Вся жизнь Далиды представляла сплошное чередование черных и белых полос. И даже на пике славы певица не могла вдоволь насладиться своим успехом: она была любима миллионами, и в то же время никем. 17 января 2023 года исполняется 90 лет со дня рождения этой артистки, ставшей легендой при жизни. Итак, полная биография Далиды.
Иоланда Кристина Джильотти родилась в 1933 году в столице Египта, в семье итальянских эмигрантов. Ее мама была портнихой, а отец зарабатывал игрой на скрипке. Роды были очень сложными, опасались, что ребенок умрет, и даже срочно позвали священника, чтобы новорожденная не скончалась некрещеной. Но Иоланда выжила. В 10 месяцев глаза ребенка поразило инфекционное заболевание. Девочке приходилось носить на глазах черную повязку. Она перенесла три операции на зрение, а в результате неправильного лечения у нее развилось косоглазие и появились сильнейшие мигрени. Глаза беспокоили Далиду всю жизнь: она не могла находиться в темноте и спала при включенном свете.
Когда началась Вторая мировая война, отца девочки, как и многих итальянцев, арестовали, так как Италия воевала на стороне нацистов. Вернулся домой он через 4 года больным, раздавленным и нервным. Дочь, которую раньше глава семейства боготворил, теперь его раздражала, и он даже мог поднять на нее руку. Иоланда не понимала, за что отец ее так не любит, старалась прилежно учиться в католической школе, выступала в театральных постановках. Вскоре после освобождения ее папа умер от абсцесса мозга, а она до конца жизни жила с комплексом нелюбимой дочери. Одноклассники дразнили «неуклюжую дылду» в очках, но очень скоро гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя. Вышвырнув однажды с балкона очки, Иоланда сказала, что даже если совсем ослепнет, больше их никогда не наденет.
После окончания школы будущая артистка устроилась секретарем в фармкомпанию. Параллельно она начала участвовать в конкурсах красоты и в 19 лет стала победительницей конкурса Мисс Египет-1954. Фотосессия Иоланды в купальнике для одного из журналов вызвала негодование многих родственников и знакомых, помолвка с появившимся недавно женихом была расторгнута: его семья была против того, чтоб породниться с такой «бесстыжей девчонкой». Неунывающая Иоланда устроилась манекенщицей, а потом и решила попробоваться в кино. Для своей актерской карьеры она взяла псевдоним Далила в честь библейской героини, соблазнившей и погубившей Самсона. Впоследствии сама певица и ее биографы считали, что этот псевдоним стал для нее роковым: мужчины, которых она любила, уходили из жизни один за одним.
Первые роли в фильмах «Маска Тутанхамона» и «Стакан и сигарета» были совсем небольшими, но придали начинающей артистке уверенности. И в декабре 1954 года, мечтая продолжить карьеру актрисы, Иоланда с согласия матери переехала во Францию.
В Париже поначалу было немало проблем с работой, предложений сниматься в кино не поступало, девушка к тому же недостаточно хорошо говорила по-французски. Да и для европейского кинематографа египетское кино было смешным пунктом в резюме актрисы. Новая жизнь началась со знакомства с начинающим актером Аленом Делоном, который жил по соседству и стал хорошим приятелем Иоланды.
Походив по кастингам, посидев без гроша на одних макаронах, девушка решила стать певицей и начала брать уроки вокала у профессора Ролана Берже, отличавшегося жестким характером, но сумевшим рассмотреть ее потенциал и порекомендовавшим посещать различные прослушивания. Иоланда попала на работу в кабаре на Елисейских Полях, где она познакомилась с писателем Альфредом Машаром, предложившим певице сменить букву «л» на «д» в последнем слоге её псевдонима, и так Далила стала Далидой.
На конкурсе «Номер один завтрашнего дня» певицу заметил директор радиостанции «Европа-1» Люсьен Морисс, который стал для нее добрым волшебником. Он предложил своей новой подопечной записать пробный миньон. Однако пластинка «Madona» успехом не пользовалась. Следующая песня «Bambino» попала во французский хит-парад, где продержалась 45 недель, а за пластинку с этой песней Далида получила свой первый золотой диск. Успех сопутствовал и следующим композициям певицы «Gondolier», «Come prima», «Ciao, ciao bambina». На Далиду обрушилась слава, публикации в прессе, музыкальные награды. Певица с успехом выступала во Франции, в Европе, а в 1958 году и в США, где продюсер Эллы Фицджеральд предлагал ей блестящую карьеру.
