«Руке Вверх» – самая популярная российская группа 90-х. В 2006 году коллектив покинул Алексея Потехин, Сергей Жуков какое-то время выступал под собственным именем, а затем вернулся к раскрученному бренду. С 2008 года «Руки Вверх» – это и есть Сергей Жуков, который, как и 25 лет назад собирает стадионы. Вспомним 15 лучших песен «Руки Вверх», хотя мы их и не забывали.
Песня «Студент» – с дебютного альбома «Дышите равномерно», а клип на нее – второй в истории группы. «Мы двое с тобой, мы не разлей вода. У нас два разных пути и разная судьба», – эти строки поклонники «Руки вверх» помнят и по сей день.
Во время съемок клипа чуть не приключилась трагедия: в то время, как Сергей Жуков находился в бассейне (это было нужно по сюжету), кто-то задел тяжелый осветительный прибор, и подключенная к сети лампа начала падать в воду. В последний момент агрегат успела поймать девушка, сыгравшая в клипе главную героиню.
Кстати, о главной героине – она была выбрана случайным образом из массовки прямо в день съемок, так как модель, предварительно утвержденная на эту роль, просто не пришла. «С тех пор ее так никто и не видел», – полушутя-полусерьезно отметили несколько лет спустя Жуков и Потехин.
Песня «Крошка моя» о нелегкой участи солдата-срочника, вошедшая в альбом «Сделай погромче!», звучала из каждого утюга, без нее не обходилась ни одна дискотека. Благодаря дикой популярности («Крошка моя, я по тебе скучаю, я от тебя письма не получаю», – подпевали все хором на этих самых дискотеках громче самого Жукова), история песни обросла романтичными деталями. Якобы в основе композиции – личная трагедия исполнителя. Еще один тиражируемый в Сети вариант – лирический герой «Крошки» списан с друга Жукова, которого во время службы в армии бросила возлюбленная. Оказалось, все намного прозаичнее.
«Мы делали «Крошку», и нам не хватало одного слова. Долго думали, какое слово подставить, – рассказал в одном из интервью Сергей Жуков. – Там есть фраза: «Ждет солдат от вас письма». Мы думали: «ждет шахтер от вас письма», «ждет диджей от вас письма», «ждет танцор», «ждет повар»… Мы подставляли слова и поняли, что на самом деле кто может ждать письма больше всех на свете? Солдат, который только и живет этими листочками бумаги и свиданиями. Поэтому мы сразу, даже не раздумывая, поставили слово «солдат», и уже это слово изменило всю песню. Если бы этого слова не было, то можно было бы солдатскую тему не развивать».
Сценарий клипа на эту песню Жуков и Потехин придумали сами. Кстати, большая его часть снята в настоящей (не бутафорской) воинской части.
Песня, ставшая в свое время одной из любимых композиций для медленных танцев на всех дискотеках и поводом для признаний в любви во время концертов. Однако у самих тогдашних участников «Руки вверх» иные ассоциации с ней. По словам Сергея Жукова, во время одного из выступлений коллектив решил пошутить над Алексеем Потехиным, прикрепив к клавишам его инструмента скотч липкой стороной вверх. Потехин вышел на сцену, нажал на клавиши и, естественно, приклеился. По воспоминаниям, Алексей пытался «освободиться» незаметно для публики: «Прыгал вокруг клавиш в такт и выражался нелитературно, стараясь все же попасть в артикуляцию песни».
Мало кто знает, что в грустной песне про юную девушку, пустившуюся во все тяжкие, первоначально был другой текст – более откровенный и местами жесткий. Его автором является Сергей Высотин, написавший композицию еще в далеком 1987 году. В оригинальном варианте стихотворения есть такие фразы, как «постельная игрушка», «они же плюют тебе вслед» (вместо более обтекаемого «они же смеются в ответ»), а припев звучал так: «Чужие губы тебя ласкают, чужие руки уложат в постель, в чужих объятьях лежишь нагая, чужая стала сама себе».
Однако такая «подача» песни показалась тогдашней администрации группы чересчур пошлой, и было принято решение переписать наиболее «острые» моменты. По сути, нетронутым остался только первый куплет, все остальное было сглажено. Новый припев стал звучать так, привычно нам: «Чужие губы тебя ласкают, чужие губы шепчут тебе, что ты одна, ты одна такая, чужая стала сама себе». Однако и в этой форме песню непросто было продвинуть в ротацию.
