31 октября 2025 года песне «Богемская рапсодия» группы Queen исполняется 50 лет. Её называют самой загадочной композицией легендарного рок-коллектива. Queen была представлена публике в 1970 году — ранее группа носила название «Smile». Смена имени повлекла за собой и небольшую корректировку имиджа, но неизменными остались эпатажность и стремление к творческим экспериментам. Одним из самых значительных стал выпуск «Богемской рапсодии» в 1975 году в рамках четвёртого студийного альбома A Night at the Opera. Сингл стал для группы поворотной точкой, который открыл перед ней двери к всемирной популярности. В юбилейный для песни год вспоминаем, чем она покорила сердца миллионов фанатов и почему до сих пор остаётся загадочной жемчужиной рок-музыки.
Всё началось в конце 1960-х – тогда Фредди Меркьюри, ещё будучи солистом группы «Smile», набросал инструментальный фрагмент на фортепиано и показал его группе и продюсеру Рою Томасу Бейкеру. Идея, как потом вспоминал продюсер, была довольно спонтанной, во время игры на фортепиано Меркьюри неожиданно добавил: «Здесь начинается оперный кусок». К моменту записи альбома рапсодия на бумаге была готовым музыкальным произведением, оставалось только её воплотить в реальность.
Здесь возникли некоторые трудности. Сначала группа под чётким руководством Меркьюри три недели репетировала в Херефордшире, а потом – ещё на три недели засела в студии Rockfield 1 в уэльском городе Монмут. «Богемская рапсодия» в целом отличается от классической песенной структуры, поскольку Фредди добавил в неё оперную часть. Для её записи голоса Меркьюри, Мэй и Тейлор были объединены в хор путём сложного наслаивания дорожек друг на друга. Их было 180, при условии, что под рукой у музыкантов было всего 16. Они постоянно перематывали плёнку, чтобы сложить их в одно нужное звучание. От манипуляций плёнка износилась практически до прозрачности, но эффект был достигнут.
Сведение песни, по воспоминаниям музыкантов, могло занимать до 30 часов за раз – это была огромная работа. Были в группе и споры, бас-гитарист предлагал исключить оперную часть, сократив трек. Продюсеры сомневались в успехе, считая, что пятиминутная песня без припева не сможет стать хитом. Меркьюри стоял на своём: либо «Богемская рапсодия» выходит в первоначальном виде, либо не будет издаваться вовсе. Сильное заявление, особенно после долгой работы, никто не захочет выбрасывать шесть недель работы в мусорку. К тому же было вложено немало средств – рапсодия стала самой дорогой композицией в записи того периода.
Когда работа была завершена, руководство лейбла EMI всё же отказалось выпускать песню синглом. Тогда музыканты отдали запись ди-джею Кенни Эверетту. Он оценил творчество и сначала ставил песню фрагментами, а затем полностью запускал её в эфир, в результате чего за два выходных она прозвучала 14 раз.
Англичане ждали официального релиза и возможности приобрести песню. Тем временем она продолжала покорять радиостанции, стала первой в хит-параде Великобритании, звучала из приёмников других стран и только после этого EMI решились на выпуск сингла, который сразу же стал хитом.
В 1976 году сингл получил золотой статус в США, позже – золотой в Великобритании. На церемонии вручения Brit Awards в 1977 году «Богемскую рапсодию» признали лучшей сингловой пластинкой за последние 25 лет. А в 2004 году песню включили в зал славы Грэмми. Революция в музыкальной индустрии не остановилась: снятый в 1975 году клип стал первым полноценным музыкальным роликом в истории. Режиссировал его Брюс Гауэрс.
В «Богемской рапсодии» отсутствует повторяющийся припев, который часто становится ключевым фактором популярности песни. Меркьюри пошёл против всех систем и создал свой стиль, в котором совместил несколько жанров.
Рапсодия начинается с хора, который задаёт мистический мотив. Далее следует баллада, в которой лирический герой рассказывает об убийстве и сожалеет о слезах матери. Неожиданное гитарное соло, третья часть песни, служит связующим звеном между балладой и оперой. Здесь Меркьюри делает отсылки к известным мотивам: «Фигаро», «Сцилла и Харибда», «Бисмилле» и «Галилео». Следом звучит традиционный для «Queen» хард-рок, гитарный рифф которого написал сам Фредди. И вот снова спокойный тон – звучит рояль, обозначая спад страстей и движение к концу.
– Это была революция для радио. Группа «Queen» в целом оказала большое влияние на музыкальную индустрию, в том числе непосредственно «Богемская рапсодия» – она сбила все стереотипы, рок приобрёл новую форму. Главное – она нестандартная по музыкальной форме, которая свойственна обычно поп, да и рок музыке. Единственное, некорректно называть одну из частей песни оперой, так как это жанр и музыкальная форма. То, что в «Богемской рапсодии» относят к опере – это часть, исполненная в академической манере, – объяснила Софья Суханова, студентка Московского государственного института музыки имени Шнитке, кафедра вокального искусства и оперной подготовки.
Смысл песни остаётся неизвестным до сих пор. Фредди Меркьюри оставил фанатам произведение, которое служит бесконечной пищей для размышлений и анализа. «В наших песнях нет скрытых посланий» – говорил музыкант, рапсодию он вовсе называл зарифмованной чепухой. Но относился к ней как к исключительному шедевру.
Есть версии, что отсылки к операм символизируют блуждания лирического героя в поисках себя, а убийство, о котором поёт Меркьюри, можно рассматривать как внутреннюю борьбу. А, может быть, за всем этим стоит реальная история. Творец не хотел раскрывать карты, поэтому и мы не будем пытаться.
«Богемская рапсодия» стала единственной композицией ХХ века, которая дважды оказалась на вершинах чарта Великобритании без каких-либо изменений. Песня до сих пор является лонгселлером, на миллион физических копий в США приходится 3,8 миллиона цифровых. А ведь началось всё с простого творческого порыва и «Здесь начинается оперный кусок».