Автор текста Сергей СЕЛЕДКИН
Вчера произошло сразу два культурных события на усадебную тему. Одно хорошее, другое очень плохое.
Начну с хорошего. В музее «Новый Иерусалим» открылась интереснейшая выставка «Возвращение в усадьбу». Музей обладает самой большой коллекцией артефактов из подмосковных усадеб и чуть ли не впервые у посетителей появилась возможность увидеть топовые экспонаты из лучших российских домов Голицыных, Романовых, Шереметевых и Лопухиных. Тут тебе и всякое разное оружие, и шедевры живописи (преимущественно, малые голландцы), конечно, фарфор, но не только. Например, жемчужина выставки, которая должна понравиться (или, наоборот, может не понравиться) феминисткам — барельеф, запечатлевший Екатерину Вторую в образе Александра Македонского!
Все очень здорово оформлено. Есть, где сфотографироваться. А в одном из залов представили современно-креативное оформление в духе фильма «Кома» Никиты Аргунова, изобразив усадебный быт в виде осколков интерьеров и обрывков воспоминаний.
Метафора выставки — ритмично расставленные часы работы отечественных и зарубежных мастеров. Когда-то каждая усадьба имела свой голос: заведенные часы в назначенный час начинали бить, звонить, стучать. Сегодня, по истечении века, часы больше не бьют и не звонят, а усадьба умирает.
— До революции в Подмосковье было 1200 усадеб, сейчас — только триста. И мы понимаем, что эта цифра будет уменьшаться, — говорит Ксения Новохатько, куратор выставки.
От этих слов сразу переходим к очень плохой новости, которая тоже может считаться метафорой «Возвращения в усадьбу». Ночью, за несколько часов до открытия выставки, дотла сгорел памятник архитектуры XVIII века, охотничий домик (по-старинному, мыза) Баташевых близ Выксы. Промышленник Баташев выстроил его, надеясь излечить своего душевнобольного сына, и сюда они приезжали охотиться на водоплавающую птицу. До 2012 года здесь располагались сначала дом отдыха, потом — больница, а после закрытия медицинского учреждения заброшенное здание стало разрушаться. Находились желающие купить домик, однако его не продавали. Тем не менее, и в плачевном состоянии мыза производила впечатление на путешественников. Строители (а по легенде, это были крепостные Баташевых) идеально вписали здание в приокское пространство. Напоминающее старинный замок, оно буквально царило над землями так, что проехать мимо было невозможно.
Практически каждые три года в домике что-то загоралось, правда, до последнего момента пожары удавалось вовремя потушить. Сейчас ни домика, ни памятника. Усадебную же выставку с фотографиями существующих и утраченных зданий можно увидеть в музее Нового Иерусалима до 30 мая 2021 года.