Но народная любовь сделала свое дело, и теперь «Чужие губы» поют и футбольные болельщики на стадионах, и солдаты на строевой подготовке (говорят, ритм очень подходит для того, чтобы под него маршировать).
Те, кто слышал звучавшую в свое время отовсюду песню «Назови его как меня» («Сынишка»), вошедшую в альбом «Без тормозов», но не видел клип на нее, задавались вопросом: о чем эта композиция? То есть общая сюжетная канва понятна – трагичное расставание пары влюбленных, ожидающих ребенка. Но что за препоны судьбы такие, заставляющие лирического героя песни бросить близких на произвол судьбы и где-то страдать в одиночестве: «Видишь меня в последний pаз – я ухожу, с тобой пpощаясь»? Хотя легкий намек на обстоятельства в тексте все же есть: «Пyсть нахожyсь далеко от вас — так я плачy за свои ошибки».
Смысл композиции объяснил сам Жуков: «Это история про тех ребят, которые сидят в тюрьмах и на зонах. Хотелось бы, чтобы они услышали нашу песню, и им стало легче на душе. Вообще в нашей стране, где целые поколения сидели в лагерях и тюрьмах, это очень больная тема, которая никак не затронута в поп-музыке – только в шансоне и всяких блатных песнях». По мнению исполнителя, клип на эту песню получился достаточно мрачным, но так и было задумано.
Кстати, о клипе – интересно, что главные роли в нем сыграли знаменитые ныне актеры Елена Захарова и Александр Носик.
«Ты, ты осталась одна так тебе и надо. Ты никому не нужна…» – большая часть клипа на эту песню снималась на пустыре на окраинах Питера в условиях крепкого мороза и почти ураганного ветра. По задумке, в кадре должно было быть по минимуму поющих лиц Жукова и Потехина и по максимуму – истории о том, как парень не совсем приемлемыми, а порой и откровенно хулиганскими способами добивается внимания возлюбленной, а в конце спасает ее из взорвавшейся машины.
Кстати, сцена со взрывом получилась со второго дубля – первый вышел недостаточно убедительным. Второй оказался в меру зрелищным, но его чуть не запороли сначала пожарные, сразу же бросившиеся тушить огонь, а затем – местные жители, испуганные громким хлопком. Правда, у последних испуг вскоре сменился на счастье от возможности получить автографы участников любимой группы.
Этот клип из-за примененного спецэффекта и новых по тем временам графических технологий ребята называли своим первым крупнобюджетным, однако до конца так и не остались им довольны. «В клипе, в основном, получились мы, поющие на фоне белой посудины, а история про парня и девушку вообще стала совершенно непонятной: вкрапления получились эпизодическими, единой истории нет», – считает Сергей Жуков.
«Алешка» – эта песня, вошедшая в альбом, «Здравствуй, это я…», часто звучала на школьных дискотеках в начале нулевых в качестве медленного танца. И пока из динамиков раздавалось страдальческое: «Любишь ты Алешку больше, чем меня, об Алешке ты мечтаешь зря…», на танцполе завязывались и разрушались школьные романы.
На эту композицию было снято целых два клипа. Первый вариант был в стиле ретро. Действие в нем происходит в 70-е годы в одном из ресторанов. Вечер превращается в пьяное застолье с драками под аккомпанемент поющего про Алешку со сцены Жукова, который не отрывает взгляд от блондинки, делящей столик со своим спутником. В общем, очевидная любовная трагедия.
Для съемок в Питере был найден ресторан, время в котором будто бы остановилось, — настолько внутренняя обстановка соответствовала эпохе застоя; подобран оригинальный реквизит, включая бутылки вина и портвейна того времени. Клип был снят за пять часов, но, по некоторым данным, не обошлось без жертв: один из актеров массовки, который в кадре должен был прикуривать папиросу, из-за большого количества дублей попал в больницу с интоксикацией.
И вот песня набирает популярность, клип к ней снят, и… Телеканалы отказываются ставить его в эфир, считая абсолютно неформатным. Тогда на скорую руку был сделан второй вариант — более нам привычный, смонтированный из отрывков концертных записей. Но оригинальную версию по-прежнему можно найти в Интернете.
