История возникновения саундтреков: как артисты начали писать музыку для кино

История возникновения саундтреков: как артисты начали писать музыку для кино Уитни Хьюстон. Кадр из фильма «Телохранитель» (1992)

Недавно в Суперлонч, в число самых прослушиваемых релизов уик-энда на Яндекс Музыке вошли сразу несколько саундтреков к фильмам. Попадание саундтреков в топы это не редкость, ведь они часто становятся отдельными популярными произведениями. Решили покопаться в их истории и узнать, когда популярные музыканты начали создавать треки специально для кино и почему эти композиции становятся культовыми.

Когда музыка появилась в кино

История музыки в кинематографе берет свое начало в 20-е годы прошлого столетия, когда голливудская компания Warner Bros. оказалась на грани банкротства. В 1926-ом году боссы студии решили пойти на риск и выделиться конкурентным преимуществом, представив первый полнометражным фильм с  речевой фонограммой и музыкальными номерами. Предыдущие 30 лет никому не удавалось качественно синхронизировать картинку со звуком и очередной провальный эксперимент мог поставить крест на компании, но все сложилось иначе. Уже в следующем году кинолента «Певец джаза» с музыкальными композициями Эла Джолсона принесла студии Warner Bros. ошеломительный успех, а день премьеры фильма с тех пор принято считать днем рождения звукового кино.

В следующем десятилетии саундтрек начал становиться важным инструментом киноязыка, расширяющим сюжетные подтексты, смысловые границы, а также характеристики персонажей. Это время ознаменовалось экспериментами с использованием музыки внутри кадра и за кадром, а также расцветом мюзиклов, использующих весь потенциал звукового кино. Кинематографисты стали уделять особое внимание поиску авторов, способных создать идеальную композицию специально для фильма — так в кино пришли композиторы. В конце 30-ых премия «Оскар» начала вручать статуэтки за лучшую музыку именно композиторам, а не руководителям звукового цеха.

Первые саундтреки

В то же время голливудские маркетологи начали искать пути для реализации музыки и песен, написанных специально для кино. В магазинах винила появились первые коммерческие саундтреки, которые сперва задумывались кинематографистами как рекламная уловка для привлечения внимания.

В 1937-м году компания Disney выпустила первую пластинку саундтреков с песнями из мультфильма «Белоснежка и семь гномов». Миллионы людей до сих поют их наизусть и ассоциируют с диснеевской сказкой. Но самым важным хитом той эпохи стал саундтрек к легендарной экранизации «Волшебника страны Оз» 1939-го года с Джуди Гарленд в главной роли. Композиция «Overtherainbow», исполненная актрисой, удостоилась премии «Оскар» в номинации «Лучшая песня к фильму», а в 2004-ом году заняла первую строчку в списке 100 лучших песен к фильмам по версии Американского института киноискусства. Ассоциация звукозаписывающих компаний и Национальный фонд искусств также поставили композицию на первое место в списке песен столетия.

В 50-е и 60-е годы в кинематографе зазвучали имена признанных музыкальных гениев, чьими силами саундтрек стал важнейшим инструментом для манипуляции эмоциями зрителя. Эннио Морриконе украсил спагетти-вестерны Серджо Леоне, дополнив их атмосферой опасности и приключений. Фумио Хаясака создал легендарную музыкальную тему к «Семи самураям» Акиры Куросавы. А Бернард Херманн мастерски нагнетал ужас и панику в «Психо» Альфреда Хичкока.

Появление известных исполнителей

Начиная с шестидесятых режиссеры все чаще прибегают к использованию записанных ранее хитовых композиций и приглашают известных исполнителей для работы над саундтреком. Элвис Пресли записывает «Can’tHelpFallinginLove» для фильма . Песня обрела колоссальный успех и сопровождала Элвиса на протяжении всей дальнейшей карьеры. Визитная карточка Боба Дилана «Knockin’ onHeaven’sDoor» также была записана специально для вестерна про двух преступников «Пэт Гэрретт и Билли Кид». А благодаря группе Bee Gees, треку «Stayin’ Alive» и фильму «Лихорадка субботнего вечера», жанр диско начал греметь на весь мир в конце 70-ых.

Эти треки стали культовыми не только благодаря громким именам исполнителей, но и в том числе потому, что удачно совпали с атмосферой фильма и ассоциируются с полюбившимися зрителям героями. А благодаря звездной фанбазе, музыка из фильмов обрела долгую самостоятельную жизнь. Причем, во многом популярность фильма, состояние героя, общий эмоциональный фон картины ассоциировались с мелодией, перенося слушателя как бы на место персонажей ленты.

Вот еще несколько легендарных саундтреков написанных известными артистами:

  • Стиви Уандер «I Just Called to Say I Love You» (фильм «Женщина в красном», 1984)
  • Мадонна «Who’s That Girl?» (фильм «Кто эта девчонка?» 1987)
  • Public Enemy «Fight the Power» (фильм «Делай, как надо», 1989)
  • Уитни Хьюстон «I Will Always Love You» (фильм «Телохранитель», 1992)
  • Smash Mouth «AllStar» (фильм «Таинственные люди», 1999)

Саундтреки в российском кино

В отечественном кинематографе также есть свои культовые саундтреки, написанные звездными артистами. В одноименной песне к фильму Тимура Бекмамбетова «Ночной дозор» группа Uma2rman в сжатой форме описала историю главного героя Антона Городецкого. Песня подобно трейлеру пересказывает ключевые моменты фильма, при этом оставаясь в рамках фирменного стиля группы.

Еще один пример — фильмы «Брат» и «Брат 2». В первой части русский рок, который слушал на дисковом плеере Данила Багров, стал и саундтреком, аудиально дополнив тщательно воссозданный дух эпохи и состояние героя.

Другие примеры — группа «Корни» и певица Юлия Савичева, которые  записали заглавные темы для вступительных титров знаковых сериалов нулевых: «Кадетство» и «Не родись красивой». Группа «Город 312» обрела бешеную популярность именно после записи саундтрека к «Дневному дозору». Позже их песни с альбома «Вне зоны доступа» еще не раз использовались в качестве музыкального сопровождения к менее известным фильмам и сериалам.

С появлением онлайн-кинотеатров и ростом количества количества контента, треки известных исполнителей стали звучать практически в каждом фильме или сериале, став своего рода инструментом промоушена и привлечения новой аудитории.

Чуть позже Скриптонит выпустил саундтрекк сериалу Федора Бондарчука «Псих», а в молодежном сериале «Трудные подростки» и вовсе звучали песни более 20 молодых артистов, среди которых гречка, КУОК, Наша Таня, DAKOOKA, АИГЕЛ, Шарлот и другие.

Среди самых новых саундтреков можно отметить сингл группы «Моя Мишель» — «Воздушный шар», который звучит в финальных титрах «Чебурашки». Фильм стал самым кассовым в истории отчественного кинематографа, а трек попал в сердце слушателей и поднялся на 3 строчку Суперлонче — плейлисте Яндекс Музыки с самыми топовыми релизами. Здесь близкая зрителям история подкрепила атмосферу песни, позволяя вспомнить и пережить моменты фильма во время прослушивания.

Еще один схожий пример — недавняя премьера Кинопоиска «Майор Гром. Трудное детство», саундтрек к которому написала известная группа «Сироткин». Фильм рассказывает о детстве будущего борца с преступностью Игоря Грома, а трек с налетом светлой грусти подкрепляет это впечатление и помогает понять героя.

Расскажите об этом друзьям!