В 1961 году Далида вышла замуж за своего Пигмалиона – Люсьена Морисса, отношения с которым длились к тому времени уже пять лет. Он был женат и долго тянул с разводом. Она мечтала о детях, а его заботили лишь финансы, концерты и турне. К моменту свадьбы их чувства уже были на излете. Во время гастролей в Каннах у певицы начался пылкий роман с польским актёром и художником Жаном Собески. Узнав об измене, Моррис подал на развод. И это был единственный официальный брак артистки.
Обманутый муж организовал против Далиды кампанию травли. Он заказывал газетные статьи в бульварных изданиях, уводил у нее музыкантов и даже подкупал публику освистывать ее выступления. Вскоре страсти поутихли, роман с Собески быстро закончился, и артистке было необходимо уже самой заниматься своей карьерой, практически начав с нуля. И она начинает с перемен: из жгучей брюнетки певица превращается в белокурую диву. В очередной раз выступив в парижской «Олимпии», Далида утверждается в статусе самого популярного голоса Франции.
Менеджером Далиды стал ее младший брат Бруно, взявший себе псевдоним по имени старшего брата – Орландо, а пресс-секретарем стала кузина Рози. Певица купила дом на Монмартре и занялась его обустройством. Новым любовником певицы стал итальянец Лючио, который был на 12 лет ее моложе. От него Джильотти забеременела, но решилась на аборт, который сделал ее бесплодной.
В 1966 году Далида познакомилась с модным итальянским автором и певцом Луиджи Тенко. Их рабочие отношения быстро переросли в личные. Любовь к Луиджи стала для Далиды источником вдохновения, она много и увлеченно работала. В 1967 году пара решила покорить песенный фестиваль в Сан-Ремо. Представители звукозаписывающей фирмы объявили, что Тенко и Далида намерены пожениться сразу после конкурса. В Сан-Ремо певица поддерживала возлюбленного как приглашенная звезда, исполняя его песню «Ciao amore ciao» («Прощай, любовь, прощай»). Композиция, на успех которой очень рассчитывал амбициозный Тенко, несмотря на поддержку Далиды, на конкурсе провалилась и не вошла в финал.
Узнав о результатах голосования, Луиджи свел счеты с жизнью в гостиничном номере. Здесь его бездыханное тело обнаружила Далида, у которой случился нервный срыв. Потрясенная трагедией, через месяц затворничества она попыталась также наложить на себя руки, но ее спасли. 90 часов артистка провела в коме в больничной реанимации. Из-за потери голоса и нервного истощения были отменены все ее выступления. Восстановление было долгим и болезненным: певицу преследовали провалы в памяти и приступы глухоты. Большую поддержку ей тогда оказал бывший муж Люсьен Морисс.
В поисках душевного равновесия Далида отправилась в Индию, откуда вернулась обновленной и просветленной, уверенная в том, что ее миссия – петь и дарить свое творчество людям. В репертуаре появились новые философские и душераздирающие песни, которые принесли ей признание как глубокой драматической певице. Но, несмотря на тиражи пластинок, множественные награды и премии, любовь миллионов людей, певица не переставала ощущать одиночество. В 1969 году Далида познакомилась с французским писателем, продюсером и путешественником Арно Дежарденом, он был женат, потому их роман продлился недолго.
А в 1970 году Далида узнала о гибели своего бывшего мужа Люсьена Морриса: он страдал от депрессий, а узнав о неизлечимой болезни, такде решился на непоправимое. Это стало очередным ударом для Иоланды: несмотря на измену и развод, впоследствии они сумели сохранить теплые отношения. Далида тяжело переживала эту потерю и несколько месяцев не выходила на сцену. Беспощадная пресса окрестила поп-диву «черной вдовой», смакуя новые подробности ее личной жизни.
В 1973 году начался новый виток ее карьеры. Она исполнила в дуэте со своим старым другом Аленом Делоном песню «Paroles, paroles», благодаря которой вновь стала одной из популярнейших певиц Европы. Мало кто знает, что эта композиция – кавер-версия песни итальянской певицы Мины и актера Альберто Лупо, записанной годом ранее. В 2000-х российский вариант песни стал популярен в исполнении Светланы Светиковой и Гоши Куценко, позже свой вариант с Куценко записала Теона Дольникова.
Надо сказать, что Далида часто в своем творчестве обращалась к чужому репертуару. Она пела русский романс «Дорогой длинною» («Le temps des fleurs»), перепевала «Hearts» Марти Балина и Сидни Ром, «Kalimba de Luna» Тони Эспозито. Звезда давала новую жизнь песням, ранее записанным Эдит Пиаф, Умберто Тоцци, Питом Сигером, Энди Уильямсом и другими. Далида записала на итальянском языке версию песни Шер «Bang Bang», а на французском – хит Стиви Уандера «I Just Call To Say I Love You». А знаменитый диско-шлягер « Laissez-moi danser» певица позаимстовала у Тото Кутуньо.
