В нашем хит-параде – все условия для настоящей русской зимы: здесь идет «Снег» Филиппа Киркорова», «Звенит январская вьюга» из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию», грезится «Зимний сон» Алсу и многое другое. Так что «остаемся зимовать» под 20 лучших песен о зиме.
Эта песня воспринимается слушателями как народная. Однако у нее, возможно, есть автор. Жена первого исполнителя песни Александра Уварова – солистка Воронежского русского хора Мария Морозова-Уварова – утверждала, что именно она написала эту песню в 1954 году для дуэта с мужем. Но во время записи песни на грампластину авторство по ошибке не было зафиксировано. Мария Павловна не стала через суд добиваться прав на песню, однако вернулась к этому вопросу в 2008 году. Правда, вновь неудачно – свидетелей, которые могли бы доказать ее правоту, к тому времени уже не осталось в живых.
Песня прозвучала в 1968 году в кинофильме «Хозяин тайги». Исполнивший ее актер Валерий Золотухин сам дописал последний куплет: «Я вернусь домой на закате дня, обниму жену, напою коня…»
«А снег идет, а снег идет, и все вокруг чего-то ждет…» – эта песня в исполнении Майи Кристалинской прозвучала в кинофильме «Карьера Димы Горина». Интересно, что картину снимали тогда еще студенты режиссерского факультета ВГИКа Лев Мирский и Фрунзе Довлатян, а в качестве композитора они пригласили Андрея Эшпая.
Изучив сценарий, тот написал незатейливую, но очень жизнерадостную, оптимистичную мелодию и отправился с ней к поэту Евгению Евтушенко. Последний был очень впечатлен и сразу же сочинил стихи на нее.
Эта песня в исполнении Эдуарда Хиля впервые прозвучала в марте 1970 года в эфире Всесоюзного радио, но осталась незамеченной слушателями – редакция впоследствии не получила ни одного письма-отклика на новинку. Казалось бы, полный провал. Однако Хиль просто так не сдался и начал думать над тем, как иначе преподнести песню, чтобы она заиграла новыми красками, – речь шла о вариантах аранжировки.
И вот 1 января 1971 года на новогоднем «Голубом огоньке» страна услышала обновленную «Зиму» – задорную, удалую, лихую: «У леса на опушке жила зима в избушке. Она снежки солила в березовой кадушке…» И так она пришлась всем по душе, что затем перекочевала на фестиваль «Песня года», следом – на школьные уроки музыки и в дома жителей всего СССР – на пластинках.
Есть версия, что текст песни является искусно выполненным Сергеевым Островым переводом стихотворения испанского поэта Хавьера Линареса, ушедшего на фронт добровольцем и в 1941 году попавшего в русский плен. Суровая зима оставила в душе теплолюбивого испанца такой глубокий отпечаток, что впоследствии он сохранил его в мрачных строках, полных безысходности и страха. Однако официального подтверждения этого факта нет.
«Звенит январская вьюга, ливни хлещут упруго…» – наверняка, многие сейчас пропели эти строки из знаменитой комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Работой над песней, которую в кадре якобы исполняла героиня Натальи Селезневой, велась достаточно долго. Во-первых, необходимо было написать «жизнерадостную песню», передающую настроение картины. Задача была поставлена перед композитором Александром Зацепиным и поэтом Леонидом Дербеневым. И если с музыкой все решилось довольно быстро, то над словами к песне пришлось побиться.
Следующий этап – поиск исполнительницы, чьим голосом будет петь в кадре героиня – киноактриса Зинаида Михайловна. Изначально ею должна была стать София Ротару, но ее узнаваемый голос с фирменной «хрипотцой» не подходил к образу Зины. И тогда выбор пал на Нину Бродскую. Причем непременным условием ее участия в записи стало то, чтобы ей не предъявлялись никакие требования относительно манеры исполнения. Авторы фильма доверились певице, и получилось то, что получилось, – практически шедеврально.
Эта песня является одной из самых узнаваемых из советских кинофильмов, и впоследствии ее перепело немало исполнителей: Жанна Фриске, «ВИА Гра», София Ротару и другие.
История песни началась с того, что композитор Сергей Березин сочинил красивую мелодию и понял, что она должна стать песней. За помощью в ее «рождении» он пришел к Михаилу Таничу, но того не оказалось дома, и гостя приняла жена (ныне уже вдова) известного композитора, забрала кассету и пообещала передать супругу просьбу. Но обстоятельства сложились так, что у Михаила Исаевича руки так и не дошли до этого материала. И чтобы не подвести композитора, Лидия Николаевна попробовала написать текст сама.
