«Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось!» – писал Пушкин. Классик был абсолютно прав, Москва не может оставлять равнодушным. Муслим Магомаев, Алла Пугачева, Александр Иванов и другие отечественные звезды посвящали столице свои песни. Вспомним самые легендарные из них в хронологическом порядке. Спойлер: будет бонус от иностранной диско-группы.
Эта песня, созданная Федором Шаляпиным на основе народных песен, стала сначала всемирно известна в его исполнении, а затем и в исполнении ансамбля Александрова.
Некоторые исследователи и искусствоведы отмечали, что со слов «Вдоль по Питерской» начиналась одноименная старинная солдатская песня. Название композиции стало впоследствии крылатой фразой, и использовалось в значении «на виду у всех». В некоторых произведениях есть отсылки на песню «Вдоль по Питерской». Например, выражение встречается в тексте песни Пахмутовой и Добронравова «Знаете, каким он парнем был», посвященной первому космонавту Юрию Гагарину.
Одна из самых известных песен о Москве. Кто не знает строк: «Утро красит нежным светом/Стены древнего Кремля…». Она была написана для двухголосого хора и фортепьяно. Первым исполнителем песни стал Наум Хромченко. Позднее, как и задумывалось изначально авторами, она появилась в дуэтном исполнении – Владимира Бунчикова и Владимира Нечаева.
Песня «Москва майская» стала необыкновенно популярной и любимой после первого же исполнения. Позднее она всегда звучала во время празднования 1 мая в СССР. Композицию исполнял хор Александрова, Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения, ВИА Голубые гитары, София Ротару и многие другие. Старых записей, где песня звучала бы в полном объеме, не сохранилось.
Песня из классики советского кинематографа – фильма «Свинарка и пастух». Кстати, в США он выходил в прокат под названием «Они встретились в Москве». Песня очень понравилась зрителям и обрела жизнь, как самостоятельное произведение.
Во время съемок фильма началась Великая Отечественная война. Работу над картиной прекратили, актеры были мобилизованы. Однако сверху было отдано распоряжение продолжить работу над фильмом. Ленту сняли, и она вышла на экраны. Песню исполняют свинарка Глафира и пастух Мусаиб – герои Марины Ладыниной и Владимира Зельдина.
Командир саперного взвода, младший лейтенант Марк Лисянский, в ноябре 1941 года возвращался после лечения в госпитале в свою дивизию, находившуюся на Калининском фронте и участвовавшую в битве за Москву. В довоенное время Марк Лисянский был поэтом и журналистом, переживания за судьбу столицы отразились строчками стихов в его блокноте. Когда машина проезжала через Москву, он успел отдать стихотворение «Моя Москва» в редакцию журнала «Новый мир».
Стихотворение было опубликовано в декабрьском номере за 1941 год. Весной 1942 года композитор Исаак Дунаевский увидел это стихотворение и написал музыку. Так родилась песня. В 1943 году ее записали в исполнении Зои Рождественской, и она стала известна на всю страну. В 1995 году песня стала официальным гимном Москвы.
В 1960 году композитору Тихону Хренникову позвонил певец Леонид Утесов и поинтересовался, нет ли у того новой песни, которую можно было бы использовать в эстрадной программе. Композитор отдал ему мелодию, ранее написанную для картины «Русский сувенир», в которой песню должна была петь Любовь Орлова. Однако тогда с фильмом не все получилось гладко, и мелодия оказалась «бесхозной». Утесову музыка понравилась, и он обратился к поэту Михаилу Матусовскому с просьбой написать слова. Поэт обычно отказывался писать слова на готовую мелодию, но эта его зацепила, и он несколько поступился принципами.
Со сцены песня впервые прозвучала в исполнении Леонида Утесова в Московском театре эстрады: «Он мне дорог с давних лет, и его милее нет, московских окон негасимый свет!». Публика была в восторге. В том же 1960 году она была исполнена Ириной Бржевской. В 1964 году с этой песней Бржевская стала лауреатом фестиваля эстрадной песни в Дрездене.
Впервые песня прозвучала в фильме «Я шагаю по Москве». Исполнял ее герой Никиты Михалкова – рабочий-метростроевец Коля. Песня стала очень популярной. Поэт Геннадий Шпаликов говорил, что если бы каждый, кто поет эту песню дал ему рубль, то он стал бы миллионером.
