С 3 по 30 сентября 2024 года в Российском духовно-культурном православном центре в Париже проходит выставка «Волшебник императорских театров Александр Головин». Бахрушинский театральный музей впервые представил за границей коллекцию работ одного из самых известных в мировой культуре российского сценографа.
Посетители экспозиции увидят эскизы декораций и костюмов Александра Головина к спектаклям, поставленных в первой половине XX века. Среди них оперы Большого театра «Псковитянка», Мариинского театра «Руслан и Людмила, «Кармен», «Золото Рейна», балеты «Лебединое озеро» и «Волшебное зеркало», а также множество других известных постановок, включая работы, созданные художником для «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Всего насчитывается более 150 документальных экспонатов: театральные наброски, фотографии спектаклей, фотопортреты Головина.
Александр Головин обрел международную известность благодаря участию в «Русских сезонах». Деятеля искусств Сергея Дягилева привлекло умение сценографа показывать русские национальные традиции через призму европейского модерна. Он регулярно упоминал мастера в своих статьях и публиковал работы в журнале «Мир искусства». Головин стал одним из художников-постановщиков оперы Мусоргского «Борис Годунов» для дебютного «Русского сезона» в Париже в 1908 году. Именно он создал узнаваемый костюм царя Бориса, а затем портрет Федора Шаляпина в этом образе.
В 1910 Головин оформил для «Русских сезонов» весь балет Стравинского «Жар-птица», за исключением двух костюмов. Непосредственно саму «Жар-птицу» и «Царевну» создал Лев Бакст. Художественные критики из Франции высоко оценили работу сценографов и декораторов этой постановки. Сам Головин восхищался французским классическим и новым искусством: оно оказало на мастера значительное влияние. В поисках новых техник и приемов Головин несколько месяцев учился в частной художественной мастерской в Париже, вырабатывая авторскую манеру письма.
С 1908 года Александр Головин начал сотрудничать с Всеволодом Мейерхольдом — режиссером петербургского Императорского театра. Совместно они поставили более двадцати спектаклей, вершиной которых стала постановка «Маскарад», на реализацию которой ушло более шести лет. В ней оригинально соединились хор, танец, пантомима и трагедия. Основной темой лермонтовского «Маскарада» в интерпретации Мейерхольда была мнимая жизни царской России. Спектакль трактовался как глобальная социальная метафора — маскарад эпохи, где подлинные человеческие чувства скрываются под масками. Премьера состоялась 25 февраля 1917 — в день начала Февральской революции, став символом неминуемого финала эпохи Серебряного века.
Александр Яковлевич Головин стал своего рода революционером в истории театрально-декорационного искусства. Еще при жизни его работы пользовались популярностью у коллекционеров. Алексей Александрович Бахрушин, создатель Бахрушинского музея, был страстным почитателем театрального импрессионизма Головина. Он находил и скупал целыми сериями авторские эскизы художника. Несмотря на огромную конкуренцию между государственными и частными собраниями, именно Бахрушин смог сформировать и сохранить самую полное и разнообразное творческое наследие Головина.
Бахрушинский театральный музей основан Алексеем Александровичем Бахрушиным в 1894 году. На сегодняшний день в его фондах и филиалах хранится более 1,5 миллионов экспонатов: наброски костюмов и декораций, сценические костюмы легендарных актеров, предметы декоративно–прикладного искусства, программы и афиши спектаклей, фотографии, портреты и редкие издания. В собрании также насчитывается свыше 1300 произведений Александра Головина. Экспозиция «Волшебник императорских театров Александр Головин» — уже пятый проект музея в Свято-Троицком соборе в Париже за последние два года. Выставки, посвященные легендам балета Галине Улановой, Юрию Григоровичу и Майе Плисецкой, неоднократно продлевались в связи с неустанным интересом публики. На них демонтировали редкие снимки театральных деятелей. Кроме того, здесь состоялась фотовыставка о Ролане Пети, приуроченная к столетию со дня рождения выдающегося хореографа.