В Москве в Новой Третьяковке открытие выставки «Я, Энди Уорхол» началось со скандала. Посетители выставочного комплекса заподозрили, что экспозиция состоит не из подлинников, а из репродукций мастера. Среди выставочных экспонатов оказались знаменитые работы «Мэрилин», «Банки с супом Кэмпбелл», «Мао», «Цветы», «Вымирающие виды», а также различные иллюстрации, обложки журналов и пластинок.
Появление Уорхола в Москве — одно из самых масштабных событий в мире искусства в нашей стране в 2020 году. Но среди ценителей разгорелись бурные дискуссии после публикации заметки в Telegram-каналах о якобы купленной лицензия на выставку у фонда, который на самом деле не владеет самими работами, а имеет лишь права на их использование. Из-за этого на галерею обрушились обвинения за то, что в залах музея представлены не подлинники.
Тем временем в Третьяковке объяснили, что представили музея не занимались организацией этого мероприятия, а залы, где и представлена экспозиция, считаются независимой площадкой.
— Третьяковская галерея осуществляет на этой площадке деятельность, связанную, которая связана исключительно с обеспечением содержания здания. В выставочную программу, осуществляемую в пространствах, переданных Союзу художников РФ, представительство галереи не вмешивается, – рассказали Москва24 в пресс-службе выставочного комплекса.
Эту ситуацию также оценил и искусствовед Михаил Миндлин, директор Музея имени Андрея Рублева. Он уже посетил выставку Уорхол и считает, что нападки могут быть вызваны в связи с особой техникой художника, из-за которой между зрителем и автором возникает недопонимание.
— Это тиражное искусство, а в данной технике работы не производятся в одном экземпляре, они изначально создаются для того, чтобы выпустить определенный тираж, — пояснил Миндлин.
Кстати, тираж может быть не стол масштабным, каким его принято представлять — это может быть и 25 картин, и более сотни. Эксперт Миндин добавил, что такие экземпляры авторского творчества хоть и считаются оригинальными, но не всегда бывают уникальными.