Государственный музей А.С. Пушкина впервые в России представит выставку французского художника русского происхождения Александры Отиевой. Вернисаж «Путешествие в мечту. Акварель и Шелк» состоится 19 сентября 2019 года. Время начала — 19.00. А следующий месяц, с 20 сентября по 20 октября, выставку акварелей и шелковых платков, дизайн которых основан на лучших картинах Отиевой, смогут посетить все жители Москвы.
На экспозиции представят лучшие работы Отиевой разных лет. Кстати, специально для московской выставки, в год 220-летия со дня рождения Пушкина, художница создала несколько платков с орнаментом, отсылающим к росписям потолков в Государственном музее А.С. Пушкина.
Выставку Александры Отиевой откроют генеральный директор музея А.С. Пушкина Евгений Богатырев, художник Никас Сафронов, журналист, писатель, радио- и телеведущий Андрей Максимов, писатель Александр Сенкевич. В музыкальной части программы запланированы выступления балерины Большого театра Дарьи Ловцовой и артиста театра «Геликон-Опера» Дмитрия Хромова, а актриса театра и кино Мария Голубкина представит поэтическую составляющую вечера.
Накануне открытия выставки мы поговорили с Александрой Отиевой — о том, что вдохновляет и что дает силы на творчество.
— Александра, совсем скоро вы представите в Москве вашу выставку «Путешествие в мечту. Акварель и шелк». Расскажите, почему вы, как художник, выбрали именно эти два направления?
— Я выбрала одну из самых сложных техник в живописи –акварель по-мокрому. Мне всегда хотелось постичь тайны подвижности материала, который даёт неповторимость результата, возможность импровизировать. Способность воздействия самой техники на ожидания автора, его мысли и чувства, и эмоциональное состояние. Я хочу сохранить эту технику для будущих поколений и поэтому остаюсь ей верна. Говоря именно про Европу, где я живу, в этой технике работает считанное количество художников. К тому же, акварель незаслуженно всегда недооценивали, и мне хотелось доказать обратное. Что акварель может быть не только пастельной и на маленьких форматах, но и очень экспрессивной, яркой, многогранной, эмоционально глубокой, трогающей те или иные струны души, и что даже такая сложная техника может быть выполнена на большом формате. Я имею ввиду именно акварель по-мокрому, думаю до меня на таких форматах никто не работал. Она позволяет создать те эффекты, которые не доступны в других техниках. В своих работах я не использую белую и чёрную краски, так как, в природе их в чистом виде не существует. Их получаю смешиванием других красок палитры. Обратите внимание на серию картин «Русская зима» — этот пушистый белый снег нарисован также без использования белой и черных красок.
Что касается шелка, это интересная история. Мне всегда хотелось перенести картины на ткань, на фарфор, придать им утилитарную функцию. Началось все с тканей, которые я создавала для своих платьев, в которых я открывала вернисажи своих выставок. Это всегда было эффектно, вызывало восторг и интерес. Каждый раз ко мне подходили женщины и интересовались, не могла ли я им сделать ткань на платье. Я люблю красивые, интересные, эксклюзивные аксессуары. И в течение нескольких лет я искала бирюзовый платок у всех именитых марок и не находила именно те цвета, которые бы красиво оттеняли кожу, придавали шикарной элегантности и не повторялись. Я так и не остановилась ни на одном платке, но однажды у себя в мастерской, когда я проходила мимо картины с голубым омаром, меня осенило: «Вот! Вот он мой цвет и мой платок!».
С того момента, как я решила создать свои платки на основе моих картин, прошло несколько лет кропотливого труда. Процесс был длительным, от создания дизайна, на который уходит несколько месяцев, до подбора шелка подходящей фабрики, соответствующей высоким стандартам качества, правильной ручной обшивки, до создания упаковки и подборов материалов, логотипа и регистрации собственного бренда. Я сразу задала себе высокую планку, хотела выпустить платки класса люкс! И у нас это получилось! С детства я была максималисткой, всегда выбирала сложные пути, для достижения своей мечты! Всегда преодолевала себя, видимо, и акварель по–мокрому я выбрала не случайно, даже сейчас перед белым полотном мне становится не по себе. Возбуждение, тревога, «а смогу ли я». Наверное, как у писателей перед белой страницей, с той лишь разницей, что они могут исправить неполучившийся фрагмент, а я нет.
— Вы работаете в технике акварели по-мокрому. Считается, что она одна из самых сложных в живописи. Расскажите более подробно об особенностях такой работы? Как долго пришлось осваивать и совершенствовать технику?
