Автор текста: Сергей СЕЛЕДКИН
Третьяковская галерея продолжает фрустрировать и удивлять. Нынешнюю неделю ознаменовал шум и гам по поводу готовящейся выставки «Многообразие/Единство», которое планировалось с 14 ноября 2020 года по 21 февраля 2021 года. Как значилось в анонсах, мероприятие должно было объединить художников из 35 стран, исследующих «проевропейский диалог», чьи работы посвящены свободе, достоинству, а также «политическому и личностному самосознанию». Предполагалось, что выставка пройдет в Москве, Берлине, Париже, и, как говорила директор галереи Зельфира Трегулова, голоса, представленные в проекте, «заставят посетителей думать, анализировать, обсуждать, сострадать и глубоко чувствовать».
Когда в сеть просочились фотографии экспонатов будущей выставки, это вызвало скандал в телеграм-каналах с культурной повесткой. Как известно, в телеграме нет цензуры и, в отличие от других соцсетей, можно выкладывать любой контент. Накануне телеграм-канал CULTRAS выложил несколько работ «Многообразия/Единства», которые шокировали пользователей. На одной фотографии Эрика Кессельса и Томаса Мелендера был запечатлен мастурбирующий монах, на другой — неприличная сцена с животным Андерса Петерсена. Как сообщал канал, снимки настолько удивили Министерство культуры, что выставку потребовали отменить.
Из своих источников мы получили ксерокопии еще нескольких работ готовящейся выставки. Помимо фотографий — это, например, картины португальской художницы Паулы Регу: «Пенетрация» и «Мама любит тебя», запечатлевшей женщину с зубастой промежностью.
От британской художницы Таситы Дин предполагалось выставить серию «Русский финал»: это фотографии катастроф с кораблями, туша мертвого кашалота с подписью «Шлюха» и российские похороны на разных этапах. Не хотелось бы уподобляться разным политическим деятелям, назвавшим выставку авангардистов неприличным словом, но, солидаризируясь с большинством арт-критиков, отметим, что видеть подобный контент логичнее в других галереях, но не в консервативной Третьяковке. Еще вчера информация о грядущем событии имелась на сайте галереи, однако сегодня ссылка по тому же адресу выдает ошибку 404.