».
В поиске идеального звучания Джексон сотрудничал с дирижерами, христианским хором Андре Крауча, бас-гитаристом Гаем Праттом. Но к выходу альбома «Dangerous» певец посчитал композицию незавершенной.
На момент начала записи следующего альбома «HIStory» работа над песней продолжилась: в кульминацию добавилось большое звучание духовых инструментов, а также Джексон перезаписал вокал, используя сильное нарастание мощности звука и напряженности.
В песне Майкл Джексон призывает общественность обратить внимание на проблемы экологии, задуматься о роли людей в сохранении природы и ответственности за планету.
Клип был снят на четырех континентах: в тропических лесах Амазонки, на месте боевых действий в Хорватии, в деревне народа масаи в Танзании и в пригороде Нью-Йорка на пожарище.
В клипе демонстрируются негативные действия человека, разрушающие природу. Во время припева люди падают на колени, понимая свои ошибки, и природа восстанавливается.
«Earth Song» — настоящая песня Земли, гимн экологии и охраны окружающей среды, призывающий никогда не забывать о том, что наша планета — живая и требует бережного отношения к себе.