Отметим, что она уже давно писала стихи, но не на широкую публику, а «в стол», поэтому то впечатление, которое ее строки могли произвести на Березина, ее сильно тревожило. Однако композитор «сразу понял, что это шедевр». «Снег кружится» стал первой известной песней, написанной в соавторстве с Козловой.
Свое влияние на звучание песни, к которому мы привыкли, внес и первый ее исполнитель – солист ВИА «Пламя» Юрий Петерсон. Первоначальный темп мелодии показался ему слишком быстрым, и он предложил его замедлить, чтобы «синхронизировать» с тем, как обычно падает снег. И идея себя оправдала.
«И уносят меня, и уносят меня в звенящую снежную даль три белых коня, эх, три белых коня: декабрь, январь и февраль», – песня прозвучала в новогодней музыкальной киносказке «Чародеи» режиссера Константина Бромберга. Его сценарий был написан по мотивам повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», но назвать его полной экранизацией нельзя. По сюжету, звонкую, полную задора песню исполняет младшая сестренка главного героя – Нина Пухова. Но детский фальцет, записанный для кинофильма, на самом деле принадлежит Ларисе Долиной.
«Зимний сад» – так назывался альбом Алексея Глызина с одноименной песней, ознаменовавший начало самостоятельного творчества исполнителя (ранее он выступал в составе различных коллективов: «Ритм», «От сердца к сердцу», «Веселые ребята»). Сама же песня о любви, расставании и надежде вышла годом ранее. И альбом, и конкретно песня «Зимний сад» имели невероятный успех. На концертах зрители распевали эту лиричную композицию хором. В 1989 году она становится лауреатом песни года: «Зимний сад, зимний сад белым пламенем объят — ему теперь не до весны…»
Анжелика Варум вспоминает, что песня «Зимняя вишня родилась в творческих муках: в свои 27 лет исполнительница внезапно осознала, что устала от поп-музыки и хочет чего-то более серьезного, на что ее родитель, являющийся композитором многих ее песен, терпеливо попросил сначала записать композицию, которая непременно станет хитом, а дальше делать, что хочется. Этой композицией и была «Зимняя вишня», которая затем вошла в одноименный альбом – пятый по счету. С течением лет песня не теряла популярности.
Сам Андрей Губин, являющийся и автором, и исполнителем этой композиции (Клементьев – его настоящая фамилия), называет ее «объединением поп-хита и считалочки». Причиной является некая «четочность» припева, которую, по его словам, некоторые коллеги ставили ему в укор. Однако самого Губина, преднамеренно добивавшегося такого эффекта, все устраивало.
На своей странице в соцсети он рассказывал, что идея композиции появилась в доме у его родителей в селе Никольское. В частности, там родилась ставшая впоследствии узнаваемой строчка: «Зима-холода, одинокие дома…» На написание остальных строк и шлифовку музыки ушли месяцы. У автора вызывала сомнение строчка: «За белой стеной мы останемся с тобой». Но после одобрения отца было решено ее не трогать.
По словам Губина, «Зима-холода» навеяна песней «Где-то» группы «Иванушек International»: «В общем, конечно же, я не пытался повторить песню Матвиенко, а пытался поймать некое похожее настроение романтики и полета».
По словам Земфиры* (признана минюстом РФ физлицом – иностранным агентом), эта песня имеет для нее особое значение – именно с этой композиции начинается ее творческий путь. «Снег» Земфира* написала, еще работая на одной из музыкальных радиостанций в Уфе. В 1997 году начинающая автор и исполнительница сколотила команду и отправилась на фестиваль «Максидром».
С собой у нее была кассета с демозаписями трех песен, одной из которых и был «Снег». Эту кассету Земфира* дала для ознакомления журналистам, которые, в свою очередь, передали ее продюсеру группы «Мумий Тролль» Леониду Бурлакову. Того зацепили эти песни, и он решает записать альбом. Так увидела свет дебютная пластинка автора и исполнительницы, носящая ее имя. И «Снег», конечно, туда вошел: «Я ворвалась в твою жизнь, и ты обалдела. Я захотела любви – ты же не захотела…»
«В тот день, когда ты мне приснился, я все придумала сама. На землю тихо опустилась зима», – песня с этими строками стала первым хитом начинающей певицы Алсу и поныне считается ее визитной карточкой. Многие помнят и клип, где героиня 15-летней исполнительницы с детскими косичками и в обнимку с плюшевым мишкой мечтает об ухажере своей матери (к слову, их сыграли Сергей Маковецкий и Елена Яковлева). А режиссером ролика выступил Юрий Грымов – достаточно известный по тем временам клипмейкер.
