В Москве проходит первая за пандемию международная выставка: зачем смотреть на «мечты о свободе» романтиков

В Москве проходит первая за пандемию международная выставка: зачем смотреть на «мечты о свободе» романтиков Фото: Оксана Фомина

В Новой Третьяковке 23 апреля 2021 года открыли выставку «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии». Что на ней посмотреть в первую очередь, рассказывает наш корреспондент Оксана ФОМИНА.

Экспозицию «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии» готовили два с половиной года. Часть этой подготовки пришлась на несколько месяцев полного локдауна. И тем не менее, результат оказался отличным. Москвичи и гости столицы увидят 300 драгоценных экспонатов: 200 живописных работ русских и немецких художников, а также предметы, отсылающие нас к эпохе романтизма.

Чьи работы покажут

Если российские имена большинству посетителей знакомы, (тут работы Брюллова, Тропинина, Иванов), то немецкие, вероятнее всего, станут открытием.


«Эта выставка повод узнать культуру наших стран глубже», — заявил на открытии представитель немецкой стороны. Не поспоришь. Экспозиция разбита на «подзаголовки»: «свобода», «автопортреты», «детство», «интерьеры»… На все это у художников эпохи романтизма был свой особой взгляд. Вот даже портрет — это не просто взгляд со стороны на человека, а попытка заглянуть в его душу и мысли.

Отдельное удовольствие доставят пейзажи, запечатлевшие стихию, взаимоотношение человека и природы. Этот раздел выставки, пожалуй, самый богатый и разнообразный. Среди имен — Иван Айвазовский, Эрнст Эме, Сильвестр Щедрин, Карл Блехен.

Главная тема выставки

Картины художников-романтиков, словно ребусы, можно разгадывать бесконечно. Вот «Аллегория России», кисти Филиппа Фейта. Девушка, олицетворяющая Россию, а на заднем плане две крепости, соединенные мостом. Пейзаж этот трактуют как единство между Европой и Россией. Рядом еще две девушки — символизируют Италию и Германию. Посетители с азартом определяют, кто есть кто? Подсказку дают венки на головах и пейзажи за спиной. На одной картине они очень разные!

«Триумф религии и искусства» Фридриха Иоганна Овербека — труд 14 лет! Эта аллегория единства культуры и религии ошеломила современников Овербека не только масштабами, но и глубиной! Вокруг источника истины изображены десятки фигур (портретное сходство! Определить персоны помогут подсказки на табличках) — Давид с арфой, Соломон с моделью Медного моря, Авраам, Сарра с Исааком, а также Тициан, Беллини, Дюрер, братья ван Эйк…

 В 1839-м мастерскую Фридриха Овербека навестили великий князь Александр Николаевич и его воспитатель поэт Жуковский. По инициативе последнего художнику заказали монохромную копию шедевра.

«Сикстинская мадонна» — гигантское полотно, рядом с которым на выставке останавливаются все! Рафаэль?! Нет, оригинал все также находится в Дрездене (туда его вернули в 1955-м из СССР), а это копия, созданная художником Алексеем Марковым в 1832-м году. Эту работу высоко оценили профессора Императорской академии художеств и приобрели полотно за 857 рублей для академического музея.

Где: Новая Третьяковка, м. «Парк культуры», «Октябрьская», Крымский Вал, 10.
Когда: до 8 августа 2021 года.
Цена билетов: 350 — 600 руб.

Расскажите об этом друзьям!