— Вы абсолютно правы, видимо, сложность этой техники объясняет, почему ей так мало пишут в наше время. Акварель по-мокрому – техника, заключающаяся в обильном смачивании листа водой с обеих сторон и нанесении красок за один сеанс. Эта техника используется художниками, которые стремятся к динамичности штриха, цветовым эффектам, особой прозрачности и текучести изображаемого.
Освоение техники требует времени и внимания художника, который точно должен знать степень напитанности бумаги водой (акварель и без того является водорастворимой краской), чтобы добиться нужного эффекта. Ведь ошибка в этом виде письма (в отличие от лессировочной акварели) не подлежит исправлению. Любое неловкое или неточное движение приводит к тому, что придется начинать все с белого листа.
Технику я осваивала на протяжение 5 лет в мастерских Союза художников России в городе Саратове у замечательного педагога Натальи Козловой, которая специализируется только на этой технике. Я до сих пор её совершенствую. Сначала Наталья пугалась моих «сумасшедших» идей и ярких красок, потом привыкла, и мы замечательно работали. Я считаю, что освоить любую технику до конца невозможно, всё приходит с опытом и трудом. Нужно много работать. Акварель к тому же очень капризная дама. Я думаю, мне много еще предстоит открыть для себя в процессе работы и ко многому прийти. Многое также зависит от взросления художника, меняются взгляды, восприятие, отношение, и это отражается в письме, на технике, на сюжетах и на цветовой гамме. Я с тайным волнением думаю, что же меня ещё ждет впереди. Это как в стихах : «Ложатся краски на бумагу, запечатляя душу….».
— Где вы находите вдохновение и сюжеты для ваших картин?
— Природа, самый большой кладезь, всё что она создала «идеально, завораживающе и порой нереально». Она является большим источником вдохновения.
Путешествия подпитывают и дают идеи к творчеству.
Я черпаю вдохновение из эмоций, музыки, танцев, также меня вдохновляют люди, талантливые, интересные, любящие жизнь. Общение пробуждает эмоции и вдохновенье. Искусство для меня стало способом самовыражения, отражением моего внутреннего мира, восприятие внешней среды.
Путешествие по жизни — что может быть более загадочным? Настроение является обязательной составляющей акварельного пейзажа. Моя цель – авторским видением, интуитивно, найти ту особенность в пейзаже, которая придаст работам неповторимое звучание.
Я эпикурейка по своей натуре, люблю жизнь, люблю наслаждаться моментом и получать эмоции и удовольствие, от театра, от природы, поездок, от вкусной еды, от интересного общения, от простых вещей.
Достаточно только взглянуть на мир глазами художника, и вы увидите, как играют краски и меняется мироощущение.
— Кто ваши учителя в профессии? На кого из великих художников и дизайнеров вам бы хотелось ориентироваться?
— В частности, влияние на выбор техники оказала художник-акварелист Наталья Козлова, усвоившая школу старейшего в стране Саратовского художественного училища им. А. П. Боголюбова. В 1990-х она была сложившимся мастером акварели. Акварель, введенная в обширный круг видов и жанров искусства, к 1970-м заняла достойное место в советском искусстве, превратившись из камерной техники домашних альбомов 19 века в полноценную возможность воплощения образов многогранного мира. Отношение к ней было столь серьезным, что в 1965 году в Москве открылась 1-я Всесоюзная выставка акварели, в которой участвовали такие видные мастера как С. Герасимов, А. Дейнека, Н. Волков, В. Конашевич, А. Фонвизин и др. Эта выставка дала серьезный импульс к развитию акварели, побудила художников к жанровому поиску именно в этой технике.
Что касается великих художников, я очень люблю импрессионистов. Одним из первых импрессионистов, я считаю, был Тернер, именно он вдохновил одного из моих любимых художников Клода Моне. Только импрессионисты так умеют передавать воздух! Альфред Сислей, Эдгар Дега , Огюст Ренуар, Камиль Писсаро. Для меня они великолепны, я могу часами смотреть на их работы и при каждом случае посещаю произведения этих художников в музеях, бессчётное количество раз.
— Вы уже много лет живете и работаете во Франции – родине моды. Каково русскому художнику на Лазурном берегу? Трудно ли добиться признания?
— Время летит очень быстро, уже 15 лет я живу и работаю на Французской Ривьере, которая во все времена притягивала и манила художников своим особым светом и красками природы. Не поверите, я переехала туда, потому что влюбилась в цвет моря. Он такой бирюзовый, необыкновенный голубой цвет, играющий под лучами солнца. Видите, этот цвет неосознанно играет важную роль в моей жизни. Французы ревностно относились, когда я подписывала свои выставки и указывала на афишах «русский художник». Сначала вообще было крайне тяжело, акварель и в Европе недооценена. Галерейщики воротили нос, но брали картины, не выставляя их, а предлагая из-под полов американцам, которые с радостью покупали. Только потом я поняла, что делали они это специально, чтобы мало платить художнику. И все время говорили, что я должна писать море, чтобы продавать, на что я отвечала, я хочу писать зимы. Они крутили пальцем у виска, говорили: «тебе же надо есть», но я была упряма. Звучит странно, но, видимо, ностальгия по Родине в первые годы давала о себе знать, и я с упоением писала русские зимы и пейзажи.