Есть несколько версий рождения этой песни. По одной из них, Шпаликов сделал наброски текста в зале ресторана «София» на площади Маяковского, наблюдая через окно за съемками картины, и первая же попытка стала удачной. По другой – режиссер Георгий Данелия поставил поэту ультиматум немедленно сочинить текст. Шпаликов предложил свое стихотворение, но режиссер его забраковал и текст пришлось дорабатывать. Худсовет его потом принял. Правда, с одной поправкой. В оригинале было: «Над лодкой белый парус распущу/Пока не знаю где…», а цензоры потребовали заменить слова на «Пока не знаю с кем». В оригинале им померещился намек на возможную эмиграцию героя из СССР.
Первым исполнителем песни был советско-французский эстрадный певец Жан Татлян. Однако широкую известность получила после исполнения мэтра советской сцены Муслима Магомаева. Песню месяц крутили на советском радио, но потом внезапно перестали. Причиной стал запрет от самого Никиты Хрущева. Первому секретарю ЦК КПСС не понравился этот «твист о Москве». Резолюция Никиты Сергеевича была предельно ясна: «Запретить!»
Однако в октябре 1964 года Хрущева отправили в отставку. Легенда гласит, что после этого поэт Леонид Дербенев пришел на радио и сказал: «Магомаев сделал все, что мог. Хрущева сняли. Будете теперь давать нашу песню в эфир?». После этого строчка «Эти слова о тебе, Москва…» вновь поплыла по волнам радиоэфира.
Группа «Браво» в 1994 году записала свою версию песни в дуэте с Муслимом Магомаевым для альбома «Дорога в облака».
Песня из культового советского фильма «Москва слезам не верит». В начале фильма «Александру» поет автор музыки Сергей Никитин, а на финальных титрах он продолжает исполнять ее уже со своей супругой Татьяной. После выхода картины на экраны она начала жить своей собственной жизнью. В марте 1982 года полный текст песни «Александра» с нотами опубликовали в журнале «Советский экран». Для читателей это стало настоящим подарком. Песню и ноты переписывали, а страницу из журнала вклеивали в популярные тогда песенники.
«Hе сразу все устроилось/Москва не сразу строилась», – слышалось на просторах необъятной страны.
Одна из самых узнаваемых композиций диско-коллектива Dschinghis Khan наряду с одноименной песней. Немецкая версия песни вошла в альбомы Dschinghis Khan 1979 года и Rom 1980 года. Есть и англоязычный вариант песни под названием «Moscow». Группа выпустила его под своим английским названием Genghis Khan.
Один из австралийских телеканалов использовал эту композицию в качестве общей темы для репортажей с Олимпийских игр 1980 года в Москве. Текст песни безобиден и изобилует клише о русских, однако народная молва приписывала ему антисоветский характер. Язык знали не многие, поэтому и распространился такой миф об антисоветчине.
«Пою с Москва-рекой/Дышу тобой, бульвар Тверской/К вам тороплюсь, Охотный ряд и мой Арбат…», – в этих строках собраны едва ли не все самые главные достопримечательности и памятные места столицы. Это признание в любви Москве.
К 1980 году Алла Пугачева была уже мега-звездой советской эстрады и сотрудничать с ней мечтали и композиторы, и поэты. Примадонне доверяли самое ответственное – эта песня была записана к Московской Олимпиаде 1980 года. Однако в то время она не получила широкой известности. Но однозначно достойна упоминания в нашем рейтинге, как одна из самых мелодичных и красивых.
Песня из кинофильма «Битва за Москву». Слова «Ты – моя надежда, ты – моя отрада/В сердце у солдата ты, моя Москва» – слова патриота, любящего свою Родину и столицу. Песня прекрасно подчеркнула атмосферу картины.
«Ты, моя Москва» стала лауреатом фестиваля «Песня года 85». Исполнял ее Лев Лещенко. В его исполнении она и стала наиболее известной. Наряду с песнями «Соловьиная роща», «Родительский дом», «Прощай» она стала визитной карточкой мэтра.
Песня с пластинки «Нарисуйте мне дом» и одна из самых узнаваемых в его творчестве. Александр Розенбаум – коренной ленинградец, любящий свой город искренне, сильно и беззаветно. Но как поэт он не мог оставаться равнодушным, глядя на Москву: «Никогда Москва не станет родной / Но я знать хочу ее и любить /Так покажите, москвичи, город свой».
Врач по образованию и музыкант по призванию Розенбаум сделал выбор в пользу призвания.
