С 17 сентября по 9 января 2022 года в Музеях Московского Кремля работает новая выставка «Франция и Россия. Десять веков вместе». Готовили экспозицию долго, но результат того стоил. В двух выставочных залах собрали уникальные экспонаты. В первом зале можно увидеть все, что связано с самым древним периодом отношений Франции-России, а во втором произведения искусства, относящиеся к 18-19 векам.
Открывает выставку грамота 1063 года, напоминающая о большом событии – браке дочери Ярослава Мудрого Анны Ярославовны.
Здесь же можно увидеть евангелие, которое Анна взяла с собой во Францию. Его прозвали «славянским». Эта святыня принимала участие в важных государственных церемониях. Например, во время коронации евангелием благославляли монархов. Тогда оно имело несколько иной вид – драгоценный оклад с золотом и дорогими камнями, а также с частицей животворящего креста и мощей святых. Но во время Великой французской революции богатое обрамление было утрачено.
В центре зала – огромная шпалера времен Людовика XIV. Когда императора Франции не стало, Петр I отправил в Париж своего человека Конона Зотова, посмотреть, «не будут ли чего продавать после смерти монарха и купить что-то из его коллекции». А еще Конан должен был пригласить французских мастеров на работу в Россию. Обе миссии были успешно выполнены. На мануфактуре Зотов приобрел шпалеру, заказанную архиепископом Реймса, но так и не выкупленную им по причине смерти. В левом верхнем углу можно увидеть вензель архиепископа.
На выставке представлено немало изделий из драгоценных тканей. Какая из них самая старая? Та, что использована для пошива саккоса, одеяния священника. Саккос создан в1680-1690-х годах. В те времена мода менялась очень быстро. Бывало так: из Парижа привозили ткань, шили платье, а оно тут же выходило из моды. В таком случае его отдавали в храмы и монастыри. Там из него шили церковное облачение. Так же поступали и с платьями знатных дам, отошедших в мир иной. Отдавали в церковь «на помин души».
В этом саккосе использован золотной атлас, то есть шелк с серебряными нитями, покрытых золотом. Чем выше пробы драгоценных металлов, тем лучше сохранялись ткани.
Еще один выдающийся экспонат – рисунок художника Демаре «Петр I и Людовик XV в Париже 11 мая 1717 года», подаренный Иосифу Сталину во время дипломатического визита Шарля де Голля в 1944-м. Художник Демаре лично присутствовал на встрече двух венценосных особ.
Продолжается выставка в другом зале. Там взгляд посетителей сразу приковывает изящное платье. Оно принадлежало Марии Федоровне, супруге Павла I. После женитьбы они под вымышленными именами графа и графини Северных отправились в Париж. Там у пары было немало встреч, в том числе и на высшем уровне. С Марией Антуанеттой у них сложились настолько теплые отношения, что Мария Федоровна воспользовалась услугами г-жи Бертен. Модистка королевы сшила ей домашнее платье, состоящее из шелковых пеньюара и юбки, расписанной акварелью. Это платье было получено из Парижа 25 июня 1784-м году.
Какой размер носила супруга Павла I? 40-42. Талию имела осиную и это при том, что в браке родила 11 детей! Сейчас миниатюрное платье хранится в Павловске.
Там же «прописан» и изящный туалетный прибор. В Москву приехала лишь часть его. Другая хранится под колпаком и не покидает музей. Туалетный прибор преподнесли Марии Федоровне во время визита в Севр. Всего в приборе было 60 предметов! В Москве можно увидеть лишь 7, в том числе лопатку для чистки языка.
Билет на посещение выставки – 500 рублей. С экскурсией – 900 рублей. Сеансы проходят каждые полчаса с 9.30 до 17.00.