Один из самых известных хитов Далиды «Salma Ya Salama» – народная египетская песня, ставшая хитом № 1 в семнадцати странах мира. В 1998 году Филипп Киркоров сделал свою версию этой песни – «Салма». Король российской поп-музыки неоднократно обращался к творчеству Далиды: песни «Шелковая нить», «Сердце ждет», та же «Kalimba de Luna».
В 1972 году Далида познакомилась с французским художником и авантюристом Ришаром Шанфре, известным также под псевдонимом Граф Сен-Жермен. Он представлялся то колдуном, то звездочетом, то тайным пророком, певицу это веселило, он не давал ей вновь погрузиться в депрессивные состояния. Они были счастливы вместе девять лет, после чего расстались по неизвестным причинам. Через два года после расставания, когда Далида узнала, что ее бывший возлюбленный добровольно ушел из жизни из-за разорения и преследований налоговой полиции, она пережила нервный шок.
Тем временем, стиль диско, основоположницей которого она стала во Франции, перевернул представление о Далиде как о трагической диве. Вместо того чтобы начать выходить в тираж, она совершила новый виток творческого взлета: платья в блестках, страусиные перья, зажигательные песни. Ее новые программы всегда собирали аншлаг. В 1980 году она покорила самый огромный на то время зал Франции – Дворец Спорта. В том же году в СССР фирмой «Мелодия» была, наконец, выпущена пластинка французской певицы – «Поет Далида». Причем она была первой и последней.
В 1981 году Далида выступила с новой программой в концертном зале «Олимпия», а в день премьеры ей вручили бриллиантовый диск за 80 миллионов проданных пластинок во всем мире.
В 1985 году Далида перенесла еще две операции на глаза, так как яркий свет прожекторов стал причинять ей невыносимую боль. Певица не могла выступать. В 1986 году исполнительницу вновь пригласили в кино: она сыграла главную роль в египетском фильме «Шестой день». Спрятав роскошные волосы под тюрбаном, она играла прачку из Каира, содержащую парализованного мужа и внука. Драматический талант актрисы был высоко оценен критиками и зрителями.
Несмотря на успех и продолжающиеся аншлаги, Далида пребывала в глубокой депрессии. Эта непрекращающаяся гонка за популярностью, проблемы со здоровьем, надвигающаяся старость и тотальное одиночество изматывали ее. Добившись всевозможных успехов в музыкальной карьере, будучи на вершине музыкального Олимпа на протяжении нескольких десятилетий, она потерпела сокрушительное фиаско в личной жизни: мужчины, которых она любила, ушли из жизни, детей не было, а простое желание любить и быть любимой не могло сравниться ни с какими достижениями в карьере. День за днем она проводила взаперти в своем пустом доме и однажды не выдержала. 2 мая 1987 года 54-летняя певица покинула этот мир, написав предсмертную записку: «Жизнь для меня стала невыносимой. Простите меня».
Певицу похоронили на кладбище Монмартр рядом со своей матерью и старшим братом, прощание с ней стало событием национального масштаба, тысячи парижан стремились отдать дань памяти великой певице. На ее могиле установили памятник из белого мрамора в полный рост с развевающимися волосами на фоне триумфальной арки с солнцем. В 10-ю годовщину смерти знаменитости в Париже установили памятник, а площадь на Монмартре назвали в ее честь.
Брат певицы, Орландо, которому принадлежат права на творческое наследие Далиды, продолжает заниматься популяризацией творчества сестры. Он регулярно выпускает новые сборники лучших песен певицы, переиздания альбомов, различные подарочные издания. Судьбе певицы были посвящены мини-сериал «Далида» (2005), где ее роль сыграла Сабрина Ферилли, и байопик «Любовь и страсть. Далида» (2017), где роль Иоланды Джильотти сыграла Свева Альвити. Оба проекта делались под пристальным вниманием Орландо.
Песни Далиды продолжают звучать на радио, многие из них поют звезды мировой эстрады и участники вокальных конкурсов. Согласно исследованиям Далида занимает одно из ведущих мест среди личностей, повлиявших на мысли и жизнь общества Франции. Ее популярность не иссякает, интерес к ее судьбе и личности также не пропадает, а армия поклонников одной из величайших французских певиц по всему миру продолжает расти. Богини бессмертны.