3 сентября 2021 года в «Крокус-Сити Холле» в Москве прошел концерт группы «Ария», посвященный 35-летию основоположников тяжелой музыки у нас в стране. Зал был заполнен практически до отказа.
«Ария» — явление уникальное. Уникальны и ее поклонники, многим из которых уже к 50. Но есть и молодежь, которая, как и три десятка лет назад, забивает танцевальный партер и самозабвенно трясет длинными волосами в такт любимой музыке. А это значит, что она до сих пор востребована.
«Миры «Арии» за 35 лет не изменились. Та же историческая героика, мифология, пиратская романтика, вечный выбор между добром и злом. Вот и на этот раз сцена представляла из себя палубу парусника со снастями, реями, мачтами и штурвалом. Современные световые технологии постоянно трансформировали ее то в звездное небо, то в океанское дно с громадными рыбами и отнюдь не миролюбивыми русалками, то в Голгофу с тремя крестами…
Последний студийный альбом «Арии», выпущенный в 2018-м году, называется «Проклятье морей». С песен из него и начался концерт. Публика принимала их тепло, но до настоящего драйва было далеко. Поэтому уже очень скоро из зала стали лететь просьбы в виде названий – «Улица Роз», «Баллада о древнерусском войне», «Воля и разум». Ждали именно их. Хотя, возникни, например, композиция «Варяг» из последнего альбома лет на 20 раньше, — у нее были бы все шансы встать в один ряд с хитами на все времена.
Группа подготовила фанатам сюрприз, пригласив нескольких бывших участников: Сергея Маврина, Сергея Терентьева, Артура Беркута, которые исполнили вместе с основным составом по одной композиции. Музыканты постепенно доводили публику до кипения, вбрасывая в программу мегахиты. Первым стал «Колизей», затем «Герой асфальта», «Крещенье огнем» — во время последнего пламя на плазменных экранах охватило всю сцену и создало иллюзию, что ударная установка вместе с барабанщиком Максимом Удаловым висит в воздухе. Очень скоро зал уже самостоятельно пел: «Небо само тебя возьмет», а во время «Антихриста» солист Михаил Житняков взмыл над сценой и партером на железной конструкции в виде креста.
Намеренно чуть сбивали ритм вставки – «Точка невозврата» на акустических гитарах или соло Артура Беркута. Перед заключительной частью пятиминутный бенефис Максима Удалова завершился ревом восхищения мастерством арийского ударника… На исходе второго часа концерта все приглашенные музыканты и основной состав довели публику до экстаза «Улицей роз». Как в старые добрые времена нашелся охотник выбежать на сцену и прикоснуться к кумирам. Но сегодня охрана работает четко – забег прервали в самом начале.
Вообще было очень любопытно наблюдать за людьми, пришедшими посмотреть на своих уже пожилых, но еще очень бодрых кумиров. Сегодня среднестатистический фанат «Арии» — степенный отец семейства, который раз в несколько лет, как раз по таким случаям, достает из шкафа упрятанную далеко черную «косуху» и на два-три часа возвращается во времена своей юности. Вспоминает конец 80-х, магнитофоны «Электроника» и кассеты, которые приходилось иногда перематывать карандашом, и незабываемый арийский «саунд». Слышно было плохо, слов вообще не разобрать, но главное – ощущение свободы, которое эта музыка давала. Кто-то из таких «верных арийцев» пришел на концерт с детьми – они успели вырасти на «Арии». И до сих пор имеют возможность слушать вживую ее создателей.
Первый концерт группы состоялся в 1986-м, первый альбом вышел в 1985-м, еще при СССР. «Мания величия» просто взорвала тогдашнюю музыкальную публику – ведь в Союз из «хэви» практически ничего не проникало, и такое звучание приводило к шоку. А кого-то — к любви с первого звука и на всю жизнь. Пик творчества группы пришелся на середину-конец 1990-х и начало 2000-х, время классического состава с Валерием Кипеловым в качестве вокалиста. К этому моменту «Ария» безраздельно господствовала на вершине российской тяжелой музыки. Затем, как и в любом коллективе, творческие пути участников группы начали расходиться. Самым заметным стал уход Кипелова, организовавшего сольный проект. Распады и воссоединения для музыкальных групп – обычное дело. Не избежала этого и «Ария». Но, несмотря на все трансформации, группа сохранила и название, и узнаваемый стиль, благодаря Владимиру Холстинину и Виталию Дубинину, двум «крестным отцам» «Арии».
… После того, как зал в последний раз выдохнул «Я люблю и ненавижу тебя», когда музыканты все вместе вышли на сцену под знаменитый инструментал «Мания величия», я лично заметил слезы на глазах некоторых зрителей, по виду совершенно не склонных к сантиментам. Музыка «Арии» тоже никогда не располагала к ним. Но понять чувства этих людей можно: в сегодняшнем постоянно меняющемся и часто очень жестоком мире «Ария» для них — маленький остров постоянства. С понятными, простыми и до сих пор любимыми песнями.