Идея же сделать некую интерпретацию набоковской «Лолиты» (кстати, эта книга мелькает в кадре) принадлежала продюсеру Валерию Белоцерковскому, и сама Алсу, на тот момент знакомая с сюжетом только по фильму Эдриана Лайна, вышедшего двумя годами ранее, поначалу это начинание не оценила. Но когда выяснилось, что все будет снято более чем невинно и даже романтично, согласилась, хотя, например, сцена у двери в ванную, где Алсу предстает в одном полотенце, по воспоминаниям членов съемочной группы, далась стеснительной девушке-подростку нелегко. Но оно того стоило – после выхода клипа к Алсу пришла настоящая популярность.
Песня «Зима в сердце», на которую был снят пронзительный, тревожный и местами мрачноватый клип, вошла в одноименный альбом «Гостей из будущего» (2000) – четвертый студийный. В 2001 году альбом был переиздан, а заглавная песня все еще не теряла популярности: «Но у меня зима в сердце, на душе вьюга. Знаю я, что можем мы друг без друга…»
В 2021 году песня пережила второе рождение – ее перепела группа «Моя Мишель», и на этот кавер был снят достаточно провокационный клип. Главную роль в нем исполнили солистка группы Татьяна Ткачук и актер Максим Матвеев, который в кадре перевоплотился в дрэг-квин – примерил гротескно женский образ. Перед зрителями разворачивается новая интерпретация сказки «Снежная королева», вот только королева и Кай (тату с этим именем читается на груди у героя Матвеева) здесь являются двумя сущностями одного человека.
По словам Тани Ткачук, клип поднимает очень серьезные вопросы – в первую очередь, тему страхов: неприятия, быть отверженным, изгоем, несоответствия общепринятым стандартам. А во время съемок в пешеходном переходе (героиня ролика в этот момент находилась в мужском образе, ее друг – в женском) произошло ЧП: на актеров напали два нетрезвых агрессивных мужчины, и история чудом не закончилась печально.
Что касается Евы Польны, то она призналась, что не любит раздавать собственные песни, но для группы «Моя Мишель» сделала исключение, так как ей очень близко творчество этого коллектива.
Песня «Остаемся зимовать» вошла в шестой студийный альбом группы «Сплин» и отличается кинематографичностью снятого на нее клипа. Его съемки проходили в Латвии, режиссером выступил рижский клипмейкер Виктор Вилкс, а действие в кадре разворачивается якобы во время Отечественной войны 1812 года. Благодаря специальным консультантам, удалось добиться небывалой для музыкального видеоролика исторической точности: военная форма восстановлена до последней детали, а использовавшаяся лодка была построена в 19 веке – ее на съемки одолжил местный музей.
Однако в одном из интервью Александр Васильев, являющийся лидером группы и исполнивший в клипе с философским подтекстом главную роль, признался, что не очень доволен идеей этого ролика. Но таким был видение режиссера, а музыкант «не привык вмешиваться в творческие проекты других людей».
«Снегом стать» – самая известная композиция музыканта и автора песен Андрея Жинжина, известного под псевдонимом ЖинЖин. В нулевых годах эта песня звучала на всех дискотеках и дала название дебютному (и единственному) альбому исполнителя. Сам ЖинЖин утверждал, что специально не занимался раскруткой трека – радиостанции сами взяли его в ротацию, и затем он полюбился слушателям.
Многие отмечают некую депрессивность композиции, что, однако, никак не сказалось на уровне ее популярности. Когда ЖинЖин умер после продолжительной болезни в 42-летнем возрасте, поклонники стали называть песню «Снегом стать» реквиемом самому себе. И действительно, некоторые строки заставляют задуматься: «Снегом стать: без дела, без дела – по земле. А может, просто снегом стать: без тела, без тела – для тебя».
Олег Газманов считает песню «Белый снег» первой самостоятельно написанной и ушедшей «в люди». Было это, по его словам, в далеком 1968 году, когда 17-летний парень подрабатывал, играя ее на танцах. Именно с того момента он ведет отсчет своей музыкальной карьеры.
В 90-е годы композицию исполнял Валерий Леонтьев, однако она не вошла ни в один его альбом. А затем она вновь вернулась к автору, и, не потеряв актуальности за столько десятилетий, в 2003 году дополнила альбом «Мои ясные дни» Олега Газманова, а также стала всенародным хитом: «Мне хочется белого снега, морозного синего дня, чтоб кони лихие с разбега в поля уносили меня…»
«Разучился смотреть вдаль, разучился считать до ста, разучился любить февраль – он забрал тебя навсегда», – эта песня хорошо известна российским слушателям в исполнении Филиппа Киркорова, а в последние годы о ней напоминают многочисленные мемы с вырванными из текста строчками: «если хочешь идти – иди», «снег растаявший – он вода». Однако у этой композиции, оказывается, куда более длинная история.