Клип снимался в Сочи в апреле и, как и песня, не наполнен особым смыслом. Но и цель у него была соответствующая. «У нас не было глобальной идеи: мы просто хотели передать на пленке вкус весеннего ветра, брызги солнца и танцы морских волн», – пояснил Жуков.
Для создания танцующей массовки было набрано два десятка моделей. Три из них приехали из Питера, остальные были местными, сочинскими. И вот ведь незадача: девушки из северной столицы оказались куда загорелее южных «коллег», и этот контраст был очень заметен в кадре. Ситуацию спасло масло для загара, которым для достижения эффекта экспресс-загара намазали бледнокожих моделей.
Вообще, по воспоминаниям Жукова и Потехина, съемки оказались непростыми из-за того, что полуобнаженные красотки как магнит притягивали к себе внимание зевак. Так, например, одной из локаций был сочинский дендрарий, где девушки разлеглись перед камерами топлесс, прикрываясь цветами. В результате съемочная группа устала отгонять посторонних людей.
Последние кадры клипа снимались на засыпанной песком и замаскированной пальмовыми листьями платформе самосвала, ползущего по перекрытой полосе «серпантина». Ситуация была близка к аварийной, потому что остальные участники дорожного движения притормаживали, сигналили и всячески не давали забыть о своем «присутствии». Однако, как мы знаем, закончилось все хеппи-эндом. «У нас еще не было настолько веселого, яркого, жизнеутверждающего и сексуального клипа!» — был уверен тогда Сергей Жуков.
Кстати, в 2021 году «Руки вверх» и Vavan (Владимир Селиванов) представили новую версию песни «Ай-яй-яй». От оригинального варианта в ней остался только припев, но, по мнению исполнителей, новая аранжировка и новые куплеты должны вдохнуть новую жизнь в этот хит.
Песня «18 мне уже», вошедшая в альбом «Не бойся, я с тобой!», в свое время была негласным гимном выпускников школы – мол, теперь-то начнется настоящая жизнь. И зажигательный, а местами даже немного пикантный клип, где, кстати, засветилась тогда еще никому не известная модель, а ныне знаменитая актриса Светлана Ходченкова, поддерживал соответствующие настроения молодежи. В 2001 году песня получила «Золотой граммофон», и, кажется, не теряет популярности до сих пор.
В 2020 году этот хит перепел блогер Кирилл Нечаев, а в 2021-м его юный коллега Егор Шип.
Песня «Он тебя целует», вошедшая в альбом «Конец попсе, танцуют все», получила неимоверную популярность, немалый вклад в которую внес провокационный клип. «Руки Вверх» тогда знатно хайпанули.
Главную роль в клипе исполнил травести-артист Анатолий Евдокимов. Поначалу он отклонял предложение о съемках – его шокировала толпа народа, составлявшая съемочную группу, и наличие в клипе пикантных сцен. Однако в конце концов он сдался – и не пожалел. Во-первых, на следующий день после выхода клипа он проснулся знаменитым. Во-вторых, у него сложились теплые отношения с Сергеем Жуковым, который старался продвигать его талант перевоплощения в массы, и Евдокимова стали активно приглашать на разного рода корпоративы. В настоящее время Анатолий руководит целым травести-шоу.
Строго говоря, это песня не «Руки Вверх», а сольное творение Сергея Жукова – оно вышло в тот период, когда старая группа распалась, а писать и исполнять в одиночестве под прежним названием Жуков еще не начал. Песня вошла в альбом «Территория. Нежность». Но поклонники неизменно ассоциируют ее с группой «Руки вверх» (и по сути так оно и есть) и самозабвенно подпевают: «И каждую минуту ты рядышком как будто. Ну где же ты? Услышь скорей меня!»
По словам Сергея, композиция была написана несколькими годами ранее и ждала своего часа. Однако на волне любви к R&B музыке, захлестнувшей в тот период аудиторию, ее было решено переделать именно в этой стилистике. «Будучи в Чикаго, я пригласил известного рэппера Грэвити для участия в создании этой песни, и материал, который получился, превзошел все мои ожидания!» — рассказал тогда Сергей.
Кстати, песня была записана в двух вариантах: в дуэте с группой «Диамант» и сольно самим Жуковым. В альбом вошел второй вариант.