Сейчас же я рада тому, что многие мои работы нашли свое пристанище в коллекциях в Нью-Йорке, Ницце, Монтре, Монако, Владивостоке, Москве, Дубае и многих других стран. Причем, это не только частные коллекции, но и музеи.
Мое творчество оценило и правительство Франции – именно за заслуги в искусстве я удостоилась гражданства Франции.
— По какому принципу вы собирали работы для вашей выставки в Государственном музее А.С. Пушкина?
— Для меня большая честь выставлять свои работы в выставочных залах Государственного музея имени А.С. Пушкина. Конечно, я не могу выставить все работы, которые хотелось бы представить публике, чтобы показать все многообразие. Я отобрала работы разных лет, с которыми так или иначе связана какая-то история.
Также будет представлена коллекция платков, которые будут натянуты и представлены как картины.
Деятельность художников не всегда ограничивается рамками холста, иногда самые интересные творческие эксперименты происходят в мире текстиля. К дизайну текстиля в свое время общались Леон Бакст, Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, Густав Климт… Мне хотелось наиболее полно показать возможности воплощения художественных замыслов на примере платков, посвященных Пушкину. Чтобы зритель смог погрузиться в разные эпохи, посмотреть, что создавалось ранее и что теперь. Помимо картин и платков, будут представлены фарфор, иллюстрации к книге детских стихов поэтессы Светланы Тарасенко, этикетка к вину известного региона Бордо. Идея выставки — показать прикладной характер искусства, как оно может разветвляться и находить свои уникальные формы в разных направлениях во все времена.
— Вы посвящаете вашу выставку 220-летию со дня рождения Пушкина. Будут ли на ней работы, созданные специально к этой дате?
— Специально для этой выставки, в год 220-летия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, я создала несколько платков с декоративными орнаментами, основой дизайна которых послужили росписи потолков в Государственном музее А.С. Пушкина. Изящным дополнением выставки станет коллекция платков, посвященных Пушкину, из фонда музея. В их числе –платки, выпущенные в 1800 — начале 1900 годов.
— Ваше творческое кредо?
— Для меня искусство — это жизнь. Творить так же жизненно необходимо, как дышать. Когда я пишу свои акварели — я живу…
На самом деле мы становимся тем, кем мы думаем стать. Иногда подсознательно, иногда совершенно осознанно. В детстве я всегда хотела стать художником и видеть свои картины оформленными в рамы. Они могли «жить» в чьем-то доме, напитывать его живой энергией творчества… Наконец, моя мечта сбылась. Просто удивительно, как наши мысли овеществляются, становятся нашей жизнью. Я могла бы жить совсем иначе, чем живу сегодня. Я могла бы иметь другую профессию, жить в другом городе и другой стране. Видеть другой пейзаж за окном… Но подсознательно, а потом совершенно осознанно и целеустремленно я стремилась быть художником. Я желала ощущать жизнь и передавать свои ощущения от нее посредством мягких и прозрачных размывов акварели. Я хотела вставать по утрам с мыслью, что меня ждет моя студия, где приготовлен планшет с листом бумаги, кисти и краски. В путешествиях я видела не просто поля и крыши домов, реку и замысловатой архитектуры мост, но образы для своих работ. И все сложности, порой нешуточные, которые были на моем пути, преодолены.
Я – художник! Моя задача как художника поделиться своей страстью, чувствами и восприятием событий со всем миром! Чувства, которые я выражаю через мои картины, чисты! Мне кажется, если я честна перед собой и верна себе и своему искусству, я в состоянии творить и развиваться…
Все, что я пишу, является результатом моего воображения! Мой ум и душа постоянно создают образы, красочные и восхитительные. Когда я провожу часы, работая над картиной, я стремлюсь выразить то, что живет глубоко внутри меня.
— Планируете ли продолжить вашу выставочную деятельность в России? Уже есть идеи для новых проектов?
— Конечно, мне бы очень хотелось продолжить выставлять свои работы в России, есть много интересного что можно показать. В настоящее время я только знакомлюсь с предложениями, но в данный момент все мои силы и энергия направлены на организации предстоящей выставки. Я всегда открыта для новых идей и предложений. Пользуясь случаем хочу вас пригласить на выставку, которая пройдет с 20 сентября по 20 октября в выставочных залах Государственного Музея имени А.С Пушкина по адресу Денежный переулок 32.