Песня была написана в начале нулевых певицей Ириной Билык, а в 2003 году вышла в ее исполнении. Год спустя Билык отдала свое творение коллеге по сцене Ларисе Андреевой, которая однажды записала его под аккомпанемент пианиста Александра Гордиенко, а тот показал запись Александру Иванову – аранжировщику Филиппа Киркорова. Когда запись послушал король российской эстрады, то сам связался с Ириной Билык и попросил разрешения на исполнение песни, ставшей в 2011 году хитом.
Песня «Снег идет» вошла во второй студийный альбом певицы Глюкозы «Москва» (2005). Общественность быстро распознала в фильме мотивы, напоминающие заглавную музыкальную тему кинофильма «Ирония судьбы, или С легким паром!», однако официально факт плагиата так и не был признан. Тем не менее, певица исполнила песню «Снег идет» в 2011 году на вечере памяти Микаэла Таривердиева – автора той самой мелодии, носящей название «Снег над Ленинградом». При этом уточнялось, что в песне Глюкозы «Снег идет» использована «знаменитая тема Таривердиева.
Что касается клипа на эту песню, то на просторах интернета бродит версия, что режиссер клипа Андрей Евдокимов перенес в анимационный ролик поразившую его историю с мистическим оттенком, рассказанную подругой. По словам девушки, однажды поздно вечером она зашла во двор дома, где раньше жила со своим возлюбленным, но несколькими месяцами ранее (дело было во время Второй чеченской кампании) он попал под обстрел на Северном Кавказе, и о дальнейшей его судьбе было ничего не известно. Девушка сидела на качелях и вспоминала лучшие моменты из их прошлого, как вдруг в темном окошке той самой квартиры моргнул свет. Героиня бросилась в подъезд, но соседи сообщили, что там никто не живет. Позднее выяснилось, что тем самым вечером ее избранник был убит, а все предыдущие месяцы находился в плену. Но какого бы то ни было подтверждения правдивости этой истории нам найти не удалось.
Песня «Зима» стала одним из хитов дебютного альбома группы «Ранетки» (2006) – он состоял из 15 композиций, был очень приветливо встречен аудиторией и критиками и впоследствии получил премию Муз-ТВ в номинации «Лучший альбом». Также песня «Зима» стала одним из саундтреков молодежного сериала «Ранетки», являющегося частично автобиографичным. «Кто виноват, что стало вдруг одиноко? Кто виноват, что за окном холода? Дождь снегом стал, и стали мы так далеки. Виной тому она, она, она…», – эти строчки исполнила Лера Козлова.
«Опять метель» – главная музыкальная тема фильма кинофильма «Ирония судьбы. Продолжение», являющегося одновременно и сиквелом, и ремейком знаменитой картины Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!» и вышедшего в 2007 году к ее 30-летию. Очень символично, что весь женский вокал фильма 1975 года был за Аллой Пугачевой – именно ее голосом пела героиня Барбары Брыльски. И вот, не оставляя традицию, без голоса Примадонны не обходится и продолжение – на этот раз на пару с дочерью Кристиной Орбакайте: «Опять метель, и мается былое в темноте… Опять метель. Две вечности сошлись в один короткий день…» В 2008 году песня вышла у Аллы Борисовны отдельным синглом, а затем вошла в 19-й студийный альбом «Приглашение на закат».
«Весь день на улице мело, и за окном белым-бело, и толще справочника свежий календарь», «Московская песня» шансон-исполнителя Трофима вошла в альбом «Следующая остановка» (2007) и, несмотря на годы, не забыта – например, ее по-прежнему очень любят петь в караоке. В 2007 году Трофим был удостоен премии «Золотой граммофон» за эту композицию.
«Горе-горе-зима, ты так хотела сама, чтоб я к тебе остыл…» – эта песня вошла в четвертый студийный альбом Билана «Против правил» (2008) и некоторое время держалась в первой десятке российских чартов.
Сюжет клипа на эту композицию исполнитель придумал сам по дороге в аэропорт и, по некоторым источникам, он в какой-то мере повторяет печальную историю из жизни звезды. Напомним, по сюжету, герой Димы мотается по гастролям. Кадры из самолета и пресс-конференции перемежаются красиво снятыми откровенными сценами с участием длинноногой блондинки. При первом просмотре может показаться, что это воспоминания главного героя. Однако ближе к концу ролика зрителей ждет сюрприз: темноволосый парень, предающийся любви с девушкой ангельской внешности, вовсе не герой Билана, а любовник.
Кстати, дублера, напоминающего по типажу исполнителя и способного ввести аудиторию в заблуждение, специально искали в модельных агентствах – найти более или менее подходящего двойника оказалось непросто.
Земфира Рамазанова* признана минюстом РФ физлицом – иностранным агентом.