Песня была выпущена в качестве сингла к 20-летию группы, а клип на нее стал настоящим подарком для тех, кто в 90-е и нулевые зажигал на дискотеках, ведь, помимо самого Сергея Жукова, в нем снялись и другие кумиры той эпохи: Андрей Григорьев-Аполлонов (рыжий из «Иванушек International»), Алексей Рыжов («Дискотека Авария»), Стас Костюшкин (бывший участник распавшейся группы «Чай вдвоем»), DJ Грув и Шура. По некоторым данным, этот список должны были дополнить Андрей Губин и Филипп Киркоров, но и без них восторг поклонников, чья молодость выпала на расцвет популярности перечисленных звезд, просто зашкаливает.
По сюжету, действие происходит в доме престарелых, где ночью организуется масштабная тусовка пенсионеров. Кстати, чтобы состарить Жукова и компанию на 30 лет, гримерам приходилось часами колдовать над их лицами. Однако получилось весьма правдоподобно — однажды заскочившая на съемки супруга Сергея была напугана внешним видом мужа.
Уже в первые сутки после выхода количество просмотров клипа на YouTube перевалило за миллион, а в настоящее время их более 74 миллионов. Песня наполнена легкой ностальгией по ушедшему времени и в то же время полна оптимизма: «И пусть годы летят, их уже не вернешь, и пусть уже других кумиров любит молодежь…»
Песня вышла в самом начале 2017 года в качестве сингла, и изначально снимать на нее клип не планировалось. Но композиция настолько «зашла» фанатам, что несколько месяцев спустя было решено дополнить ее видеорядом, да не простым, а очень атмосферным: действие клипа происходит параллельно под заснеженным Питером и на острове Самуи в Таиланде. Кстати, главную мужскую роль в нем сыграл блогер и путешественник Сергей Потанин.
Отметим, что Сергей Жуков сразу предупредил поклонников: в основе композиции про предательство – не личный опыт, а, к сожалению, довольно распространенная жизненная история: «Забери ключи и отдай их тому, кого ты у меня за спиной обнимаешь».
Клип на эту песню снимался аж в Голливуде и наполнен кучей визуальных эффектов – здесь лазерные лучи, игра света, переплетение геометрии и абстракции, огонь, зеркала. В общем, полный выход из зоны комфорта для тех, кто привык к сюжетным линиям и стандартным лав-стори.
«Такого вы еще точно не видели, это абсолютно новый для нас формат видео, я бы даже сказал, это будет нечто космическое. Этой работой хочется поделиться с вами. Клип действительно заставляет задуматься. Возможно, кому-то он расскажет о правильной светлой грусти, кому-то даст понять, что нельзя всегда держать плохое в себе, а кого-то, наоборот, заставит перестать плакать», – так анонсировал новый ролик Сергей Жуков на своей странице в соцсети.
Эксперимент оказался более чем удачным, и уже несколько ней спустя после выхода клипа поклонники дружно напевали: «Но дом наш опустел, и слезы на твоем лице, ты плачешь в темноте…»
И снова любимый Жуковым прием: наполненная трагизмом история в песне и полный юмора и неожиданных сюжетных поворотов клип, который по своему хронометражу (аж восемь минут!!!) и композиции напоминает минифильм. Сам Жуков в преддверии выхода ролика в соцсетях подогревал интерес аудитории, анонсируя его как «драматический блокбастер», «новый боевик» и «самый мистический клип в истории группы «Руки вверх». Также он снабдил видео практически слоганом: «В каждой женщине есть то, о чем лучше не знать никому…»
По сюжету, на домашних посиделках друзья незамужней героини Федункив пытаются сосватать ее за нового в компании человека (Жукова), в то время как в квартире есть тайная комната, где хозяйка держит в пленниках отказавших ей мужчин: Малохольного (Стас Костюшкин), Тарзана (Сергей Глушко), Укротителя (Аскольд Запашный) и уголовника Зазу Сухумского (Михаил Галустян). С такой звездной командой (в ролике также снялись Максим Киселев, Женя Искандарова, Анна Асташкина) клип был обречен на успех.
«В нашем новом видео мы смогли показать вам, что есть не только красивые места на Ибице, в модных ночных клубах, лимузинах, что жизнь не заканчивается только на этом – в Москве и крупных городах, а еще есть настоящая жизнь – жизнь, которой живут миллионы людей в каждой точке нашего большого земного шара», – пояснил Жуков во время съемок.