В 1986 году Давиду Тухманову предложили в качестве художественного руководителя вести проект «Электроклуб». В него же входили солисты Ирина Аллегрова и Игорь Тальков. Для издания пластинки «Электроклуба» Тухманов искал подходящего исполнителя и его выбор пал на Игоря Талькова. Песня сначала вышла на пластинке «Электроклуб», а затем и на собственной пластинке Игоря Талькова «Чистые пруды» в том же 1987 году. Также Тальков исполнял ее на «Песне года». После этого исполнения она и приобрела популярность.
Вслед за Тальковым композицию исполняли и другие певцы. Среди них Григорий Лепс, Стас Пьеха, Игорь Тальков (младший), Лариса Долина и многие другие.
Песня группы из альбома «Стиляги из Москвы». Композиция «Добрый вечер, Москва» сначала была записана с вокалистом Евгением Осиным. Вариант с его исполнением вошел в магнитоальбом «Скажем мы друг другу Браво!». И на эту композицию, именно с вокалом Осина, был снят клип. Наибольшую известность песня «Добрый вечер, Москва» получила в исполнении Валерия Сюткина: «Шепчет листва непонятные слова/Это ты, мой город Москва!»
Песня сразу полюбилась слушателям. И не только поклонникам творчества Олега Газманова, и москвичам. Очень популярен стал и клип на эту песню. Сам Газманов не раз признавался в любви Москве, отмечая, что всегда после гастролей отдыхает душой в столице.
Песня вполне могла быть стать и гимном Москвы, но чуть ранее им уже стала песня «Дорогая моя столица». Песня звучит на многих официальных мероприятиях в Москве, в парках и скверах: «Через войны, пожары, века звон малиновый в небо летит/Слышен звон этот издалека – это сердце России звенит!»
«Улочки московские/Спасские, Петровские…», – узнаваемо сразу. Песня с четвертого студийного альбома под названием «Комбат» пришлась поклонникам коллектива по душе и ушла в народ. К концу 1996 года группа «Любэ» был на пике своей популярности, и это несмотря на то, что коллектив потерял в автокатастрофе своего давнего басиста Александра Николаева, его место занял Павел Усанов.
Данко запомнился двумя песнями – «Малыш» и «Московская ночь». «По Садовому кольцу я лечу, и мне летит навстречу, московская ночь», – услышав раз, забыть почти невозможно. На эту песню был выпущен клип. В 2002 Данко расстался с продюсером Леонидом Гуткиным, который был автором музыки к этой песне. После этого артист пропал из хит-парадов. Данко продолжает выступать и сегодня.
Песня «Московская осень» получила известность именно в исполнении Александра Иванова. В 2000-м году Александр выпустил сольный диск «Когда вырастут крылья», на нем было шесть песен. Больше прочих слушателям полюбилась именно названная композиция. Михаил Шелег говорил, что отдал эти шесть композиций Иванову бесплатно, из любви к искусству и в хорошие руки. Причем, сам Шелег уже исполнял «Московскую осень», но, по его признанию, она ему не шла. Для Александра Иванова она стала переломной в творчестве.
Основой для этой композиции стала песня «Move On Baby» евродэнс-группы Cappella (Италия). «Moscow Never Sleeps» попадает в ротацию радио «Европа плюс», и DJ Smash становится очень популярным. В 2008 году композиция перезаписана с участием Тимати и была исполнена на вручении премии MTV Russia Music Awards. Благодаря этому синглу DJ Smash получил приз «Дебют».
В 2010 году ее перезаписали специально для презентации заявки России на чемпионат мира по футболу 2018 года – слова «Moscow never sleeps» заменили на «Russia never sleeps». В итоге заявка России одержала победу.
Эта песня напоминает по смыслу знаменитую композицию «На улице Каштановой» Юрия Антонова. За три минуты в песне упоминаются названия 49 московских улиц: «Ленивка, Неглинка, Ордынка, Волхонка – Не улочки детства, а просто девчонки – Ильинка, Варварка, Стромынка, Полянка – Мои гимназистки, шалуньи, беглянки…».
Леонид Овруцкий рассказывал, что мелодия все время вертелась в голове, потом нашлись стихи и позже все быстро придумалось и было записано в студии на одном дыхании. «Мы исполнили ее в несвойственной для нас манере – по сути попсовой, но слушателям, считаю, нужна разрядка», – пояснял композитор.